Журналистика, киты и любовь (о новом романе Сергея Амана «Журналюги»)
На модерации
Отложенный
В советское время столбовой дорогой литературы считался социалистический реализм. Сегодня, когда читаешь некоторые образцы советской прозы, временами становится грустно. Округлые фразы, чётко выстроенный сюжет и предсказуемый хепенинг в виде победы интернационализма вкупе с новым советским обществом над всем старым и отжившим — навевают скуку.
Совсем по-другому обстоит дело в прозе 21-века, например у Сергея Амана (Хуммедова) в его романе «Журналюги», вышедшем отдельной книгой в нынешнем году в московском издательстве «Зебра Е». Издательство и автор заявляют, что это роман без героя. На самом деле, герой в романе есть, но он неявный и у каждого читателя, скорее всего, будет разным. Для кого-то это неуловимый дух времени — тех самых девяностых, лихих и свободных; для кого-то — «героем» станет сама Любовь: пронзительная, трагическая любовь Сергея к Наташе, вспыхнувшая во время учёбы на журфаке МГУ и воспрянувшая из пепла, как птица феникс, в редакции «Московского богомольца»; а для кого-то — таких, наверно, большинство — «героем» окажется загадочная атмосфера большого печатного СМИ, почувствовать которую можно лишь поработав в редакции. Или прочитав книгу Сергея Амана.
Как Артур Хейли, прежде чем написать «Отель», «Аэропорт» или «Перезагрузку» устраивался на соответствующую работу, так и Сергей Аман работал сперва в редакции большой московской газеты, а уж потом написал роман «Журналюги». Ни для кого среди журналистов не будет секретом, что означает эвфемизм «Московский богомолец», и какова настоящая птичья фамилия главного редактора Павла Лебедева.
Но дело не только в узнаваемости персонажей, многим из которых писатель посвящает отдельные главы. Мне кажется, что читателю будет интересно увидеть подлинную непридуманную кухню современной российской журналистики. Это автору романа удалось в полной мере, что лично я готов засвидетельствовать как человек, работавший в девяностые годы в той самой газете, о которой повествует Сергей Аман.
…А вообще, я читал роман «Журналюги» и представлял себе, как Павел Николаевич Гусев — главный редактор «МК» — охотится на беспомощных исчезающих с лица Земли (океанов) китов. Вместо того чтобы делать газету. Забавно… Но именно так поступает главный редактор «Московского богомольца» в романе Сергея Амана.
Впрочем, роман «Журналюги» совсем о другом, к чему обозначенный редактор и владелец популярной газеты не имеет никакого отношения. По своей главной сути это роман о любви.
Библиография: Журналюги. Роман без героя / Сергей Аман. — М.: Зебра Е; 2013. — 224 с.
Комментарии
Я его уговариваю, чтобы теперь (после выхода книги) разместил текст снова. Может быть, уговорю.