Сотый F-35 уже в производстве. Истребители 5-го поколения.
В последние годы много говорилось, сейчас, правда, меньше, об истребителях "пятого поколения". Я когда-то писал статью по этому поводу, но те же вопросы поднимаются вновь и вновь. Сейчас мне напомнило об этом сообщение о том, что F-35 начинает занимать место в ряду истребительной авиации. Сотая машина уже в производстве, в Италии начинается сборка этих машин, а Пентагон подписал заказ ещё на 2 партии машин - 6-ю (36 самолетов) и 7-ю (35 машин). При этом, естественно, стоимость самолета в кажддой последующей партии ниже, чем в предыдущей. Точная стоимость F-35 не разглашается, однако по данным Пентагона самолеты шестой партии обойдутся военным на четыре процента дешевле пятой. Пятая партия стоила Пентагону 4 миллиардов долларов за 32 самолета. Седьмая партия подешевеет еще на четыре процента. http://lenta.ru/news/2013/07/31/f35/
Некоторые "крупные специалисты" имеют смелость заявлять, что F-35 "не совсем истребитель 5-го поколения". А так ли это?
Для начала, посмотрим в википедию, чтобы понять какие характеристики относят самолет к тому или иному, в данном случае - к 5-му поколению.
Цитирую:
Основные характеристики истребителей пятого поколения:
- кардинальное уменьшение заметности самолёта в радиолокационном и инфракрасном диапазонах в сочетании с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации, а также на режимы повышенной скрытности;
- многофункциональность, то есть высокая боевая эффективность при поражении воздушных, наземных и надводных целей;
- наличие круговой информационной системы;
- полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
- сверхманевренность
- способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности;
- автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех;
- повышенная боевая автономность за счет установки в кабине одноместного самолёта индикатора тактической обстановки с возможностью микширования информации (то есть одновременного вывода и взаимного наложения в едином масштабе «картинок» от различных датчиков), а также использования систем телекодового обмена информацией с внешними источниками;
- аэродинамика и бортовые системы должны обеспечивать возможность изменения угловой ориентации и траектории движения самолёта без сколько-нибудь ощутимых запаздываний, не требуя при этом строгой координации и согласования движений управляющих органов;
- самолёт должен «прощать» грубые погрешности пилотирования в широком диапазоне условий полета;
- самолёт должен быть оснащён автоматизированной системой управления на уровне решения тактических задач, имеющей экспертный режим «в помощь летчику».
Так ли это на самом деле? Конечно, не так. Это то, как хотят видеть это некоторые "специалисты"-пропагандисты, чтоб "подтягивать" те или иные самолеты к пятому поколению. На самом деле, тут просто перечислены особенности истребителя F-22 Raptor плюс домыслы.
Например, вторым в перечне указано требование "многофункциональность". Ну раз это требование названо вторым в списке, то очевидно, что самолет НЕ "многофункциональный" не может считаться истребителем пятого поколения.
Ой ли?
Раптор НЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ истребитель. F-22 - самолет завоевания господства в воздухе и этим его функциональность ограничена. Да, Раптор может эффективно использоваться для прорыва и уничтожения ПВО противника, но эта функция у него искуственно изъята. Тактика применения F-22 - летать высоко, смотреть далеко, оставаться невидимым и "мочить" истребители (именно истребители) противника с большой дистанции. Его роль ограничена тактикой применения, для этой роли Раптор имеет и малозаметность, и бесфорсажный сверхзвуковой режим, и "хорошее зрение", и большую рабочую высоту, и дальнобойное ракетное вооружение класса воздух-воздух. Бесфорсажный режим сверхзвука увеличивает его боевой радиус, превращая его не только в "истребитель истребителей", но одновременно и в барражирующий истребитель.
Все остальные задачи войны в воздухе возлагаются на другие типы самолетов. Раптора лишили даже высокоточных свободнопадающих бомб и ракет класса воздух-земля. Не царское это дело... Все характеристики Раптора "заточены" именно под одну функцию - зачистить небо, смести в хлам все истребители противника, обеспечить всем остальным леталкам своей армии "чистое небо".
