Дежавю
...
Концентрируя в своих руках доходы от собственных имуществ и доходы, которые давала государственная служба (плата за военно-чиновные и придворные должности), правящая верхушка, естественно, сплачивалась вокруг императорской власти. Эта довольно широкая эксплуататорская прослойка (крупные земельные собственники, сенаторы, чиновники, военные, духовенство) пользовалась большими льготами, тогда как народные массы изнывали под бременем непрерывно возраставших податей и повинностей.
По свидетельству Фемистия, за 40 лет, предшествовавших правлению Валента, налоги увеличились вдвое. Фемистий превозносит этого императора за то, что при нем не произошло дальнейшего увеличения податного бремени. Однако этот автор забыл упомянуть, что вместо повышения податей Валент встал на другой путь — беспощадного выколачивания из населения недоимок, накопившихся с конца III в.
Со второй половины IV в. быстро росли и чрезвычайные, и экстраординарные поборы. Тюрьмы были постоянно переполнены должниками. Взыскание податей, согласно закону, нередко производилось с помощью военной силы.
Тяжесть податей еще более усугублялась процветавшими злоупотреблениями чиновников, чему благоприятствовало как всевластие чиновничьего аппарата и бесправие населения, так и все более широко применявшаяся практика продажи должностей.
В немалой мере этому явлению способствовало само положение рядового чиновничества: если высшие и средние чиновники и придворные имели колоссальные оклады, то огромная масса представителей бюрократии низшего ранга получала крайне скудное содержание и в значительной мере жила за счет «дополнительных» взиманий с населения. Подобные же порядки существовали и в армии, где, в отличие от превосходно оплачиваемых командиров, солдатам платили ничтожное жалованье, значительная часть которого к тому же присваивалась их начальниками.
...
Воровство огромной армии чиновников и придворных было одной из самых глубоких язв государства с самого начала его существования. К рабовладельческой Византии IV—V вв. в полной мере применимо высказывание Ф. Энгельса о Поздней Римской империи: «Чем более империя приходила в упадок, тем больше возрастали налоги и повинности, тем бесстыднее грабили и вымогали чиновники».
(История Византии, том 1, гл.5, Издательство "Наука" Москва 1967)
Комментарии
И дежавю возникает для тех, кто не сделал должного вывода из "первого сеанса"...