СЕВЕРОКАВКАЗСКУЮ ПРИРОДУ ПРИНОСЯТ В ЖЕРТВУ
СЕВЕРОКАВКАЗСКУЮ ПРИРОДУ ПРИНОСЯТ В ЖЕРТВУ
Олимпийские стройки губят экологию Сочи, а курорты Северного Кавказа хотят построить на территории заповедников. Можно ли обойтись без природных жертв?
Помните, как российские власти обещали превзойти Ванкувер и Лондон по экологичности Олимпиад? В итоге уже сейчас Национальный парк Сочи превратился в место захоронения строительного мусора, а вода в колодцах жителей Имеретинской низменности приобрела горький вкус. Также нам обещают, что курорты Северного Кавказа не заденут особо охраняемые территории, но одновременно по инициативе "товарища Билалова" исключают Лагонаки из границ Кавказского заповедника. Неужели нельзя развивать регион без лишних жертв со стороны природы?
Сочи уже давно не рад, что стал олимпийской столицей 2014 года. Стройка разрушила не только привычный уклад жизни, разворотив дороги, снеся жилые дома, увеличив пробки и подняв цены на жилье. Она еще и усугубила и без того не лучшее состояние экологии курорта. Речки, питающие сочинцев питьевой водой, загрязнены. В Мзымту стекают канализационные стоки новых отелей, ее присыпали строительным мусором, растительность по берегам при возведении дорог в Красную поляну была уничтожена, из русла незаконно вынималась галька. Та же участь постигла речку Дзыхра, в верховьях которой компания "РЖД" организовала свалку при строительстве железнодорожной ветки. Тогда же под топор попали ценные растения, в том числе самшит колхидский. Уничтожается ареал обитания краснокнижных видов животного мира.
Территория Сочинского национального парка превратилась в кладбище строительного мусора. Как рассказывал корреспонденту BigCaucasus представитель "Экологической вахты по Северному Кавказу"Владимир Кимаев, химические вещества, смолы и щелочи, содержащиеся в этом хламе, уже изменили состав почв и подземных вод. В Имеретинской низменности была кристально чистая вода в колодцах, а теперь люди черпают горьковато-соленую жидкость и требуют провести водопровод.
С бытовыми отходами, которые собрались перерабатывать с нулевым остатком, вообще случилась странная история. Сначала власти обещали построить завод по переработке ТБО, который потом трансформировался в мусоросжигательный завод и был запрещен президентом России. В итоге отходы вывозят на окраины Сочи, перегружая полигон в Лоо и уничтожая реку Битху, а в дальнейшем планируют вывозить мусор в соседние районы Краснодарского края.
А ведь сочинскую Олимпиаду наши власти собирались сделать еще более экологичной, чем Ванкуверская 2010 года и Лондонская 2012-го года!
Далее нас ждет строительство северокавказского туристического кластера, в свое время пролоббированного Ахмедом Билаловым. Экс-сенатор, экс-вице-президент Олимпийского комитета России и по совместительству экс-глава ОАО "Курорты Северного Кавказа" сейчас подозревается в злоупотреблении полномочиями и скрывается от следователей "на лечении" за границей. Но его дело, не уголовное, а туристическое - живет. Как отмечаетруководитель программ Гринпис России по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин, именно Билалову принадлежит идея проекта "Высота 5642", в рамках которого планируется построить горнолыжные курорты в заповедниках и национальных парках Кавказа, включая Кавказский биосферный заповедник - объект всемирного наследия ЮНЕСКО "Западный Кавказ".
Неоднократно "товарищ Билалов", как его назвал президент Путин, заверял экологов, что не будет строить на заповедных землях. Однажды он даже чуть было не подал в суд на координатора "Эковахты" Андрея Рудомаху за клевету, вновь убеждая, что "территория курорта Лагонаки, вопреки утверждениям эколога, не затрагивает земель заповедника и объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, а касается исключительно земли Лагонакского биосферного полигона".
Но полигон-то как раз входит в плато Лагонаки, а вот недавно введенная норма, разрешающая использовать полигон не только в научных, но в туристических целях, противоречит документам ЮНЕСКО. И эти изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", по словам Михаила Крейндлина, тоже пролоббировал Ахмед Билалов. По инициативе ОАО "Курорты Северного Кавказа" Минприроды собирается урезать территорию заповедника, чтобы снять преграды для застройки Лагонаки.
"Проект "Высота 5642", поддерживаемый Билаловым, по первоначальным планам затрагивал 5 курортов, 4 из которых попадали на территорию государственных природных заповедников. Сейчас они говорят, что поменяли планы, но мы их пока не видели. В границы особых экономических зон все эти охраняемые территории включены. В отношении курорта Лагонаки никаких планов не изменено: там хотят построить горнолыжный курорт", - сказал Михаил Крейндлин в комментарии корреспонденту BigCaucasus.
Пример Олимпиады, в строительстве объектов которой Билалов, кстати, тоже принимал участие посредством компании, принадлежащей его брату, показывает, что ничего хорошего природе Северного Кавказа от реализации туркластера ждать не стоит. Но почему в России экономическое развитие территорий обязательно связано с уничтожением экологии?
