Бегемот, Аннушка и другие обитатели «нехорошей квартиры»
На модерации
Отложенный
Приглашаем вас на виртуальную прогулку по первому в России музею Михаила Булгакова, учрежденному правительством города Москвы в хорошо известной всем поклонникам романа «Мастер и Маргарита» «нехорошей квартире» №50, что на 6-м этаже дома 10 по Большой Садовой улице. Квартира пугала местных жителей странными явлениями, а иногда и откровенной чертовщиной. «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»
Музей начинается не в самой квартире на 6-м этаже, а гораздо раньше. Лестница в подъезде раскрашена и исписана поклонниками творчества Булгакова.
Тут и любимые цитаты из романов, и рисунки (конечно, самый популярный персонаж – кот Бегемот), и полемика между ненавистниками и любителями «Мастера и Маргариты». Хватает и тривиальных надписей, которые любой турист должен оставить около достопримечательности.
Со временем рисунки и надписи на стенах подъезда меняются – старая краска осыпается. Но наиболее любопытные рисунки сфотографировали и повесили на стенах в самом музее.
Осенью 1921 года, приехав в голодный и бесприютный город, писатель с женой поселился здесь, заняв комнату в огромной коммунальной квартире. Здесь по ночам, до переезда летом 1924, он писал свои первые московские произведения. Сам образ «скверной» коммуналки и дома «покоем» долгие годы станет преследовать Михаила Афанасьевича.
В квартире воссоздана атмосфера того времени, когда в одной из комнат писались самые известные романы. Мебель позаимствована из квартиры Булгакова в Нащокинском переулке.
«Нехорошая квартира» — музей, где можно погрузиться в среду московского периода жизни Булгакова.
Кстати, работники музея называют Булгакова Михаилом Афанасьевичем и говорят о нем как о хорошем знакомом.
Еще на лестнице слышна классическая музыка в хорошем исполнении – в одной из комнат музея пианист играл музыку, которая вполне могла звучать здесь в 20-е годы.
Следующая комнат музея посвящена самому дому. Здесь представлены фрагменты дома до реставрации - часть батареи отопления, деревянная балка, и множество интересных кусочков лепнины со стен и потолка.
Сотрудники собрали здесь архивные документы, планы и чертежи дома, есть и старое фото почти столетней давности.
Бывшая коммунальная кухня поражает количеством разных «нужных» вещей.
Здесь можно найти и старую посуду, и огромные бутыли, старый тромбон и несколько примусов. Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, - недружелюбно насупившись, проговорил кот, - и еще считаю своим долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
Примечателен портрет хмурой немолодой женщины на стене в кухне – это прототип той самой «Аннушки-чумы», которая неосторожно разлила подсолнечное масло на трамвайные пути.
Квартира оказалась точкой соприкосновения с тремя эпохами российской реальности — с постсоветской современностью; с эпохой «советского прошлого» (его бытом, его литературой, его трагедиями и его уроками); с эпохой дооктябрьской России, полноправным гражданином которой до 26 лет был Булгаков и ностальгию по которой он перенес в свои книги.
Как-то особенно чувствуется причастность к истории, к личности писателя, и весьма интересно думать о том, что в зеркало могла смотреться любимая женщина классика.
Старинная фотография.
"Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..."
Одна из комнат в «Нехорошей квартире» посвящена легендарной редакции газеты «Гудок», в которой в 1920-е годы работали М. Булгаков, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, В. Паустовский, В. Маяковский.
Именно в этой квартире столкнутся потусторонний мир и мир современной Москвы.
Комната Булгакова была закрыта. Обновляли экспозицию.
Опять спускаемся по лестнице, смотрим и читаем.
Патриаршие пруды – уголок Москвы, связанный в сознании горожан исключительно с Булгаковым. В то же время, памятник великому писателю до сих пор не установлен в Москве. В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан.
Антракт, негодяи!
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором