О российской элите: чего они боятся?
Евгений Супер
Мы не раз рассматривали результаты опросов, отражающие мнения простых граждан относительно актуальных угроз современной России. Однако сегодня мы обсудим нечто новое – результаты исследования мнений текущей российской элиты, которое проводилось на протяжении 19 лет. Чего сегодня больше всего боится российская элита, кого не любит и как видит будущее страны – разбираем ниже.
Чего хочет элита
Применимость термина «элита» к тому, о чем пойдет речь в статье, мы обсуждать не будем. Будем следовать – в рамках данного материала – тому списку сограждан, который выбрали исследователи.
В течение 19 лет эксперты опрашивали представителей социальной группы, к которой отнесли депутатов Госдумы, руководителей крупных предприятий, редакторов т.н. ведущих СМИ. На основе собранных данных был издан доклад «Российская элита – 2020», представленный на днях в рамках международного дискуссионного клуба «Валдай».
1. Элита хочет вертикали
Среди главных угроз национальной безопасности опрошенные отмечают «слабую управляемость страной». Власть не реагирует адекватно на внутренние угрозы, представляющие на данный момент гораздо бóльшую опасность, чем внешние. Среди них – инфляция, замедление темпов экономики, межэтнические конфликты.
«Отсюда можно предположить, что одним из ключевых векторов российской внутренней политики на ближайшее время станет работа по укреплению вертикали власти и устранению внутренних противоречий. В рамках этого направления, вероятнее всего, также будет предпринят ряд мер по стабилизации межнациональных отношений на территории России», – говорится в докладе.
2. Элита не верит в демократию
«Демократия не является предпочтительной формой правления для российских граждан: авторитаризм и технократия рассматриваются как не менее адекватные формы политического режима применительно к отечественным условиям. Смена поколений в российской элите вряд ли приведет к значительной либерализации и демократизации режима», – говорится в докладе.
Не верит элита и в бурное развитие гражданских институтов в России. В перспективе 10-15 лет «роль ценностного компонента в развитии демократии в России может рассматриваться как незначительная».
3. Элита не любит США и надеется на силу оружия
Интересно, что, по данным исследования, наша элита буквально пронизана антиамериканскими настроениями и они присущи ей даже в большей степени, чем рядовым гражданам. Более того, антиамериканизм в высших сферах растет от года к году и наиболее ярко выражен в среде «шестидесятников», то есть тех людей, которые когда-то считали США оплотом свободы и добра.
Эксперты связывают это с разочарованием итогами либеральных реформ, крушением имиджа США как «доброго и отзывчивого партнера». Свой вклад в антиамериканские настроения внесла и агрессивная внешняя политика США, которая не меняется, несмотря на смену обитателей Белого дома.
В свете этого российская элита всё больше считает «военный фактор ключевым в международных отношениях».
Элита такая элита
В нарисованном исследователями портрете российская элита обладает всеми формальными признаками, дающими основание занести ее в разряд чуть ли не «совковых патриотов». Что неожиданно, ибо в представлении самих «совковых» элита у нас сплошь проамериканская и только и ждет момента, чтобы «свалить из страны с награбленным». А тут, оказывается, и разочарование в США и в институтах демократии, и вера в военную мощь, и запрос на порядок внутри страны.
Однако я бы не спешил радоваться – и вот почему.
Во всех этих запросах явственно прослеживается не желание вывести страну на новый этап развития, а стремление застраховать свой элитный статус. «Искоренение внутренних противоречий» важно «депутатам, владельцам заводов и СМИ» не потому, что оно сделает жизнь простых граждан счастливее, а потому, что огородит их внутриэлитный мир от бунтов. Отсюда же и неприязнь к агрессивной политике США и стремление компенсировать ее наращиванием собственной военной мощи. Отсюда же «недоверие к институтам демократии и гражданского общества» – они рассматриваются как нечто неизведанное и оттого опасное, без чего лучше обойтись.
При этом неудивительно, что по некоторым направлениям запросы элиты совпадают с запросами общества. Кто-то из экспертов даже предположил, что это совпадение неслучайно и спущено нам сверху. Мол, элита насаждает нам свои страхи, чтобы иметь поддержку в некоторых решениях. Может быть, это и так, но важно другое.
Важно то, что среди запросов элиты нет и намека на развитие. Ни малейшего. Без него весь антиамериканизм, антидемократизм и милитаризм сразу блекнет и превращается во что-то замшелое и инстинктивно отталкивающее. Идеология «против», уравновешенная аспектом «за» лишь в части консервации статуса элиты, точно не может быть принята обществом как основополагающая. Нам же предлагают объединиться в нелюбви к супостату ради поддержания уровня жизни элиты и слабой надежды, что она позаботится и о нашем «благосостоянии».
Тут по логике должен последовать уже порядком затасканный вывод о том, что «элита у нас не такая». На самом деле – она как раз «такая».
Такая же, как и везде в мире. Просто она уже всего достигла и главной своей задачей ставит сохранение нажитого. А мы в ее понимании – внешний фактор, которому необходимо создавать минимальные условия существования, при которых мы не представляем для нее прямую угрозу.