Никто, конечно, не станет спорить, что F-22 настоящий, реально действующий, единственный в мире на сегодняшний день стоящий на вооружении, истребитель именно пятого поколения.
Или, к примеру, рассмотрим требование наличия бесфорсажного сверхзвука. Так ли оно необходимо всем истребителям 5-го поколения?
Нет, конечно нет. Это требование для барражирующего истребителя или для самолета-разведчика, контролирующего большое пространство. Истребителю-бомбардировщику, ударному истребителю поддержки наземных войск этот режим ни к чему. Работа по наземным объектам требует широкого спектра скоростей полета и быстрой смены режимов. То бишь, активное использование форсажных камер.
Но об одном "требовании" хочу сказать особо. Все российские пропагандисты настаивают на этом, не замечая, что оно входит в противоречие с друним требованием. Я говорю о сверхманевренности.
Когда формировались требования к F-22, ещё работала иннерция мышления военных, оставшаяся от требований к 4-му поколению. В те времена, в середине 80-х годов прошлого века, ещё были яркие свежие примеры преимуществ истребителей, обладающих высокой маневренностью. Только-только, в 1982 году, над долиной Бекаа, израильские истребители 4-го поколения F-15 и F-16, используя преимущество в маневренности над истребителями советского производства, в ближних воздушных боях разгромили сирийскую авиацию с сухим счетом. Несколько лет американские аналитики изучали ход этого сражения и делали выводы о необходимости высокой маневренности для перспективных истребителей следующего поколения. Тогда же в Штатах проходила масштабная программа изучения технологии и применения сверхманевренности с применением управления вектором тяги. В США, Германии и Англии были модернизированы несколько серийных истребителей F-15, F/A-18 и F-16, на которых отрабатывались новые боевые маневры, анализировались преимущества и недостатки.


Тогда же определили, что управление вектором тяги по 2 осям не дает особых преимуществ по сравнению с управлением по одной вертикальной оси.
Так что, МкДоннел Дуглас даже предложил недорогую модификацию F-15 с управляемым по вертикали вектором тяги.
Вот эти "настроения" и легли в основу требования к F-22 иметь управление вектором тяги для достижения сверхманевренности.
Раптор начал летать в виде прототипа YF-22 29 сентября 1990 года, а 7 сентября 1997 года взлетел уже под маркой F-22. Это было как раз то время, когда сверхманевренность казалась необходимой.
Время шло, технологии развивались, появилась сферическая ситуационная осведомленность и одновременно появилось всеракурсное ракетное вооружение. Сверхманевренность стала отрицательным фактором, поскольку необходимость в ней отпала, а высокие перегрузки при выполнении таких маневров отрицательно сказываются и на физическом состоянии пилота, и на прочности конструкции. Поэтому американские военные здраво рассудили, что используя средства сферического контроля и всеракурсное вооружение, можно легко отказаться от требований к сверхманевренности. Это было тем более верным, что с самого сражения над Бекаа в 82-м не произошло ни одного воздушного боя на дистанциях, на которых маневренность является решающим фактором. И над Балканами, и над Ираком простые F-16 без особого труда сбивали высокоманевренные МиГ-29 с дистанций 15-20 км. Высокие маневренные характеристики уже не могли помочь МиГам.
Когда в 2005-м F-22 приняли на вооружение и стали отрабатывать тактические премы его применения, выяснилось, что сверхманевренность ему вообще не нужна. Совершенно излишнее качество, усложнившее, утяжелившее и удорожившее боевую систему без особенных бенефитов. Только очень злая судьба может заставить Раптор сблизиться с противником на короткую дистанцию и вступить в "собачью свалку".
Вот потому в требования военных к следующему, уже многофункциональному истребителю, F-35 характеристика "сверхманевренность" не была включена. Более того, военные попросили снизить маневренность F-35 даже ниже характеристик маневренности F-16 и F/A-18. Зато увеличили требования к наборам сенсоров, обеспечивающих сферу информированности пилота, к управлению вооружением и к самим вооружениям.
