Хайтарма.
"Я мало верю в то, что в России случится прокат "Хайтармы" – будем откровенны", - говорит кинорежиссер Ахтем Сейтаблаев. Пару месяцев назад своим фильмом "Хайтарма" о дважды Герое Советского Союза, летчике Амет-Хане Султане и депортации крымских татар режиссер вызвал интерес широкой аудиторий.
Не обошлось и без скандала – генконсул России в Симферополе Владимир Андреев назвал крымских татар предателями и пытался убедить, что смотреть "Хайтарму" не стоит, хотя сам ее и не видел. За такие заявления господин Андреев поплатился должностью. А сама ситуация показала остроту темы, за которую взялся режиссер.
Сегодня, вспоминая об этом, Ахтем Сейтаблаев лишь горько улыбается. Он живет новыми идеями, среди которых и сказка-фэнтэзи, и фильм о взрослении в полумертвой украинской деревне и еще одна крымско-татарская история.
Для интервью Ахтем предлагает встретиться в крымско-татарском ресторане на Майдане Независимости. До начала беседы он вычитывает очередной сценарий, который откладывает в сторону, услышав первый вопрос.
"В ШКОЛЕ Я СЛЫШАЛ, ЧТО МЫ ПРЕДАТЕЛИ И ДЕТИ ПРЕДАТЕЛЕЙ"
- "Хайтарма" стал первым художественным полнометражным фильмом о депортации крымских татар. Депортация коснулась непосредственно и Вашей семьи. Какие воспоминания о ней Вы слышали от родственников?
- Моей маме тогда было шесть лет, а отцу четыре. Отец помнит отрывочки, как будто вспышки, а мама – все достаточно подробно. Она рассказывала, что вечером перед депортацией к ним приходил солдат. Зашел в дом, попросил воды, посидел молча и слегка перекусил. Когда уходил, сказал чтобы они собрали документы и что-нибудь из еды. Он ничего не пояснял, но на следующий день появился вместе с другими солдатами и помог в этом хаосе более или менее собраться.
Поэтому в нашем фильме мы хотели показать, что и среди тех специально обученных людей, были люди с большими сердцами, которые понимали что происходит, и старались хоть как-то смягчить участь депортированных.

Ахтем Сейтаблаев
Еще моя мама помнит, как их везли в вагонах, приезд в Марийскую АССР (это за Татарстаном, севернее). Хотя самые ужасные моменты, которые происходили во время депортации не сохранились в ее памяти отчетливо.
Мы много об этом говорили, и пришли к выводу, что, наверное, у нее включился некий внутренний защитный механизм, который оградил ее психику. Она хорошо помнит как позже, детьми, они собирали ягоды в лесу, а с семи-восьми лет начали работать – рубили сучки у деревьев. Но, по большому счету, ни мама, ни отец не любят вспоминать то время.
- Вам, кажется, тоже неприятно сейчас рассказывать
- Приятного мало, на самом деле. Ведь крымские татары живут с этим без малого почти семьдесят лет. В следующем году будет семидесятилетие. Да и я сам еще и в средней школе слышал, что мы предатели и дети предателей.
- А от кого Вы это слышали? От других детей?
- Нет, от учителя истории. Это к тому же было в небольшом городе, построенном политзаключенными, депортированными и ЗК на вольном поселении. Класс наш состоял из детей депортированных и политзаключенных – крымских татар, поволжских немцев, дальневосточных корейцев и нескольких узбеков.
Мы подошли как раз к изучению 1944 года, когда учитель сказал, что освобождение Крыма складывалось бы для советских войск гораздо легче, если бы не повальное сотрудничество крымских татар с немцами. Когда он это говорил, в классе сидело около 20-25 детей крымских татар. Естественно мы стали возмущаться. Нас выгнали, но вышел весь класс. Тогда от нас потребовали, чтобы на следующий день мы пришли с родителями. Ну, мы и пришли. Получился большой скандал. Потом был еще митинг...
И поскольку уже почти семьдесят лет государственная машина рассказывает, что крымские татары предатели, для каждого крымского татарина дело чести – особенно хорошо знать тот исторический период.
- Что-то изменилось после митинга? Учитель попросил прощения?
- Я не помню, чтобы он извинялся. Но больше таких разговоров не было в нашей школе. Шел 1983 или 1984 год. Это был уже совсем другое время. К тому же, крымские татары в местах депортации были более сплочены и консолидированы по понятным причинам.
- Более сплочены, чем сейчас?
- Да, и это, наверное, естественно. Потому что, слава Богу, сейчас крымским татарам есть где жить и что есть.
"Хайтарма", если смотреть на нее с точки зрения возвращения ("хайтарма" в переводе с крымско-татарского – возвращение), то это же не только перемещение из одной географической точки в другую. Это и могилы предков, и сады, которые были посажены, и память, и воздух. Полноценное возвращение - это нечто большее, чем просто физический переезд куда-то.
