Расизм, секс, преступность: "болезни" Франции выходят на большой экран

На модерации Отложенный Расизм, секс, преступность: "болезни" Франции выходят на большой экран

 

Джон Фрош 

Выходящие на экран французские фильмы исследуют некоторые сегодняшние беды страны - расовое недовольство, экономическую безысходность, недостойное сексуальное поведение среди элит - с безбоязненным взглядом, который кажется новым. Кинокритик France24.com решил познакомиться поближе с этими фильмами.

Современный французский кинематограф, несмотря на все его достоинства, не особенно в состоянии проливать свет на современные французские проблемы. 

Несмотря на текущее "болезненное состояние" Франции (радостно документируемое "Нью-Йорк Таймс" на редакционной странице) и его симптомы - экономические проблемы, дисфункциональная политическая деятельность, расовая и религиозная дискриминация - большинство французских кинематографистов намеренно их не замечают; во французском кино преобладают бессодержательные комедии, наполненные болтовней и загородными домами, успокоительные художественные фильмы о семейном или романтическом смятении, ностальгирующие исторические фильмы и криминальные триллеры - фильмы, которые часто отлично изучают индивидуальные кризисы, но редко утруждают себя тем, чтобы связать их с более широким трудным положением французского общества. 

Даже когда французские кинематографисты берутся за недостатки своей страны, результаты обычно пропитаны самодовольным воодушевлением и оформлены для массового зрителя. Недавний пример - "Неприкасаемые" (2011) (в российском прокате фильм назывался "1+1" - прим. перев.) о богатом, привязанном к инвалидному креслу белом мужчине и его чернокожем мужчине-сиделке, стал кассовым успехом, воспевая переходящие границы отношения, не бросая непредвзятый взгляд на саму границу. Зрители приняли фильм с радостью. 

Однако в следующие несколько недель несколько новых французских фильмов - "Славные ублюдки" ("Les salauds") Клер Дени, "Les Apaches" Тьерри де Перетти, "Grand Central" Ребекки Злотовски и фильм "Tip Top" Сержа Бозона - обнажают то, что можно было бы назвать грязным подбрюшьем сегодняшней Франции. 

Другие французские фильмы последних лет, такие как "Луиза Виммер", "Все, что блестит" и "Имена людей" касались тем бедности, идентичности и социальной изоляции. Но все они были в основном оптимистичными фильмами, в которых торжествовали французские идеи и которые прокладывали путь к счастью. Новые фильмы являются более горьким пополнением. Затрагивая темы расы, класса, отчужденности, коррупции и сексуальных преступлений, что воскрешает в памяти широко освещавшуюся хронику дела Доминика Стросс-Кана, они изображают Францию пугающе отдаленной от ее ценностей свободы, равенства и братства. 

Убийственный образ французской элиты от Клер Дени 

В фильме Дени "Славные ублюдки" - завораживающем, глубоко будоражащем триллере (который выйдет на экраны во Франции 7 августа) - семья подвергается разрушительному экономическому, эмоциональному и физическому воздействию пожилого воротилы (Мишель Сюбор), связанного с секс-кликой. 

 

Кьяра Мастроянни и Венсан Линдон в "Славных ублюдках" Клер Дени.

Стремясь к мести, главный герой, офицер ВМС, которого играет Венсан Линдон, делает подходы к любовнице магната (великолепная Кьяра Мастроянни) и оказывается вовлеченным в сплетение неописуемых секретов и туманных побуждений. 

Снятый в цифровом формате и подогреваемый неотступно преследующей электронной музыкой, "Славные ублюдки" - элегантный и чувственный фильм, лишь постепенно раскрывающий сердце тьмы, скрытой под привлекательной отделкой буржуазной парижской жизни (пышные апартаменты, шикарная одежда, изобилие кофе, сигарет и секса).   

Дени, одного из самых смелых французских режиссеров, всегда интересовали те, кто находится на обочине жизни во Франции: черные отец и дочь в "35 стопок рома", одинокие легионеры в "Хорошей работе", трансвеститы и иммигранты в "Не могу уснуть", французские жители колоний и экспатрианты в Африке в "Шоколаде" и "Белом материале", и даже каннибалы в "Что ни день, то неприятности". 

В "Славных ублюдках" также хватает своих изгоев, но фильм является одним из немногих случаев, когда Дени крупным планом показывает верхний слой французского общества - влиятельных лиц и организаторов сделок. И то, что она обнаруживает, - это отталкивающий маленький мирок, действующий над законами, поддерживаемый негласным сводом правил, замешанным на деньгах, сексе, шантаже и меркантилизации женского тела и души.  

Неспособность индивидуальных желаний и морально-нравственной справедливости одержать победу над пагубными силами, действующими в фильме, вряд ли можно назвать типично или особенно французской чертой. Но в свете серии сексуальных и финансовых скандалов, в связи с которыми политический класс Франции не переставал фигурировать в заголовках новостей с момента сенсации с ДСК, фильм "Славные ублюдки" предстает как убийственный портрет морального разложения страны.  

Корсика - не островной рай 

Более явно неблагополучная сторона Франции показана в подростковой криминальной драме, события которой происходят на Корсике, - "Les Apaches" ("Хулиганы", фильм выйдет на экраны Франции 14 августа), в которой режиссер Тьерри де Перетти, уроженец Корсики, практически игнорирует знаменитые пляжи с белым песком и привлекательные деревни этого французского острова. Место, показанное в фильме, предстает не только как место отдыха для обеспеченных французов; это осиное гнездо социально-экономических различий, этнической напряженности и подпитываемого мачизмом насилия. 

 

Сцена из фильма "Хулиганы" Тьерри де Перетти.

