Медведев хочет покончить с феодализмом на дорогах

На модерации Отложенный Медведев обсудил вопросы безопасности на дорогах: чиновников-нарушителей надо увольнять, за превышение скорости — уголовная ответственность
Совещание в подмосковном Голицыно началось с неутешительной статистики, озвученной Медведевым


 Анатолий Караваев, Евгений Шипилов

 

Дмитрий Медведев пообещал активизировать борьбу с неравноправием на дорогах и увольнять чиновников, нарушающих ПДД. По данным ГИБДД, 40% нарушителей в Москве — обладатели «блатных» номеров. Кроме того, в правительстве решили разработать ряд новых законодательных актов, так как действующие уже устарели, и проработать вопрос введения уголовной ответственности для злостных нарушителей скоростного режима. Глава ГИБДД, в свою очередь, пообещал рассмотреть возможность разрешить поворот направо на запрещающий сигнал светофора.

Совещание в подмосковном Голицыно, на котором помимо премьера присутствовали главы МВД, ГИБДД, а также депутаты Госдумы и эксперты «открытого правительства», началось с неутешительной статистики, приведенной Медведевым. По его словам, «дорожные войны» уносят в России до 30 тысяч жизней в год. «Это очень печальная статистика», — заметил премьер, упомянув в том числе и произошедшую в четверг аварию с детьми-сиротами в Вологодской области.

«Нужны новые способы повлиять на сложившуюся ситуацию», — заявил он, призвав обсудить комплекс мер, направленных на снижение смертности на дорогах. Одной из ключевых задач было названо обеспечение равноправия всех участников дорожного движения перед законом. Премьер предложил незамедлительно увольнять чиновников, которые нарушают ПДД, прикрываясь своим статусом. «Я считаю, что личные разъяснения не прокатят, — заявил он. —

Надо наказать примерно — уволить пять десятков человек за использование соответствующих преимуществ».

Медведев считает, что провинившихся не стоит привлекать к уголовной ответственности или придумывать что-то еще. «Уволить просто, — сказал он, — вот это поможет». И подчеркнул, что это должно касаться чиновников любого ранга.

«Прокурор — значит, пошел вон; еще кто-то из соответствующего списка — значит, до свидания,

— сказал он. — И не за должностные правонарушения: может быть, он и человек идеальный, но, если он этими вещами пользуется, к нему возникают вопросы».

По мнению докладчика, если создать серию таких примеров, то абсолютное большинство граждан, в том числе и обладатели различных привилегий, будут вести себя на дорогах соответствующим образом. «С подобными проявлениями феодализма необходимо кончать», — уточнил он.

Обсуждавшиеся на совещании результаты опроса ВЦИОМ показали: от 20% до 40% нарушителей ПДД в Москве, по оценкам сотрудников ГИБДД (было опрошено 50 инспекторов – «Газета.Ru»), обладают госномерами особых серий, что делает практически невозможным применения к ним санкций. Кроме того, россияне уверены, что ПДД чаще других нарушают представители силовых ведомств, депутаты и представители бизнес-элиты.

Комментируя данные социологов, Медведев обратил внимание на то, что почти 70% автомобилистов уверены в том, что удостоверения чиновников помогают их владельцам избежать наказания за нарушение ПДД,

28% опрошенных считают, что удостоверения «скорее помогают». Сомневаются в том, что это имеет значение, всего 2% респондентов, и ни один человек не сказал с уверенностью, что удостоверения чиновников в этой ситуации не помогут.

О важности борьбы с привилегиями на дорогах заявил и глава МВД Владимир Колокольцев. «Традиционные способы и методы исправления ситуации уже исчерпаны — действительно, нужно переходить к нетрадиционным методам, — сказал министр. — Один их этих методов, который был сегодня озвучен, — это устранение неравноправия участников дорожного движения на дорогах».

По его словам, крайне важно укреплять дисциплину среди участников движения.

«Законодательные изменения здесь просто необходимы», — выразил уверенность глава МВД.

