Из жизни и нравов в России в прошлом и … сегодня.
В последнее время появилось много публикаций, в которых либо идеализируются дореволюционные времена, ум, гуманизм и честь дворянства, либо все пишется о них в исключительно мрачных тонах. Однако, Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» тоже ведь писал о дворянах. А кем же еще были Коробочка, Ноздрев, Манилов и Плюшкин?
Тем не менее, среди дворян были такие замечательные организаторы и управленцы как, например, Н.С. Мордвинов, М.С. Воронцов и П.А. Столыпин. Они хорошо понимали, что жизнь простого народа в России нужно всемерно улучшать.
Но, их было чрезвычайно мало, а основную массу дворян составляли именно гоголевские персонажи.
Вот выдержки из любопытных воспоминаний французского военнопленного, где он характеризует русского крестьянина:
«Русский крестьянин умеет владеть топором с удивительной ловкостью. Так как в деревнях обыкновенно нельзя встретить ни плотников, ни столяров, то каждый из них владеет топором, который заменяет им и пилу, и рубанок и все прочие инструменты.
Деревенское население по своим душевным качествам стоит гораздо выше городских жителей. Оно отличается большей любезностью, более участливо, менее склонно к воровству и менее низменно.
А если бы ему предоставить благодеяние свободы, которого оно, безусловно, достойно, то оно стало бы еще лучше.
Когда русский крестьянин станет фермером и будет снимать у собственника его землю, вместо того, чтобы работать на него в качестве раба, он удесятерит доход своего теперешнего господина».
Руа И. – Французы в России. Воспоминания о кампании 1812 года и двух годах плена в России. СПБ, 1912.
Приведу, для сравнения, один интересный эпизод из жизни в Англии XIIIвека:
«Размер прибыли, которую евреям дозволено было получать и которую они в XIII столетии в действительности обыкновенно получали, определялся в 2 (два) пенса в неделю на каждый фунт стерлингов долга, то есть около 43,3% годовых.
Будучи вынужден беспорядками, произведенными бедными студентами Оксфорда, которым приходилось занимать деньги за такие чудовищные проценты, Гроссетс, бывший в то время канцлером, учредил первую «кассу», кассу имени Святого Фрайдевайда.
С тех пор студентам, годовой доход которых не достигал двух марок, ссуды выдавались безвозмездно, а в кассу в виде залога принимались платье и книги.
Этот пример нашел себе подражание среди лиц, известных своей благотворительностью, так что в XVI столетии было открыто уже более 12 таких касс».
Эшли У.Дж., профессор Гарвардского университета – Экономическая история Англии в связи с экономической теорией. Перевод с английского языка Н. Муравьева под редакцией приват-доцента Московского университета Д.М. Петрушевского. М.: Издание М.И. Водовозовой, 1897, с.228.
То, как обращались с людьми, особенно крестьянами, в России, не шло ни в какое сравнение с Англией XIII века
«Проезжая по реке Вятке можно повстречать партии недоимщиков-крестьян человек до 300. Перевозятся они за счет предпринимателей подобно арестантам, под весьма деятельным присмотром. А сколько сцен, напоминающих…невольничье судно».
Сазонов Г.П. – «Кабала в отхожих промыслах» – «Наблюдатель», 1889, №3, с.54.
«В 1880 году недоимщики Орловского и Котельнического уездов Вятской губернии были проданы Франко-Российскому Уральскому обществу, владеющему пермскими заводами на 6 месяцев для рубки дров. Наиболее развитой промысел губернии – бурлачество – всецело основан на той же необходимости для крестьянина, какими бы то ни было средствами уплатить подати».
«Наблюдатель», 1885, №2, с.61.
«Известно, что русское земледелие находится на очень низкой ступени развития и что это обстоятельство считается главнейшей причиной переживаемого нами кризиса.
Тверские статистические учреждения собрали очень интересные данные о народном кредите в целой губернии. Оказывается, по сведениям волостных правлений, что для одной только уплаты податей крестьяне, в 1881 году, заняли до 1 миллиона рублей.