F-35 - совсем другая машина по сравнению с Раптором, у неё другие задачи, к ней другие требования. И по этим требованиям ей не нужны ни свойства сверхманевренности, ни возможности летать на сверхзвуке в бесфорсажном режиме. В задачи F-35 входит то, что не входит в задачи Раптора: прорывать и уничтожать системы ПВО, наносить высокоточные удары по войскам и наземным объектам, бороться с бомбардировщиками, штурмовиками и вертолетами противника. Для этого F-35 нужна малозаметность, сферическая информационная обеспеченность, высокая оперативная командная управляемость, живучесть при получении повреждений и высокоточное всеракурсное вооружение. Всем этим Молния-2 обладает в такой же или в большей степени, чем Раптор. Боевая эффективность F-35 в рамках установленных для него боевых задач на порядок выше, чем у самолетов аналогичного типа, а по возможностям борьбы с истребителями противника, F-35 значительно превосходит все, даже самые продвинутые и "сверхманевренные" истребители в мире, кроме F-22 Raptor. То есть, это совершенно очевидно "истребитель-бомбардировщик 5-го поколения".
Теперь вкратце о концепции: что такое истребитель 5-го поколения и что его отличает от истребителей 4-го поколения.
Главным отличием 5-го поколения является наличие малозаметности не в ущерб боевым качествам аналогичных по функциональности истребителей 4-го поколения.
Опыт применения Стелсов F-117 Nighthawk доказал гигантские преимущества малозаметности, а "скрещивание" этих преимуществ с F-15, F-16 и F/A-18 как раз и создает тот гибрид, который переводит боевую машину в следующее поколение.
Всё остальное либо пляшет от вышеизложенного, либо является требованиями, инициированными малозаметностью. Без стелс-технологий и F-22, и F-35 были бы обычными, хоть и "прдвинутыми" истребителями 4-го поколения. Можно сколь угодно развивать другие качества, повышать маневренность, развивать авионику, укорачивать разбег вплоть до вертикального взлета, улучшать системы вооружений, но без технологий малозаметности это не переведет машину в ряд истребителей следующего, 5-го поколения.
О характеристиках малозаметности следует сказать отдельно.
По стандартам, принятым в мире, малозаметным считается самолет с фронтальной ЭПР мене 0,01 квадратного метра. Самолеты с фронтальной ЭПР от 0,01 до 1 кв метра считаются самолетами со "сниженной заметностью". Это связано с пороговыми характеристиками средств обнаружения. Нет в мире такого понятия, как "объект типа истребитель" или "объект типа бомбардировщик". У не-стелс сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1B фронтальная ЭПР меньше 1 кв.м., а у истребителя F-15 - около 17 кв.м., у F/A-18F/E Superhornet - 0,25 кв.м, а у МиГ-35 фронтальная ЭПР оценивается примерно в 5 кв.м.
Попытки приближения по малозаметности истребителей 4-го поколения к истребителям 5-го поколения, конечно же предпринимаются. Так есть известный проект F-15 Silent Eagle, у которого фронтальная ЭПР такая же, как у F-35. Но в других ракурсах его ЭПР около 1 кв.м. и потому самолет не может считаться действительно малозаметным, то есть перейти в 5-е поколение.
Когда Погосян и иже с ним заявляют, что у российского протоипа истребителя 5-го поколения Т-50 (он же ПАК-ФА) фронтальная ЭПР 0,5 кв.м. (некоторые сечас тали писать 0,05 кв.м.), это вызывает недоумение. Особенно недоумение вызывают попытки Погосяна убедить публику, что Раптор и Молния-2 имеют схожие характеристики фронтальной ЭПР.
Известно, что фронтальная ЭПР F-22 0,0001 кв.м. (-45 dBsm), а средняя ЭПР 0,0018 кв.м. (-37.45 dBsm). Эти цифры давно опуликованы, они проходили и на сайте Локхида, и подтверждались независимыми экспертами, тестировавшими Раптора по заказу Пентагона в компании Howland, и зафиксированы National Radar Cross Section Test Facility (NRTF) правительства США. Более того, это является нормативом при регулярных проверках Рапторов, находящихся в эксплуатации в USAF.