Об изменениях в законодательстве на встрече говорили особенно много. В частности, Медведев заявил, что правительство поддержит идею разработки новой редакции принятого еще в 1995 году федерального закона «О безопасности дорожного движения», о чем говорили представители ГИБДД.

«Что касается новой редакции закона о безопасности дорожного движения, других законов — давайте подумаем, если вы считаете, что для этого созрели предпосылки, — сказал Медведев. — Правительство это поддержит». Премьер также поддержал идею ввести новые составляющие в КоАП и УК, в том числе за «систему соответствующих действий». «Давайте это обсудим, и, если это эффективно, давайте попробуем пойти по этому пути, хотя не всё санкциями решается», — заметил премьер.

Также Медведев поручил Госдуме изучить возможность разграничения понятий «неосторожное вождение» и «опасное вождение», чтобы предусмотреть разный уровень ответственности за такие правонарушения, вплоть до уголовной. О необходимости подобного ограничения говорится в опубликованном на этой неделе докладе правительственных экспертов и исследователей из Высшей школы экономики.

«Я не возражаю против попытки разграничить так называемое опасное вождение и неосторожное вождение,

— сказал он. — Очевидно, что тот человек, который сознательно идет на злостное нарушение скоростного режима, не имеет умысла на причинение тяжких телесных повреждений или тем более на совершение убийства другого лица, но у него есть умысел на грубое нарушение ПДД. Криминализовать этот состав или нет — это вопрос к законодателям».

Обращаясь к присутствовавшей на совещании депутату Госдумы Ирине Яровой, он предложил подумать над этим вопросом. «В ряде стран это есть и это дает свои плоды», — сказал Медведев.

Премьер также поддержал идею «позитивных коалиций» автомобилистов против нарушителей на дорогах. Медведев противопоставил таким объединениям «негативные коалиции», которые противостоят чиновникам и сотрудникам ГИБДД, зачастую призывая их к соблюдению правил, а в ответ их нарушая.

В качестве примера таких позитивных объединений Медведев рассказал случай из собственной биографии. В 90-е годы он вместе с друзьями за рубежом ехал в качестве пассажира на машине «с огромной скоростью». «Через 15 км нас остановили. Никакой видеофиксации не было, скоростемеров не было, — вспомнил премьер, — нам один или два раза попались навстречу машины — это вот и есть пример той самой «позитивной коалиции»:

добропорядочный иностранный гражданин успел добежать до дорожной полиции и «стуканул».

Премьер призвал добиться такого же отношения к агрессивному поведению на дорогах. «Мне кажется, это будет полезным», — отметил он.

Глава ГИБДД России Виктор Нилов, в свою очередь, заявил, что в ближайшее время озвучит решение о возможности поворота направо на запрещающий сигнал светофора. Сейчас поворот направо может быть разрешен только с помощью отдельной секции светофора. Однако автомобильные активисты давно предлагают разрешить правый поворот абсолютно на всех светофорах, разместив обычное графическое изображение зеленой стрелки.

По мнению координатора общества «синих ведерок» Петра Шкуматова, участвовавшего во встрече с Медведевым, всё обсуждение разделилось на две позиции. Одни утверждали, что в высокой аварийности в стране виновны водители, нарушающие ПДД. Другие настаивали, что неразвитая дорожная инфраструктура — основная причина высокой смертности. «Наша инфраструктура просто опасна, — говорит Шкуматов. — Проблема решается тем, чтобы дороги сделать шире, расставить отбойники, лежачие полицейские, сделать надземные переходы. В таком случае серьезных трагедий будет гораздо меньше. Тяжесть последствий от нарушений у нас чудовищная. Если бы все было по уму, то нарушений было бы столько же, но жертв было бы гораздо меньше».

При этом у Шкуматова сложилось впечатление после встречи, что Медведев склоняется к карательным санкциям в сторону водителей. «Проще поднять штрафы, нежели сделать дороги безопасными. Но премьер вроде мои мысли записал», — заключил координатор «синих ведерок».