Причем из миллиона рублей, нужного крестьянам для своевременного взноса в казначейство, не менее 750 тысяч рублей приобреталось займом у частных лиц.
Средний годовой процент при займе у частных лиц – 20-24%. При этом замечено интересное явление: чем беднее местность, тем выше процент кредита.
В Ржевском уезде Тверской губернии крестьяне кредитуются под 24-30% годовых, а в беднейших волостях большинство крестьян занимает под 48-60% годовых.
Из фактов, относящихся к разнородным местностям России, видно, что заем обходится крестьянину обыкновенно в 40-60% годовых. И это касается общественного займа. Частные же займы стоят еще дороже, и процент ссуд иногда поднимается до 150% годовых.
Крестьяне Котельнического уезда Вятской губернии, также, продают хлеб осенью по дешевой цене, а покупают весной по дорогой. Потери, которые несут крестьяне при этих сложных финансовых операциях, поистине баснословны.
Так, в 1869 году, например, они платили по займу 1000 процентов годовых».
«Из практики народного кредита» – «Наблюдатель», 1884, №11, с.20, 30, 31, 32, 35.
«Огромные выгоды, которые получали частные земельные банки от своих заемщиков, нисколько не влияли на улучшение положения этих заемщиков.
В случае несвоевременной оплаты прямых платежей, заемщик вынужден ежегодно уплачивать банку в виде пени до 10% и расходов на публикацию от 20 до 30% в год с сумм ежегодного платежа.
Так как неисправность платежей по различным причинам стала явлением хроническим, то, очевидно, что такая контрибуция, идущая в пользу банков и редакций газет непосильна для нашего оскудевшего землевладения и, в принципе, совершенно несправедлива».
Минутко С. – «О направлении современной финансовой политики по отношению к ипотечному кредиту» – «Наблюдатель», 1897, №3, с.41, 43.
Наши финансисты и банкиры и сегодня держат ставки по кредитам, на предельно высоком уровне, что совершенно не дает возможности развития производств и высоких технологий в стране, в том числе и в сельском хозяйстве, постоянно увеличивая отставание России от развитых стран.
Теперь, кратко, о работе торговли в дореволюционный период.
«Одна дама из Киева для покупки приданого дочери поехала в Париж. И что же? Вещей в Париже, на выделенную ей сумму, было куплено вдвое больше, даже с учетом всех дорожных расходов».
Андреев В. – Современная Россия. Киев, 1876, с.51, 52.
«Реальный полезный труд – великое последствие мудрого устройства человека. Вместе с тем, ясно, что плод трудов человека представляет его собственность, его достояние, его капитал. Как же не понять, что весь урожай от яблони, выращенной человеком, представляет полную собственность владельца, его собственный капитал. Кто же может утверждать, что труд и капитал антагонисты, враги, когда они родные братья. Труд переходит в капитал, а капитал в труд.
Это новое высокое моральное чувство носит название честности. Это чувство, раз человек работает, трудится в поте лица своего, он знает цену труду, и он ценит свой труд, а, следовательно, ценит и уважает чужой труд. Поэтому он относится с уважением к чужой собственности, потому что собственность – результат труда. Человек, занятый реальным делом, занятый только своим делом, не вмешивается в чужие дела, не занимается знахарством. А раз человек не вмешивается в чужие дела, он далек от сплетен, пересудов, лжи, афер и шантажа. Ведь, ему некогда этим заниматься.
Реальный труд ослабляет, уничтожает такие пороки, и такой человек все больше и больше начинает уважать себя. А как же можно уважать себя, если в душе нет правды, реальной жизненной правды.
Все в мире надо добывать в поте лица своего. Трудом надо добиваться богатства, славы, популярности, удобств жизни. Трудом надо добиваться общечеловеческих идеалов, свободы, равенства, конституции.
Все дается только в поте лица человеческого, точно также и образование. И победа над врагом дается за праведные труды народа.
Ни одно правительство, ни одна армия не дадут победы, если народ сам не работал реально, продуктивно над победой.
