Власть и РПЦ - политические "подельники"

На модерации Отложенный

Наверно мы, люди, которые не принимают религиозную идею, хотели бы, чтобы не было церковников. Те, в свою очередь, хотели бы, чтобы не было нас, неверующих ни в черта, ни в бога. Наверное. Но нам, тем не менее, приходится жить в одном государстве. И к тем трещинам, которых и так дохрена в нашем обществе, церковники своими бесконечными инициативами, во имя своего бизнеса, добавляют еще новые и новые. Какие книги и учения несут нам вред, как и чему учить наших детей, как и с кем праздновать день ВМФ, как надо одеваться нашим женщинам,  как бороться с пропагандой различных пороков и каким мукам и притеснениям подвергаются православные христиане в России – об этом постоянно публично высказываются различные представители РПЦ. Все они, по их высказываниям, явно обеспокоены и в разных красках рисуют нам страшилки моральной деградацией российского общества. Но не слишком ли далеко они выходят за церковную ограду, и неужели церковь всерьез решила взвалить на себя еще и бремя государственных забот? Теперь Русская православная церковь каноническая, территория которой распространяется и на Украину, и на Белоруссию, решила сыграть миротворческую роль -  напомнить обитателям бывшего СССР об их общих духовных и культурных корнях. Соседи должны жить дружно. Да и не только соседи. Вопрос только в том, насколько у нее это получается.

       В трех странах — в России, на Украине и в Белоруссии — отпраздновали 1025-летие Крещения Руси. Дата не слишком круглая, но почему бы и нет. Ожидаемой пышности не получилось. Только в местах присутствия первых лиц и церковных иерархов трех государств, наблюдалось “столпотворение верующих”. Из которых добрую половину  составляли госчиновники (попробуй не приди на плановое мероприятия – выгонят со службы и лишать “хлеба насущного”), т.к. торжества, посвященные Крещению Руси и проводились российскими властями для того, чтобы использовать РПЦ в качестве инструмента силовой политики. То что сегодня РПЦ не нужна обществу  ни в качестве национальной идеи, ни в качестве ориентиров нравственности, и выступает лишь в качестве некой субкультуры, о которой большинство россиян вспоминает, пожалуй, для проведения “обрядовых мероприятий”, на пасху, троицу и рождество, да всуе поминая в быту всевышнего, порой и матерно – власти давно уже осознали. А тут удобный случай, так  с “паршивой овцы” хоть клок шерсти. А потому ни церковь, ни власть не стремились сделать годовщину поводом вспомнить об общем прошлом с Украиной и Белоруссией.

       Существует ряд обстоятельств, которые заставляют сомневаться в РПЦ как в миротворце и радетеле о духовных и культурных корнях “Православной Руси”. Это ее прочный альянс с российской властью. Можно возразить ведь, к примеру, церковь Великобритании  и вовсе государственная, но это ей не мешает оставаться проводником духовного и культурного влияния в бывшей колониальной империи. В том-то и дело, что занимается она своими делами и решает свои проблемы  независимо от государства. Трудно себе представить духовного лидера Британского Содружества, который по просьбе премьера Великобритании склонял бы, ну скажем, канадского епископа к участию в политических интригах.

       Далее, миротворчество исключает принуждение. Но на той же Украине РПЦ отнюдь не воспринимается в качестве таковой. Во всяком случае, объединителем православия она украинцам не кажется, скорее наоборот. В силу исторических обстоятельств в Украине существуют три православные церкви — церковь Киевского патриархата, Автокефальная церковь и церковь патриархата Московского. Последняя самая крупная, но она не предпринимает каких-то реальных шагов к примирению и объединению, выставляя «раскольникам» заведомо неприемлемое условие — покаяться и вступить в собственные ряды.

Поэтому в патриархе Кирилле значительная часть украинцев (причем совсем не обязательно националистов) видит жесткого церковного политика, который любыми средствами преследует свои цели – прибрать к  рукам “свечной”, бижутерный медно-позолоченный и прочий церковный бизнес. И не верят его речам об «одной крещальной купели», «святой Руси» и прочих символах единства. Вот и на прошедших торжествах Кирилл не пожелал оказаться рядом с главами двух других православных украинских церквей. Те праздновали годовщину Крещения Руси отдельно.

       Ни о какой независимости РПЦ от власти на прошедших торжествах не могло быть и речи. Патриарх Кирилл «сопровождал» президента Путина во время его визита в Киев. И это газетно-телевизионное клише в данном случае абсолютно отвечает реальности. Он сопровождал его так же, как и другие члены делегации, отвечающие за другие вопросы, и прежде всего за вопросы энергетического сотрудничества. Ни для кого не секрет, что в Киеве президент Путин в очередной раз склонял президента Януковича к сотрудничеству с Таможенным союзом и предостерегал от чрезмерного увлечения опасными идеями европейской интеграции. В качестве главного аргумента российско-украинской дружбы использовался, как обычно, газовый аргумент. Хотите получать дешевый газ — дружите с нами. Не хотите — воля ваша. Только не совсем понятно. Какое отношение к этой силовой политике имели разговоры о «святой Руси»? Данные разговоры выступали в лучшем случае как дымовая завеса при проведении спецоперации. На торжествах, посвященных Крещению Руси, российская власть выступала в качестве «злого следователя», а РПЦ — в качестве «доброго». Но никак не миротворец.

        Ситуация с Белоруссией немного иная. Президенту Лукашенко европейской интеграции никто не предлагает, и терять ему особо нечего. Поэтому российским властям в этом смысле давить на него не надо, но он тоже не лыком шит и не прочь поторговаться. Будучи «православным атеистом», как он сам себя любит называть в минуту откровения, Лукашенко хладнокровно разыгрывает религиозную карту. У него и с Ватиканом неплохие отношения, а с патриархом Кириллом и того лучше. Поэтому торжества в Киеве для него стали еще одним повод выторговать для себя наилучшие условия для участия в «дружбе славянских народов».      

Претензии РПЦ на то, чтобы выступить на этих торжествах в качестве миротворца, не имеют под собой оснований. Она лишь играла роль послушного инструмента, одного из многих, с помощью которых российская власть пытается навести порядок, вернее, то, что она под ним понимает, на постсоветском пространстве. То есть путем политического прессинга удержать его от дезинтеграции. Однако чем грубее такие усилия, тем большее противодействие они встречают.

Как показывает история, силовая интеграция часто приводит к противоположным результатам, во всяком случае, разногласия урегулировать не помогает. Если бы РПЦ действительно сумела бы сыграть на этом пространстве роль миротворца, возможно, они бы, эти разногласия,  исчезли. А то, что славянские народы имеют общие духовные и культурные истоки, могло бы способствовать нормальным отношениям между ними. Но для этого РПЦ пришлось бы выступить в качестве нейтрального независимого посредника, способного сглаживать острые углы и снимать противоречия между Москвой и другими столицами. И тогда бы 1025-я годовщина Крещения Руси из формального мероприятия, за фасадом которого скрываются жесткие политические игры, стала бы поводом действительно вспомнить об общем прошлом. Как стали бы им и многие другие совместные даты. Но пока ни РПЦ, ни, главное, российские власти явно не стремятся к этому. Только вот вопрос. На ту “лошадку” ставит она для достижения своих целей?