Почему элита такая, какая есть
Наша «элита» – не агенты иностранных спецслужб и не инопланетные пришельцы. Она – порождение нашего же общества. Просто общество позволяет ей быть такой, какая она есть. По этой причине она, несмотря на свой статус, обладает и всеми нашими пороками.
Меня весьма удивило в вышеприведенном докладе, что элита наша не представляется каким-то высшим клубом, а разбита на мельчайшие и многочисленные осколки. Прямо как мы. Нет, они, конечно, тоже объединяются по вкусам, по уровню потребления, по умению разбираться в дорогих винах и чему-то там еще. Но все эти депутаты и директора будто не ощущают своей общности. Они – хоть и элита, но каждый живет в своей скорлупе. Отсюда и слезливая просьба «наладить вертикаль» и «навести порядок». К кому просьба? Вы же и есть начальство, вы же и есть элементы этой вертикали и блюстители порядка на местах.
Элита, при всей кажущейся могучести, так же, как и простой работяга, ждет, что кто-то сделает всё за нее. Что кто-то прислушается к ее запросу и всё починит, огородит от социальных взрывов и кровожадных американцев. Какая-нибудь другая элита. Более компетентная и могучая.
Проблема в том, что «другой элиты» у нас нет. Как и другого народа тоже.
Всех, кроме меня
За двадцать лет сосуществования народ и элита достигли своего рода настороженного нейтралитета. Ежечасно мы посылаем наверх, в общем-то, один и тот же запрос – пусть вокруг всё горит хоть синим пламенем, но только лично нас это никак не должно касаться. Мы посылаем этот запрос автоматически, в фоновом режиме. Президент же, получая его, наверное, и рад бы переправить его в вышестоящую инстанцию, но она так высоко, что дотянуться при жизни обычно не получается. Поэтому запрос приходится удовлетворять ему.
Но вот какая штука. Невозможно бесконечно долго удерживать систему в состоянии стабильности. Время от времени ее нужно надламывать, хотя бы ради сохранения стабильности в долгосрочном плане. Если такую необходимость сознательных перемен игнорировать, то система все равно лопнет сама. Только не в том направлении, в каком задумывалось.
Беда элиты в том, что она категорически не хочет надламываться даже чуть-чуть. Даже самую малость, даже во имя продления стабильности в будущем – «пусть вокруг всё горит хоть синим пламенем, но только лично нас это никак не должно касаться». Каждый, конечно, горячо соглашается с необходимостью той же затасканной модернизации, но, как дело доходит лично до него, всячески ей сопротивляется. Модернизируйте там кого-нибудь другого. Более устаревшего. А мы уж как-нибудь договоримся.
Народ при этом намерен проводить модернизацию за счет элиты (призывает нового «сталина»), а элита – за счет народа («сократить, продать, оптимизировать»). И каждый верит в свою правоту.
Получается, что даже «высшая инстанция» оказывается скована таким противоречивым запросом. С одной стороны, подавай стабильность, а с другой – не смей трогать лично меня. Иначе мы тебя вмиг сожрем, нас много, а ты – один. И, заметьте, из того же исследования личность этой инстанции элиту мало беспокоит, кто бы ее ни представлял, ему придется удовлетворять тот же самый запрос.
А так ли она страшна
В такой ситуации уповать остается только на то, что «высшей инстанции» хватит решимости вовремя провести надломы в нужных местах, до того момента, как система не начнет расходиться по швам сама. Сделать это нужно без оглядки на мнения. Пока что мы видим лишь крайне осторожные шаги в этом направлении.
Любопытный факт – в первом полугодии объем депозитов банка ВТБ вырос на рекордную сумму – 164 млрд рублей. Для сравнения: за весь предшествующий 2012 год объем депозитов частных лиц составил всего 147 млрд рублей. То есть прирост по нынешним меркам вообще фантастический.
Но никакой фантастики на поверку в этом явлении нет – просто заработал закон, предписывающий чиновникам размещать деньги в отечественных банках. И разместили. И дворцового переворота не произошло. И никто не вывел на площади миллионы, чтобы смести «режим». А сколько было криков в свое время, помните?
Кто эти чиновники, спасающие миллиарды? Да вот та самая элита, которую опрашивали эксперты. Не восстала она единым фронтом, не развернула в одночасье штыки против командира. Просто каждый отдельный ее представитель подсчитал в уме издержки и выгоды и решил не нарываться на неприятности. Ради будущей стабильности. И оказался чертовски прав. Потому что это и есть превентивный надлом системы. Аккуратный такой, хирургический, но все же надлом. И вполне возможно, что многие от него горько плакали в подушку и срывались на родных по пустякам. Но ничего. Пережили.
Страхи элиты понятны. Никто не хочет терять то, к чему так страстно стремился всю жизнь. Вот только терять ей все равно придется. И хорошо бы ей уже осознать, что лучше ломать себя аккуратно и самостоятельно, чем терять всё разом и навсегда.
Комментарии
Ошибка вышла. Эта т.н."элита" не срез и порождение общества, это сброд, отбросы, ворьё, место которым на виселице. Они сбились в стаю, в клан для защиты собственных шкурных интересов. Их интересы прямо противоположны интересам общества. Они выбрали себе вожака для их защиты от нас и этот вожак ежедневно нам всё это демонстрирует.