Образование, как понимают его интеллигенты, только искусственное заражение человека идеями.
Знания не делают человека умнее, нравственнее, предприимчивее.
Природные свойства и природная душа человека важнее знания.
Ваятель духа на земле – только полезный честный труд.
Гордон Д.М., врач – Интеллигентное тунеядство. Ташкент, 1916, с.2, 4, 13, 21, 533, 535, 537-538, 540, 542, 563-564.
А вот еще поучительные выдержки из дореволюционного журнала «Русская школа»:
«Недостаточно иметь хорошие броненосцы.
Важнее иметь людей, которые могут толково пользоваться всеми теми орудиями разрушения, которые технический прогресс предоставил в распоряжение воюющих армий и флотов».
«Русская школа», 1900, № 7-8, с.167.
«При современной международной конкуренции, невежественный народ не может удержать своего положения ни в отношении своей промышленности, ни в отношении своей политической роли».
«Русская школа», 1900, № 7-8, с.181.
«Общее образование важно не только как базис для образования профессионального, но оно важно как самостоятельное средство повышение производительности труда».
«Русская школа», 1900, № 9, с.129.
«Российский народ, в общем, не имеет настоящего понятия ни в догматах исповедуемой им веры, ни в смысле исполняемых им обрядов. Масса русского народа, вследствие своего невежества, может считаться христианской лишь в смысле усвоения тех или иных внешних форм исповедания христианства».
«Русская школа», 1900, № 12, с.166.
«Невежество русского народа и некультурность русского общества вообще, ставят непреодолимые препятствия для развития общественной нравственности, то есть сознания своих обязанностей не только по отношению к близким людям, но и по отношению ко всем гражданам вообще».
«Русская школа», 1900, № 12, с.167.
И, самое главное:
«Чем больше мы овладеваем миром материальных благ с его соблазнами, его неугомонностью и его неистощимым возбуждением все новых потребностей, тем настоятельнее становится необходимость значительного укрупнения и углубления духовной стороны нашей природы».
Ферстер Ф.В. – Школа и характер (морально-педагогические проблемы школьной жизни). СПБ, 1914, с.7.
Разве не к этому мы пришли сегодня?
Александр Рашковский, краевед, 26 июля 2013 года.
Комментарии
Самовластительный злодей
Тебя.твой трон я ненавижу
Твою погибель.смерть детей,
С жестокой радостью я вижу.
С чего бы это Пушкин так откровенно выражался?
Вы не бойтесь русофилы,
Сильно,любящие Русь,
Навострим на всех мы вилы,
У России мнго силы,
Всех загоним мы в сортиры
Там и будим их мочить
Путин трус он,как Суворов,
С нами водочку не пил
Разрешал своим он ворам,
С кем родился под забором,
Воровать под свой "РОСПИЛ".
Так,что так он Русь крепил.
Воровал он всё ж не мало
В банде радовался всяк,
Как Медведева не стало
Переделал всё не так.
Чтоб коденцию в полвека
Дотянуть бы до конца
Схватим мы американца
Пусть,любого человека,
Скажем- оскорбил Творца
Нам без импортной наживки
"Не исправить русский крен",
А Навальный или Сноуден
"Не один ли, в общем,хрен."
27.07.13
Что остаётся просто для людей России?. Может и об этом надо подумать Путину. Своё-это космос,медицина,наука,образование. Может заводы свои построить,чтоб медицине,образованию не быть пасынком у иностранцев?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А почему "некошерный еврей" забыл упомянуть национальность владельцев земельных банков того времени?
Сранная забывчивость...
Комментарий удален модератором
Мой ник недалеко ушел от моей настоящей фамилии. У меня волчья фамилия. Теперь про Климова. Вики: «Григо́рий Петро́вич Кли́мов(настоящее имя — И́горь Бори́сович Калмыко́в; в Германии был известен под именем Ральф Ве́рнер; 26 сентября 1918, Новочеркасск — 10 декабря 2007, Нью-Йорк) — русско-американский писатель-перебежчик, журналист, редактор, автор многочисленных публикаций и лекций конспирологического и евгенистического содержания.» Взяв себе такой ник, вы уподобились Резвуну, который взял фамилию Александра Васильевича. Это дурно.
