Неконтролируемая миграция погубит Россию?

ВЦИОМ, как и жена Цезаря, для власти вне подозрений. От него просто так не отмахнешься, как от Левада-центра, признанного «иностранным агентом». Надо думать, что руководство этой ведущей социологической конторы в полной мере осознает свою миссию и нечасто потчует Кремль грустными сводками. Но что делать, когда негатив становится реальностью, от которой не отмахнешься, как от иных НКО?

 Например, никуда не спрятаться от национального вопроса: он всепроникающ и является таким фактором «раскачивания лодки», с каким и сотня «болотных» не сравнится. Оценивая масштабы глобального «политического торфяника», власть наверняка уже с умилением и ностальгией вспоминает массовые столичные протесты, где радикализм национально обостренных молодчиков гасился в креативе хипстеров и бабушек-диссиденток. Но как непохожи на них сверстники из российской глубинки, которые активно не желают терпеть на родной земле инородцев!

 И вот ВЦИОМ признается: 35% опрошенных им граждан считают самой главной угрозой для России вовсе не упадок науки, культуры и образования, не отставание в технологиях и даже не исчерпание природных ресурсов, от которых до сих пор напрямую зависит экономика страны. Россию, по их мнению, погубит неконтролируемая (ну хорошо – плохо контролируемая) миграционная политика.

 Благо тут и за примерами далеко ходить не надо. Они под боком. Европа с лихвой познала все прелести мультикультурализма: благородно принятые в ее семью неевропейские этносы своеобразно отнеслись к такому жесту, и улицы европейских городов в последнее время все чаще стали заполняться едким дымом файеров, а витрины бутиков – биться. Наисвежайшее событие – бунт мусульман под Парижем.

 Возможно ли такое в России? Вопрос пока выглядит риторическим. Есть некое ощущение (она же иллюзия), что по этой части ситуация у нас под контролем. Но вот только бунты местного значения стали полыхать у нас пугающе регулярно. И ведь поводом к ним тоже часто служит всего лишь обращенное местными к приезжим требование не забывать, что на этой земле они – гости. Со всеми вытекающими.

 У власти же теперь есть полное ощущение, что ситуация под контролем. Ведь правительство приняло громадный, под сотню страниц, федеральный план адаптации мигрантов. Он уже вызвал у экспертного сообщества определенные вопросы. Но вот только власти удобнее отвечать на собственные.

 В беседе с обозревателем KM.RU перспективы объявленной российскими властями политики адаптации мигрантов оценил сопредседатель общероссийского общественного движения «Народный собор» Владимир Хомяков:

 – Сам политический подход по решению проблемы привлечения иностранной миграции является по своей сути глубоко порочным. Ведь количество денег по определению конечно, и они могут быть потрачены как на некую помощь своим согражданам, так и на адаптацию мигрантов.

 Но мигранты, в свою очередь, разделяются на несколько категорий, которые принципиально по-разному воспринимаются общественным мнением.

Есть люди, которые приехали сюда просто поработать несколько месяцев и уехать. Их особо адаптировать и не нужно: к ним лишь нужно предъявлять определенные требования. Так, человек, приезжающий сюда, должен уже знать русский язык, а не учить его на месте. Тратиться на обучение его русскому языку – значит залезать в карман налогоплательщика. Но мы вовсе не обязаны тратить бюджетные деньги лишь затем, чтобы мигранты могли получить у нас работу.

Если хотят работать в России – пусть платят и проходят курсы русского языка у себя в стране при наших консульствах и лишь после этого получают разрешение.

 Разумеется, в их отношении должны соблюдаться некие социальные нормы, но в первую очередь – работодателями. У нас же сегодня, к сожалению, практически отсутствует серьезная ответственность работодателя в случае, когда он сначала пригласил людей в страну, а потом отказался от их услуг чуть ли не на следующий день. Наблюдается также глупейшая ситуация с привлечением мигрантов в регионы, когда губернаторы подают некие заявки на необходимое им количество иностранных работников, но при этом не гарантируют, что имеют возможности их разместить и обеспечить работой. И я считаю, что ответственность за такое должна непременно ложиться непосредственно на таких безответственных госчиновников.

 Что же касается людей, которые приехали к нам всерьез и надолго и которые нуждаются в адаптации, то здесь критерии должны быть еще более строгими, потому что нам здесь нужен не кто угодно. Негативный настрой достаточно большого числа людей объясняется прежде всего тем, что приехавшие трудовые мигранты, будучи бесправными и подвергаясь жесточайшей эксплуатации, готовы работать за гроши и тем самым создают демпинг на рынке труда и лишают работы местных жителей, чем дополнительно провоцируют социальную напряженность. Не секрет, что в тех же московских ДЭЗах половину зарплаты мигрантов, работающих дворниками, забирает себе руководство. И беда – в этом, а вовсе не в том, что русские якобы не желают работать дворниками.

 Нужно внимательно смотреть на претендентов на эту самую адаптацию, Сейчас в Россию пошел поток мигрантов из арабских стран. Не так давно наши ребята участвовали в совместном рейде с полицией и депутатами: в районе приснопамятного «Черкизона» были обнаружены подпольные цеха с сотнями мигрантов из Сирии. Это люди, которые боролись с правительством Асада и теперь перебежали к нам. У них при обысках были обнаружены наркотики и экстремистская литература, причем на русском языке! Эти мигранты нам однозначно не нужны, и об их адаптации говорить не приходится.

 То есть мы должны четко разобраться, кого мы хотим здесь видеть, а кого – нет. И главное – зачем. Вот в отношении людей русской культуры из числа малороссов и белороссов никаких вопросов возникать не может, именно потому, что это люди нашей культуры. Если же представители других этносов достаточно хорошо адаптированы к нашей культуре, знают наш язык, желают жить и работать в России – нужно к ним присмотреться. Но превращать Россию в проходной двор – величайшая политическая ошибка.

 Зачем нам нужно тратить силы на адаптацию в том числе и тех, кто не сильно-то этого желает, в то время как наши сограждане в провинции спиваются оттого, что не могут обеспечить себя работой и достойным социальным обеспечением? В итоге весь негатив выплескивается на мигрантов, хотя должен быть адресован их работодателям, использующим, по сути, рабский труд.

 Мы знаем, что рабство вполне успешно соседствовало с демократией западного образца, развитым капитализмом и продержалось до 60-х годов XIX века. Сейчас мы видим такое же рабство в России XXI века – тех же абсолютно бесправных людей. И не дай Бог, если они прочно обоснуются здесь так же, как это произошло в Европе, где мигранты собрались в анклавы и устраивают бунты на межнациональной почве. Европейцы уже не знают, куда от них бежать, а я бы не хотел, чтобы такой же вопрос ставили уже мы.