Сегодня тому назад. Начало битвы за Гуадалканал.
Битва за Гуадалканал (Гуадалканальская кампания), носившая также кодовое название Операция Уотчтауэр, проходила с 7 августа 1942 года по 9 февраля 1943 года на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны. Она шла на земле, в воздухе, и в воде между силами Союзников и Японии. Боевые действия велись на острове Гуадалканал (Соломоновы Острова) и вокруг него.
Гуадалканальская кампания была частью стратегического плана Союзников защитить маршруты океанских конвоев между США, Австралией и Новой Зеландией. Начатая через несколько месяцев после начала битвы за Кокодский тракт, она стала вторым крупным наступлением сил Союзников против Японской империи.
7 августа 1942 года первые подразделения союзников, в основном американские, высадились на островах Гуадалканал, Тулаги и Флорида, чтобы помешать японцам использовать их как базы для создания угрозы линиям снабжения между США, Австралией и Новой Зеландией.
Такова сцена, на которой в период с августа 1942 по декабрь 1943 года будет разыграно 14 морских боев. Они обойдутся сторонам в целый флот: два линейных корабля,(Япония) три авианосца(США), двенадцать крейсеров(в основном-США) и двадцать девять эсминцев»
Не ожидав наступления Союзников, японцы с августа по ноябрь 1942 года совершили несколько попыток вернуть себе Хендерсон-Филд, который обороняла морская пехота США. Подразделения американской армии присоединились к защитникам аэродрома в октябре. Эти попытки привели к ряду крупных сражений, в том числе трём сухопутным и пяти морским, и достигли кульминации в начале ноября, когда в результате решительного морского сражения был положен конец попыткам японцев доставить на остров достаточно войск для взятия аэродрома. В декабре 1942 года японцы прекратили попытки вернуть остров под свой контроль и начали эвакуацию высаженных сил, успешно завершившуюся к 7 февраля 1943 года.
Пролив Слотт, 7 августа 1942 года.
В ночь на 7 августа корабли обогнули северную оконечность Гуадалканала — мыс Эсперанс. Здесь соединение разделилось: главные силы продолжили движение вдоль берега, скрываясь в густой тени возвышенности Маунт-Галлиго, вспомогательная группа довернула на север, миновала остров Саво, «похожий на допотопного динозавра, вздымающегося из морских глубин», и направилась к административному центру архипелага — островам Тулаги.
Это был момент наивысшего напряженна на американских кораблях. Если противник каким-то чудом предугадал действия союзников, транспорты шли в подготовленную ловушку. В любую минуту на гладкой светящейся поверхности воды могли появиться следы торпед, выпущенных с сосредоточенных у северо-восточного побережья Гуадалканала подводных лодок или с затаившихся за темным горизонтом японских тяжёлых крейсеров.
Эскадра втянулась в пролив Слог и начала склоняться к югу. Впереди, уже на расстоянии прямой видимости, лежал расчищенный от джунглей участок — недостроенный японский аэродром.
Оставшиеся в живых уча«пиши боев, все без исключения, вспоминают свое первое впечатление от Гуадалканала как «исключительно тягостное».
Транспортные суда не оборудуются кондиционерами и прочими «удобствами». Днем их железные палубы раскаляются под тропическим солнцем, ночью жилые помещения, под завязку набитые немытыми людьми (пресной воды в обрез хватает на питье), пропитываются запахом пота; влага, конденсируясь, осаждается на переборках. Повсюду липкая плесень.
Конвой находился в море шестнадцать дней. Обычно после такого перехода измученные морской болезнью, теснотой и жарой солдаты встречают землю криками радости. Гуадалканал, который «издавал тяжелый запах грязи, слизи и джунглей», внушал уставшим людям одно лишь отвращение.
Было исключительно тихо. Ни выстрела, ни следа какой-либо деятельности нв острове, ни одного японского корабля или патрульного самолета. Выпущенные за час до рассвета палубные разведчики не обнаружили никаких признаков активности противника.
В 6 часов 13 минут группы огневой поддержкки открыли огонь, шлюпки с солдатами 1-й дивизии морской пехоты направились к недалекому берегу.
Гудалканал обороняли 600 японских солдат — второочередной батальон без тяжелого вооружения. По всей видимости, главной их задачей был контроль над двумя тысячами корейских рабочих, задействованных в строительстве аэродрома.
События разворачивались пока что в полном соответствии с расчетами составителей плана «Уотчтауэр». К вечеру 7 августа на берег были выгружены 11 000 человек, тяжелая строительная техника, много военного снаряжения. Начались работы по срочному дооборудованию и превращению во всепогодный аэродрома, получившего название Гендерсон-филд (в честь майора морской пехоты, погибшего в сражении у атолла Мидуэй).
Радиограммы с Тулаги умоляли о помощи.
Вылет против Раби был отложен, офицеры авиакорпуса «Тайнань» собраны на срочное совещание. Противник, маршрут, погода — все не ясно. Над целью ожидаются вражеские палубные истребители. «Возможно, это штатные эскадрильи флота, а не армейские самолеты. Будьте бдительны, и ни в коем случае не теряйте мой самолёт! — вот и все, по мог сказать пилотам заместитель командира эскадрильи.
В этот день летчики японской базовой авиации впервые услышали слова: «Любой ценой».
В восемь часов утра двадцать семь бомбардировщиков и восемнадцать истребителей действительно поднялись в прозрачное тропическое небо и вэяли курс на юг. Четырьмя часами позже группы "расчистки неба" установили временный, но эффективный контроль над воздушным пространством Гуадалканала и ударные самолеты приступили к штурмовке целей».
Как и следовало ожидать, пока бомбардировщики выполняли свою работу, подошла новая американская эскадрилья, и над проливом завязался беспорядочный воздушный бой, в котором в качестве истребителей участвовали «зеро», «уайлдкэты» и даже «доунтлессы», которые скрывались в облаках, чтобы неожиданно вынырнуть оттуда и обстрелять японские самолеты.
Падающие самолёты дымными следами перечёркивали небо.

Почти сразу же огненная карусель над разгружающимися транспортами распалась; уцелевшие пилоты вышли из боя и, воссоздав некое подобие строя, направились к своим посадочным площадкам: японцы — на север, американцы — на юг. Лишь один самолет задержался на месте боя. Дымящийся от попадании, падающий »зеро» неожиданно выровнялся почти у самой воды. Истребитель сделал несколько неловких, неровных, неуверенных кругов над конвоем и скрылся в направлении Тулаги. Его никто не преследовал.
Это был "Зеро" Сакаи Сабуро. http://maxpark.com/community/5334/content/1837191
Комментарии
зы-японцев на крайняк-остановили бы на новой каледонии.
Погибло много пилотов. На тот момент-наверное лучших в мире авианосных пилотов.
Гуадалканал-это сугубо оборонительные действия Японии.
+
Если вы обратили внимание вторая часть поста-сугубый копипаст Переслегиных!
ну в общем то это как посмотреть.-)))
Если мне скажут воевать, — заявил Ямамото, — тогда в первые шесть месяцев войны против США и Англии я буду действовать стремительно и продемонстрирую непрерывную цепь побед. Но должен предупредить: если война продлится два или три года, я не уверен в конечной победе».
Ямамото Исуроку в письме принцу Каноэ.
"Зеро! Японская авиация во второй мировой войне."
http://militera.lib.ru/h/zero/pre1.html
Почему японцев хватило почти на 4 года.