Это настоящие.Также звали моего прадеда.
Вы избыточно информированы, поэтому на переработку информации просто не хватает времени...
Александр Рашковский. Родом из Кирова-на-Вятке , инженер, краевед, некошерный еврей.
- berkovich-zametki.com/Avtory/Rashkovsky.htm
В Афинах? Ах да, когда собрались 500 дураков и приговорили к смерти единственного умного, кто там был - Сократа.
Я применяю категорию идеалистическое как предметность в мироздании.
так что ваше высказывание ко мне не имеют отношения.
Благодарю за понимание.
И скажите мне милейшая Даша, в чем заключается мое виляние? И чем вас не устроил мой предельно лаконичный ответ?
Я попросила вас назвать хотя бы одну из таких идеальных эпох. Вы не назвали. Стало быть, не знаете ни одной. Ну так и не надо было говорить. Вы проиграли. А все остальное ваше словесное изобилие по японски называется – ляо. По русски – увертки.
Впрочем, у вас еще остается возможность назвать идеальную эпоху в жизни людей. Ждем-с. (Но эт вряд ли.)
А мои ответы всякий раз открываются в попытке узнать что вы видите в понятии идеальность?
Всякая эпоха имеет свои и + и - и прочие пофигизмы.
Никогда лучшие люди и изобретатели не составляли большинство.
Дальше можно не читать.
Другое дело, что сегодня производство быдла поставлено на поток.
Школе поставлена задача: "Ни в коем случае на пробудить при обучении разум у детей и студентов".
Это делается для блага граждан, чтобы они не сходили с ума за восемь часов однообразной и рутинной работы. Чтобы сходить было не с чего.
В условиях демократии из людей с непробужденным умом нам выбирают Президентов и министров.
Потому и кризисы, потому и безработица, потому и гонка вооружений и преступность.
Во всём мире так. Только там, где диктатор - есть надежда на клановость в обществе, при которой в предполагаемых руководителях государства будят ум при обучении.
Изображать народы России быдлом - это разумно?
Предполагать руководителей государства со школьной скамьи - это разумно?
Может Вы усмотрели в голой критике талант ответственного руководителя?
Так что же разумного в комментарии, продемонстрированном Юрием Евгеньевичем Виноградовым?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Может найдёт автор мужества и поинтересуется информацией от русских философов Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, посвятивших себя изучению характера русского человека?
Элементаное знакомство с прозой,поэзией,с живописью,с тематикой народных песен камня на камне не оставляет уважения ктой мерзости,о котрой стенает нынешние пачкуны всех видов СМИ.НЕ могу понять причину амнезии среднего поколения,которое ведь знает имена и Некрасова,и Куприна,и Чехова И Маяковского.Видело картины и Перова,и Федотова,и Репина,и Вл.Вас Верещагина.Почему надо объяснять очевидные вещи.Как удалось отрезать молодежь от этого наследия?
Талант в стихоплетстве еще не повод!
А отрезать удалось в 17-м, по самое горло отрубили российскую элиту от тела страны. С тех пор безголовыми и маемся... Чужая не прирастает - ей ведь про Палестину думать надо...
- Вы меня очень ненавидите?- весело спросил он меня. Я без всякого стеснения ответил, что нет: слишком было бы много чести ему. Он уже было раскрыл свой корытообразный рот, чтобы еще что-то спросить меня, но тут поднялся для официального тоста министр иностранных дел, и Маяковский кинулся к нему, к середине стола. А там он вскочил на стул и так похабно заорал что-то, что министр оцепенел. Через секунду, оправившись, он снова провозгласил: "Господа!" Но Маяковский заорал пуще прежнего...
Бунин. "Окаянные дни".
Мы умрем, будут жить наши потомки, и также будут платиь проценты, кто богатея, кто
разоряясь. Деньги любят во всем мире, следовательно везде проблемы с долгами.