Дурень думкою багатіє (дурак помыслами богатеет)

В условиях мирового кризиса, когда конкуренция между государствами становится  равносильной борьбе за выживание, особенно остро стает вопрос об экономических союзниках. Без них государство обречено.

Нынешнее состояние экономики Украины, мягко говоря, не вызывает оптимизма. Украина заняла последнюю позицию среди стран СНГ по показателям ВВП за первое полугодие. Спад промышленного производства по итогам первого полугодия составляет 5,3%. Заметно сдала позиции металлургия, химическая промышленность, строительство и транспорт. По свидетельству рейтингового агентства Standard & Standard & Poor’s, Украина занимает седьмое место среди стран мира по вероятности дефолта.

В Киеве надеются на положительные перемены после подписания в ноябре соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Как говорится, «Дурень думкою багатіє». Потому что эффект от этого шага окажется отрицательным, и об этом предупреждает большинство экспертов.
   
Несмотря на подписанное в прошлом году соглашение о зоне свободной торговли в СНГ, Украина не улучшила свои позиции на этом рынке.  Экспорта Украины в страны СНГ снизился на 9,9%, а импорта из СНГ в Украину – на 26,7%. Снижение импорта объясняется снижением объемов покупки российского газа, что позволило  улучшить сальдо внешней торговли. Но в целом ситуация остается тревожной. И не только потому, что Россия может-таки обязать Украину уплатить за невыбранный в соответствии с договором газ. Бюджетные расходы растут (а ну-ка прокорми такую ораву чиновников!), а доходы все время снижаются.
Из-за неудовлетворительных макроэкономических показателей и из-за боязни рейдерства, к Украине недоверчиво относятся зарубежные инвесторы. А наше правительство вместо того, чтобы инвестировать собственное производство, рассчитывает на Международный валютный фонд (МВФ). С этого года Украине нужно платить по внешним кредитам и займам, полученным ранее  около 5 млрд. долл. в год. МВФ, скорее всего, подпишет новую программу сотрудничества с целью возврата долгов, которые уже приближаются к критическим 50% ВВП. Какие условия он поставит при этом, можно только догадываться. Прежде всего, это повышение тарифов и ускорение темпов инфляции. Это и принуждение к каким-то политическим шагам, например, требование неизменности курса на отрыв от России. О вступлении в ЕС, разумеется, речь идти не будет – охваченной кризисом Европе не до стоящей на грани дефолта Украины.

Правительство, как сообщают ряд СМИ, рассчитывает, что после подписания соглашения о ЗСТ и об ассоциации с ЕС, Евросоюз откроет рынки для украинской продукции.

Но право на беспошлинный ввоз в Союз всех товаров Украина обретет только к 2028 году. А пока ЕС будет защищать свои рынки неравноправными таможенными пошлинами и квотируя ввоз. (Например, таможенная пошлина на европейские молочные товары составляет фиксированные 10%, тогда как на наш экспорт она колеблется от 30% до 180% в зависимости от жирности продукта. Разница между экспортной и импортной ставкой – в 18 раз, причем не в нашу пользу). А в соглашении об ассоциации с ЕС говорится только о том, что он требует от Украины, и ни слова о том, что должен для нас Евросюз.

Между тем, проведенное еще в 2011 году исследование Института экономики и прогнозирования НАН Украины и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, показало, что вхождение Украины в ЗСТ с ЕС приведет к закрытию ряда производств из-за их неконкурентоспособности, а в итоге – к падению ВВП Украины на 2–3% в год. Членство в евразийских структурах, напротив, позволит возродить кооперацию и производственные связи, увеличить украинский экспорт в страны СНГ и в целом улучшить экономическую ситуацию – до 6% роста ВВП.
Авторы исследования, проведенного в 2012 г. украинским Институтом экономических исследований и политических консультаций, также признали, что ЗСТ с ЕС вызовет сокращение экспорта в Таможенный союз из-за торговых барьеров и иных защитных мер. Но, опять же «дурень думкою багатіє» - евроинтеграция, «сулящая сложности на первом этапе, в будущем позволит вывести украинскую экономику на качественно новый уровень». Во-первых, наступит ли вообще это «европейское будущее», в силу названных выше причин и того, что нас никто не ждет в Европе. А во-вторых, если теоретически представить, что Украина вступила в ЕС, т.е. это «будущее» наступило, то что к тому времени останется от экономики Украины?

Между тем, Украинская власть продолжает декларировать верность курсу на евроинтеграцию и одновременно пытается не рвать связи с Таможенным союзом, получив статус наблюдателя. При этом явно склоняясь не к выбору большинства своего народа (ТС), а к желаниям олигархии (ЕС). И это понятно – власть-то теперь принадлежит буржуазии, которая в этот Евросоюз давно интегрировалась. Там их «хатынки» и «заначки».

Но власти нужно задуматься и о том, что по ряду соцопросов, более 70% граждан негативно оценивают развитие ситуации в Украине. И дальнейшее ухудшение экономических показателей может привести к массовым акциям протеста, а в конечном счете и к свержению самой этой власти.