С какого бугра Погосян и Ко взяли другие цифры - уму непостижимо. Тем более, что Рапторы никогда не проходили такого исследования в аналогичных российских учреждениях и ни разу не были обнаружены российскими радарами. Анекдотичный случай произошел несколько лет назад, когда несколько Рапторов совершала перелет с Аляски на Гавайи через Японию. Тогда американцы по военно-дипломатическим каналам, честно, как положено, предупредили РФ о предстоящем перелете, назвав дату, воздушный корридор и количество самолетов. В результате, на Дальнем Востоке, на Камчатке и Сахалине, на островах Курильской гряды резко включились все радары систем ПВО и шарили в небе в течение 5 дней. В конце концов это насточертело японцам, у которых активность российских радаров вызвала сложности в мониторинге воздушного пространства и в проведении гражданских самолетов. Японцы просто открыто возмутились, мол, ребята, они давно пролетели, садились у нас и теперь уже 3 дня на Гуаме. Телерепортажи их пребывания в Японии были в эфире новостных каналов ТВ Японии - хорош шустрить уже! Только тогда лихорадочные поиски российских ПВО были прекращены и радары возвращены в обычный режим.
И как после этого поганцы-погосянцы смеют называть какие-то характеристики малозаметности Раптора? Да просто, чтоб их плохая работа помалозаметности ПАК-ФА не бросалась в глаза. Мол, и у них так же хреново, как у нас - мы молодцы!
В общем, несмотря на все камлания-заклинания пропагандостов, F-35 продолжает производиться на конвейре, выпускается серийно, испытывается, пилоты проходят обучение, наземные службы получают оборудование и запчасти для межполетного обслуживания - идет работа по постановке самолета на вооружение. Сотый уже в произведстве.
Комментарии
Продолжение следует?
И, кто такие упоминаемые погосянцы?
Может есть смысл ссылочек подвязать на перепетии баталий с ними, дабы картина более взаимоувязанной представлялась
Довольно подробный обзор боевой высокотехнологичной авиации в России и интересное сравнение с американскими аналогами.
http://pikabu.ru/view/ssha_vs_rossiya_aviatsiya_dlinnopost_1424822
Ваша ссылка - старая, чисто пропагандонная, технически безграмотная фуфляшка. Её обсуждали тысячи раз.
- F-22 не 85(141), а 185
- B-2 Спирит не 16, а 20
- В-1В Лансер на вооружении не 33, а 66 машин.
- В-52 не 44, а 76. 44 самолета искуственно лишены возможности доставки ядерного оружия.
- F-15 всех модификаций являются истребителями, но F-15E - многофункциональный истребитель. Поэтому считать его отдельно, в числе "ударных" самолетов неправильно. Всего этих самолетов сейчас 439 единиц, но до 2025 года их число уменьшится до 402 штук. Возможно, к ним добавят около 100 F-15 SE Silent Eagle.
- F-16 и F/A-18 - многофункциональные истребители также, как F-15E.
- В настоящее время в эксплуатации USAF находится 1003, а не 633 истребителя-бомбардировщика F-16
- F/A-18 стоит на вооружении ВМФ США в количестве 1076 самолетов, а не 457(753) как в той дурацкой статейке. Поставки F/A-18E/F для ВМФ продолжаются.
- А-10 Тандерболт-2 имеется в количестве 367 единиц, а не 110(165).
Кроме 32 (не 33) Е-3, на вооружении USAF состоят 4 Е-4 и 16 Е-8С плюс 67 Е-2С в ВМФ.
Это не считая огромного флота транспортников, грузовиков, самолетов РЭБ, вертолетов, танкеров и т.п.
- истребителей и истребителей-бомбардировщиков - 2518, а не "934(1886)"
- бомбардировщиков - 162 единицы, а не "96(123)"
- штурмовиков - 367 плюс 45 самолетов типа "ганшип" - тяжеловооруженные самолёты артиллерийской поддержки сухопутных подразделений AC-130, а не "110(194)".
- самолетов ДРЛО - 119, а не "24(33)"
Кроме того, в распоряжении ВМФ, Корпуса Морской Пехоты и армии имеются самолеты, которым нет аналогов в российской авиации, такие, как, например, 240 штук конвертопланов Оспрей MV-22B.