История начинается с того, что Азиз (Азиз Эль-Хадачи), тихий сын арабских иммигрантов, и его друзья совершают кражу из особняка, принадлежащего богатой французской семье. Семья нанимает коррумпированного местного магната в сфере недвижимости, чтобы расследовать это, и когда след приводит к Азизу, другие ребята - некоторые из них арабы, другие корсиканского происхождения, постоянные жители Корсики - начинают беспокоиться, что он их сдаст.

Фильм "Хулиганы" захватывает лишь урывками, его персонажам не хватает сложности, чтобы заставить нас полностью включиться в скрипучий сюжет, а неореалистичный зрительный ряд не является достаточно дерзким или оригинальным, чтобы это компенсировать.  

Однако, свежим является закулисный взгляд без прикрас на часть Франции, куда приезжают и уезжают состоятельные гости, а постоянные жители остаются заблокированными в своей собственной кастовой системе, в которой арабы находятся в самом низу. 

"Хулиганы" действительно показывает самый впечатляющий регион Франции, застрявший в двух реальностях, чего так страшатся французы, ведь большинство из них считают щедрые социальные программы и "лишенную расовых предрассудков" модель интеграции глубоко укоренившимися традициями: сильном экономическом неравенстве и геттоизации бедного населения.  

Где же "французская мечта"?

Режиссер Ребекка Злотовски привносит большую стилистическую достоверность в историю со сходным сюжетом - французские беднейшие слои населения без особого выбора - в "Grand Central" (фильм должен выйти на экраны во Франции 28 августа).  

В центре фильма, действие которого происходит рядом с атомной электростанцией в сельской Франции, находится стесненный в деньгах молодой человек (Тахар Рахим), соглашающийся на рискованную работу по обеззараживанию - и еще больше осложняет свою жизнь, заводя шашни с женой начальника (Леа Сейду). 

Рахим и Сейду - две самых сексапильных французских "звезды", но большинство людей в фильме "Grand Central" имеют отдаленное отношение к стильным парижанам, которых часто показывают во французском кино; потрепанные и толстые, с неприглядными прическами и в старомодной одежде, этих людей можно было бы принять за жителей маленького техасского городка, если бы они не говорили на языке Мольера и не потягивали розовое вино во время обеда. 

Злотовски с самого начала создает ощущение экономической тревоги, когда персонаж Рахима спрашивает женщину, которая проводит интервью с ним, есть ли вообще такая работа, за которую платят более 1200 евро в месяц. "Не с вашей анкетой", - дает она прямой ответ.  

Отсутствие социальной мобильности, которая подразумевается в этой сцене, обнаруживает свой визуальный эквивалент в клаустрофобном пространстве электростанции. 

Снимая ежедневные процедуры и принадлежности жизни внутри этой странной замкнутой зоны (пластиковые костюмы, радиационные дозиметры, лихорадочное мытье и принятие душа), Злотовски придает этим эпизодам жутковатую, кошмарную фактуру, которая является более наглядной, чем что-либо еще в раскаленном, гарантированном сюжете с любовным треугольником.  

Всеобъемлющая метафора "Grand Central" (дословно "Большая электростанция" - прим. перев.) - что романтическое влечение является радиоактивным - избыточно очевидна. Но эта подразумеваемая метафора, приравнивающая социально-экономическое давление к ядерной опасности, кажется уместной.  

Фильм также отражает фатализм, с которым многие во Франции встретили экономический кризис, который сильно ощущается, насмотря на социальную защиту в стране. В американском фильме испытывающий затруднения главный герой наверняка тайно лелеял бы некое стремление или талант, который мог бы вывести его из унылой жизни ("американская мечта" все еще сильно очаровывает творчество американских кинематографистов). Фильм "Grand Central" поднимает вопрос: существует ли "французская мечта"? И если да, то что с ней произошло?

Пост-колониальная плохая комедия Сержа Бозона

Режиссер Серж Бозон рассматривает различные французские комплексы в фильме "Tip Top" (который выйдет на экраны во Франции 11 сентября), в этой агрессивно эксцентричной смеси полицейской драмы и эротической комедии.  

В центре внимания находятся два офицера отдела внутренних расследований, их играют Изабель Юппер (властная и неуравновешенная) и Сандрин Киберлен (безрассудная и возбужденная), которые расследуют смерть осведомителя алжирской полиции в северной Франции. Реальной темой фильма является пост-колониальный страх.  

В "Tip Top" сложные отношения Франции с ее большим алжирским населением нависают над процессуальными действиями как неопределенный туман. Обе общины смотрят друг на друга со смесью непонимания и фетишистского желания. В то время как главный мужской персонаж, бестолковый сыщик (Франсуа Дамьен) одержимо изучает ислам и комично упражняется в использовании неровного арабского  языка при любом случае, оба женских персонажа поддерживают сексуальные связи с оттенком садомазохизма с арабскими мужчинами - и один из них имеет привычку похотливо тайно наблюдать за арабским соседом без рубашки.  

Романтическое переплетение между белыми и арабами в фильме указывает на что-то вроде примирения. Но насилие, вуайеризм и объективизация, которые воспламеняют эти связи, говорят о еле сдерживаемом расовом недовольстве, которое время от времени выходит из-под контроля во Франции, как это было во время недавних столкновений между молодежью и полицией в парижском предместье. 

 

Бозон, снявший замечательный фильм о периоде Первой мировой войны "Франция" в 2007 году, благоразумно предпочитает развивать свои идеи в нетрадиционном, а не в приторном или поучительном стиле; очень жаль, что он почти топит их в натужной, часто раздражающей комедии. 

И все же, как и у всех этих фильмов, у "Tip Top" есть освежающая искренность: искренность режиссера, правдиво изображающего свою страну и не увиливающего от того, что он видит.