О "загадочной русской душе", или кому нужны мифы.

На модерации Отложенный

Поскольку мне приходилось работать в самых разных коллективах, и в России и в Европе, как-то захотелось спросить себя – в чем же разница, почему они делают машины, а мы – тазики, почему они завоевывают рынки, а мы продаем газ и сырую нефть? Ведь вся эта прибавочная стоимость, которую мы оплачиваем за счет сырьевых доходов, она создается ведь на рабочих местах, не из воздуха. Так что же, там, на западе какие-то монстры живут, что денно и нощно от станков-столов не разгибаются? Достоевский в своих дневниках так и писал – наши-то, мол, лентяи все, а тамошние – работящие, да не такие творческие как наши.

Вот не соглашусь с классиком. Ерунда, простите. Такие же точно люди. Никакой разницы, братцы, между отдельно взятым немцем и русским не усматриваю. И пословица про то, что русскому хорошо, то немцу – смерть – чепуха. И про поэтичную русскую душу, позволяющую не работать, а мечтательно на завалинке сидеть – полная ерунда, не знаю уж какими врагами придуманная. Нет никакой «особой русской души». Оставьте эти басенки про «особую душу», позволяющую ничего полезного не делать, а остальных гоями считать, иудеям. И древнерусская тоска ничуть не тоскливее древненемецкой, и немецкая прагматичность еще нервно покурит перед русской. И революции они делали не хуже, а то и пострашнее наших, и днепрогэсы мы, а не они строили. И водку они пьют похлеще, и – открою страшную тайну – огурцы соленые у них тоже есть, и блины, а итальянское сало такое, что любой хохол обзавидуется (на себе проверял). И даже березок у них явно больше, чем, скажем, на какой-нибудь русско-православной Кубани.

Кстати, про Кубань. Мои предки оттуда. Не пролетариат из тридцатых, который теперь лампасы нацепил, а те самые, которых царица переселила. И вот ведь, бабушка вспоминала, на всю станицу – лишь один лентяй с загадочной душой, рыбкой промышлял, все остальные дворы – работали денно и нощно. Да что и говорить, зажиточно казаки жили. Я вон был на экскурсии в доме богатого австрийского винодела конца позапрошлого века. На весь огромный дом – одна печь на кухне, там старики жили на самых почетных местах. Да у меня у прадеда в небольшом станичном доме две печи были – русская и «голландка», все комнаты отапливались дымоходами. Так что, казаки не русские  что ли?

Ну в каком-то смысле может и «не».

В том смысле что «особой души» у них не было. Обыкновенная душа была, работящая, как у всех.

Ну это ладно, экскурс в историю. С чего начал – коллективы, русские и немецкие. Думаете две большие разницы. Ан нет. Кофе в перерывах пьют по часу – да за милую душу. Подсиживают друг друга – да сколько угодно. Работают, так и наши работают. Как спецы – наши лучше, я б здесь многих инженеров, будь они моими студентами, нафиг со второго курса бы повыгонял. И вот думай после этого, почему они – в шоколаде, а мы… через тернии в жопу.

Думал, и так мне кажется. Пацанства здесь нет. Ты – начальник, я – дурак, здесь нет. Начальство на машинах, ценой в зарплату всего завода за полгода, не ездит. Да что говорить, зарплата хорошего рабочего всего процентов на пятьдесят меньше зарплаты директора. Начальство работает больше всех. Причем не пальцы гнет, не разборки устраивает – работает. Ты не сделал, начальник сделает. Серьезно. Чертеж не закончил – глянь, а он на завтра закончен. И тебе много не скажут. Ну, может, обратят внимание, что внимательнее к своему рабочему времени надо быть. Не наорут, не обматерят. Просто сделают. И тебе стыдно. Потому что ты ушел, а он – сидел.

Не, ну если стыдно то не будет, уволят конечно, раза после пятого. Но унижать при этом никто не будет. Все люди, все человечки.

Нет у них понтов, нет понятий блатных. Человек, как говорится, человеку … коллега, сосед. Товарищ. Не друг, не «брат», товарищ. Вот и вся разница.

А коллектив он ведь как – сначала бригада, отдел, потом завод, потом район, потом – страна. Все коллектив.

Так вот и получается.

Вот и думается мне. Может все-таки вспомнить нам, что не наши это песенки про «особую душу», не наши это песенки про то «кто круче», богаче, умнее, чистопороднее.  Навязали нам эту древнерусскую тоску, чтобы понадежней обыдлить. Типа – че ж такого, что без штанов и раком, зато – душа у тебя особая. Не, не наше это.

 А наше как раз вот это русское – «товарищ». Такой же как я. Трудящийся за свой хлеб.

Как то так, товарищи трудящиеся.