По боевой эффективности американские боевые самолеты в разы превосходят лучшие российские образцы. Так, например, почти все F-15, F-16 и F/A-18 сейчас переоборудуют радарами с АФАР. Вот только сегодня прошло сообщение, что для F-16 выбран радар SABR производства Northrop Grumman. Выбран - потому, что имелся выбор. Кроме Нортроповского SABR предлагался RACR фирмы Raytheon. В России же, радары с АФАР остаются предметом будущих достижений.
Один F-22 приравнивается к 25-30 истребителям типа Су-35, но это очень консервативная и скромная оценка.
Так что, реально, один F-35, пока его случиться завалить, без проблем упокоит не менее 50-60 любых Сушек, МиГов, Еврофайтеров и Рафалей.
Тоже самое и в бомбардировочной авиации. Не говоря уже о том, что Россия не имеет даже приблизительного аналога стелсу В-2 Спирит, точ, что хоть как-то можно сравнивать по боевой эффективности (Ту-160 против В-1В или Ту-95 против В-52) явно и далеко не в пользу российских самолетов.
Например, Ту-160 содрали с В-1А практически 1:1. Ну, за исключением большой части авионики, которую ещё с В-29 драли.
Но американцы от В-1А отказались в середине 70-х, а В-1В значительно эффективнее.
В статье по вашей ссылке указывается, что на вооружении ВВС РФ стоят 18 Су-35С. Это ложь. Су-35С ещё вообще не стоит на вооружении, но проходит испытания в количестве 6 штук.
Су-27 всех модификаций, а не только Су-27СМ (Су-27СМ3 примерно 180 шт), в российских ВВС не 406, а всего 352.
МиГ-29 ВСЕХ модификаций, а не только МиГ-29СМТ (этих только 28), не "255(555)", а всего 230 единиц.
МиГ-31 всех модификаций, а не только МиГ-31БМ (этих только 16), не "158(358)", а всего 252.
Ту-22М3 не 213, а 150.
Между прочим, эта "агрессивная Америка" могла безнаказанно уничтожить "мирный СССР" практически до середины 60-х годов, но этого не сделала. Тем более сейчас - вероятность нападения США на РФ - нулевая.
А "защитна или беззащитна"... Ну, примерно, как Ирак при Саддаме. Технологическое превосходство слишком велико, разрыв совершенно очевидно гигантский.
Почему нулевая? Как я понимаю, американцы могут уничтожить большую часть российских боеголовок первым же ударом. Даже Рогозин об этом официально заявлял
И не спрашивайте почему.....
Штаты сегодня технически могут разгромить любую страну или любую коалицию стран. Но нет для этого политического желания.
Штаты могли уничтожить Северную Корею в пыль во время Корейской войны. Надеюсь, в этом сомнений нет?
И всё-таки не сделали этого.
А почему? Мог кто-нибудь что-то противопоставить стратегической ядерной мощи США в 53-54 годах? И всего-то делов было трахнуть пару бомб на границу Северной Кореи с Китаем. И всё, суши весла - нет прохода китайским "добровольцам", нет воздушного прикрытия с китайских аэродромов, прекращено военное снабжение Северной Кореи через Китай.
Но этого не сделали.
Когда прекратили финансирование производства Рапторов, были названы цифры по F-35 и обоснованы с точки зрения военной необходимости. Чтобы их изменить, надо привести новые обоснования и доказать конгрессменам, что хватит столько-то и столько-то.
Например, если уменьшается военная угроза, или боевая эффективность оказывается значительно выше указываемой ранее.
Так было с Раптором: рассчитывали эквивалент к истребителям 4 поколения как 1:5, потом, когда приняли на вооружение, как 1:30 и соответственно снизили потребность. По их обоснованию, 180 Рапторов эквивалентны по боевой эффективности 5,5 тысячам F-15D. Конгресс согласился, что больше их делать не требуется.
Как обстаят сейчас дела с оценкой боевой эффективности F-35, мне сказать тяжело. Если они оценивают к F-16 и F/A-18 в соотношении 1:5, то потенциал 3000 F-35 равен 15 тысячам истребителей-бомбардировщиков 4 поколения, а это усиление примерно в 7 раз.
Зачем рисковать своими, очень-очень дорогими, но главное - людьми?