По мнению Крейндлина, курорты Северного Кавказа вполне можно было расположить вне заповедников. "Я не готов показать на карте место, где можно построить курорт вместо Лагонаки, но это не значит, что надо именно туда с таким проектом лезть, - отметил эколог. - В Европе сейчас выносятся спортивные объекты из особо охраняемых территорий. В Швейцарии недавно был случай, когда на ценной территории было запрещено строительство горнолыжного курорта".
На вопрос, почему при строительстве олимпийских объектов игнорируются экологические требования, сотрудник "Гринпис" ответил: "С одной стороны, из-за разгильдяйства, с другой стороны - это просто коррупция, потому что на этом делаются деньги. Не обеспечена система сбора строительных отходов, поэтому используют самый дешевый способ утилизации, с другой стороны за это платятся деньги, вчерную, вбелую, и есть люди, которые на этом зарабатывают". Крейндлин напомнил, что проект Олимпиады декларировался как экологический, "но то, что реально происходит, не имеет отношения к этим декларациям".
Значит, в неэкологичности проектов развития Северного Кавказа виновата все та же коррупция, которая, как ржавчина, разъедает в нашем государстве все подряд от обороны до образования? Не только она. Надо отметить, что ни канадцам, ни англичанам не удалось сделать Олимпиады настолько чистыми, насколько они обещали. В ванкуверской долине Кэллэген были уничтожены 80 тысяч деревьев, на месте которых построили станцию очистки сточных вод. При расширении шоссе Sky была нарушена среда обитания многих вымирающих видов. Добиться энергообеспечения Олимпиад за счет возобновляемых источников не удалось ни в Ванкувере, ни в Лондоне. Отходы перерабатывались, но не на 100 процентов, как обещали власти.
Что касается развития туризма, то и оно не только в России разрушает экологию регионов. Так, на Адриатическом побережье Италии были уничтожены мешавшие купанию водоросли. От наплыва туристов страдает Большой Каньон в США. Африка, Тайланд, Греция - все страны, где хорошо развит туризм, испытали на себе его негативные последствия. Не случайно сейчас входит в моду так называемый экотуризм, при котором не природу приспосабливают и уничтожают ради потребностей путешественников, а наоборот - люди приезжают полюбоваться на исчезающую дикую природу. Таким должен быть и северокавказский туризм, чтобы развитие региона не обернулось деградацией его природного потенциала.
Светлана Болотникова
Комментарии
С какого перепугу?
Белялов - часть многоходовки. Делили газ Арашуковский, Белялов - часть команды, вот и прилетело рикошетом..)
Так это с самого начала было ясно. Только купцам, засевшим в Кремле, наплевать на это. У них деньги давно выели остаток разума и совести.
В Геленджике к большим срокам приговорили экологов, расследовавших строительство "дачи Путина": суд признал четверых сотрудников местного правозащитного центра виновными в мошенничестве и назначил от 8 до 13 лет строгого режима. При этом сами подсудимые утверждали, что в СИЗО их пытали, а все доказательства сфальсифицировали, передает "Эхо Москвы". А судья оперативным работникам поверил на слово.
Геленджикский правозащитный центр - общественная организация, существовавшая вплоть до 20 февраля 2012 года, когда ее лидеры были арестованы. Она, в частности, занималась расследованием строительства так называемых "дач Путина и патриарха". Сейчас суд приговорил четверых активистов - Зуфара Ачилова, Владимира Иванова, Валерия Семергея и Гагика Аванесяна. По версии суда, за свое невмешательство они якобы получили два миллиона от нарушившего закон застройщика.
Передо мною склон горы,
Крутой горы, поросшей лесом,
Здесь не гуляли топоры
И первозданность интересна.
А вдоль горы течёт река,
Да не река. Скорей, речушка…
И в русле, и по берегам
Большие валуны-подушки.
На левом берегу лопух
Густой, высокий, очень сочный,
Его питает горный дух
И дух речушки, это точно!
А правый берег некрасив,
На нём отсыпана дорога,
Тут матерный речитатив
Так хочется прибавить к слогу!
Росли здесь тоже дерева,
Но их спилили беспощадно,
И срыта трактором трава,
Здесь – рукотворная площадка.
Из светлого известняка,
Который солнце жарит сверху,
В речушку сузилась река,
Там, где вели на карте стрелку.
А раньше можно было нам
Расположиться здесь на ужин…
Но что богатым дикарям?
Им Куршевель кавказский нужен…
Ответственно, обдуманно и взвешенно
Я отвергаю Сочинский бардак.
Глядят с укором тут и там проплешины,
А в шуме речки слышится: «Дурак!»
Кто комитет английским очаровывал,
И те, кто бурно хлопали: «Ур-р-р-а!!!»
Как восторгались мужики здоровые,
Где им понять бездумность топора.
А он пришел… Пришел в заказник Сочинский,
Лелеемый с каких еще времен,
И началось… Самшита век закончился,
Ореховые рощи тоже вон!
А изумруд реки? Муть разрастается,
Плывут на грязно сером лодки-рафт,
На стройплощадках техника вгрызается
В долину. И уродует ландшафт.
А с вертолета видом восхищается
Наш моложавый душка президент,
Не слыша, как плюется и ругается
На вырубках лесничий контингент.
Инфраструктура – вот на что он молится,
Да непременно лучше мировой!
А чем, скажите, хуже быть околицей,
Пусть нерациональной, но живой?...