Государство должно защищать права не только верующих, но и атеистов

Православный говорит: надо соблюдать заповеди, потому что это заповеди Господа, и чтобы не попасть в ад. Атеист говорит: надо соблюдать заповеди, потому что ты – человек, и это – нормы человеческого общежития. ».

традиционная религия – это лишь часть истории народа: эта история не с нее начинается и не на ней заканчивается.

Религия была отброшена самим развитием истории  и если сегодня она и оживает, то лишь в силу кризиса, снятием запретов и обращением человека в дикаря, диктатом наглеющих и тотализирующихся меньшинств, моральным релятивизмом.

Только это не означает, что тот, кто не верит в его мифы и считает, что они – лишь измышление сознания, находящегося в особом возбужденном состоянии, не имеет права предохранять от этого возбужденного состояния остальных. Равно как и не значит, что он не имеет права на изложение своей точки зрения, альтернативной той, которая привычна верующему.

Поэтому издеваться над Христом или Магометом недопустимо. Но критиковать сакрализирующие их мифы, указывать на историческую недостоверность преданий о них естественно и нормально. Непозволительно и недостойно оскорблять Христа или Магомета просто потому, что это означает унижать и оскорблять людей, которые их почитают. Но точно так же непозволительно и недостойно оскорблять Ленина или Вольтера – потому что точно так же есть люди, для которых они значат больше, чем их собственная жизнь.

Можно вспомнить, что в свое время верующие уничтожали, жгли, пороли и расстреливали неверующих, а неверующие расстреливали и ссылали верующих.

Если в стране восстанавливаются церкви, то в стране должны быть восстановлены и снесенные памятники советской эпохи. Для кого-то значим храм Христа Спасителя, но для кого-то – памятник Дзержинскому и бассейн «Москва». Значит, нужно искать решения, которые устроят обе стороны. Потому что если их не найти, то рано или поздно сторона, которая сегодня окажется ущемленной, соберется с силами и начнет уничтожать святыни другой стороны.

Светское государство отрицает церковность как таковую. В светском государстве религия и вероисповедание не могут быть вопросами публичности, иначе так же публично будут демонстрировать себя и те, кто не разделяет эти ценности.

Право граждан на верность своей вере не означает права религиозных фанатиков на экстремизм. И если, прикрываясь православием, те или иные экзальтированные личности устраивают погромы и акции устрашения, противодействие им – защита конституционно закрепленного светского характера государства от посягательств религиозных экстремистов. Что, разумеется, не умаляет права на уважение к тем, кто действительно верит в это учение.

Верующие имеют право верить. Неверующие имеют право не верить. Каждый из них имеет право на спор. Никто из них не имеет права на оскорбления. Каждый из них имеет право на свое мировоззрение и свои святыни. Никто из них не имеет права на разрушение последних. И если государство не обеспечивает им право на защиту их ценностей, каждый из них имеет право защищать свои ценности любым доступным ему способом.