Мне кажется, что о главном герое фильма Амет-Хане Султане (дважды Герой Советского Союза – авт.) почти каждый крымско-татарский ребенок слышит с раннего детства
- Совершенно верно. Он много значит для крымского татарина. И, конечно же, как актер я хотел сыграть этого героя. Это все равно, что шотландцу сыграть Уильяма Уоллеса (предводитель шотландцев в войне за независимость от Англии – авт.).
Амет-Хан - почти легендарная личность. Всего среди крымских татар было семь Героев Советского союза и, насколько мне известно, еще больше тех, кто были представлены к званию, но так его и не получили. Из них Амет-Хан был наиболее интересен с точки зрения драматургии. Он ведь действительно освобождал Крым, был под Севастополем и одновременно стал свидетелем депортации его семьи и его народа.
- Если Вы с самого детства слышали эту историю, то когда решили сделать о ней фильм?
- В 2004 году. Тогда я впервые попал на съемочную площадку. В Крыму шла работа над мюзиклом "Али-Баба и сорок разбойников". Команде, которая работала над фильмом срочно понадобился второй режиссер (человек, который обеспечивает максимально комфортные условия для съемочного процесса).
Я ничего про это не знал. Ни-че-го! Если бы знал – никогда бы не согласился.
Видимо у меня что-то там получалось и ребята пригласили меня в Киев. Тогда мечта о том, чтобы снять фильм об Амет-Хане приобрела осязаемые черты. А в прошлом году меня познакомили с нашим инвестором и собственником телеканала ATR Ленуром Ислямовым, у которого тоже была мечта снять фильм о депортации. Я рассказал ему эту историю и мы ударили по руках.
"ЭТО БЫЛА РЕАКЦИЯ НЕ РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ, А ГЕНКОНСУЛА РОССИИ. ГЕНКОНСУЛ ЭТО – ЕЩЕ НЕ ВСЯ РОССИЯ"
- Как долго вы снимали "Хайтарму"?
- Двадцать три съемочных дня. В это мало кто верит из тех, кто занимается кинопроизводством, но мы это сделали.
В съемках также участвовали пожилые крымские татары, которые в детстве пережили депортацию. Насколько тяжело было с ними работать?
- Тяжело было осознавать меру ответственности, потому что я видел их степень самоотдачи. У нас из тысячной массовки человек 700 было из тех стариков – дедушек и бабушек, которых в детстве депортировали. На съемочную площадку они приходили со своими внуками, по семь часов стояли под дождевыми установками и не уходили, даже несмотря на ругань режиссера, иногда матом…
Я кричал, потому что боялся: был октябрь и ночные съемки могли быть опасны для здоровья, но никто не ушел.
Несколько раз их увозили на Скорой – людям становилось плохо. Кстати сказать, плохо становилось не только участникам массовых сцен. Моему большому другу и исполнителю роли капитана НКВД Трунина – Диме Суржикову стало плохо после съемок эпизода, в котором он кричит: "Крымские татары! Предатели советской родины!". Его увезла Скорая и после откачивала полночи.
Я не знаю, что это было, но мне кажется, некоторые пожилые люди настолько сильно вошли в роли или вспомнили депортацию, что Дима, который для них в тот момент был капитаном НКВД, наверное услышал много плохого на площадке. Это были не оскорбления в его сторону. Нет – для того, чтобы разбередить душу достаточно было молчания 500 стариков, которые угрюмо смотрели ему в глаза на протяжении половины ночи.
- И все же, когда вы выбирали историю Героя Амет-Хана, Вы наверное понимали, что в ней, при всей привлекательности, также есть некий налет советскости. К слову, я слышала от крымских татар, что в "Хайтарме" также звучит идея, что вот, дескать, некоторые же крымские татары сотрудничали с Советским Союзом, значит, они все же не были изменниками…
- Я не очень понимаю, что такое "налет советскости". Если вы имеете в виду, что мы показываем, что Советский Союз был чем-то вроде одной большой семьи, где люди (несмотря на то, что их искусственно разделяли и несмотря на то, что в советское время было депортировано 59 народов – 48 частично, а 11 полностью) гармонично жили вместе, то да – мы это показывали.
Крым вообще издревле был многонационален и многоконфессионален. В Крыму у людей не было выбора, кроме как постараться жить в уважении друг к другу. Об этом мне рассказывали соседи моего отца по Бахчисараю. Один из них - дядя Витя – грек, который на крымско-татарском языке разговаривает лучше, чем моя мама, папа, ну и я, понятно.
Если вы говорите о советскости как о некой атмосфере внутри фильма… Не знаю, что это – цвет фильма, музыкальный ряд и так далее, то это тоже неплохо. Потому что мы в съемочной группе много говорили о том, что хорошо бы стремиться к таким великим фильмам как "В бой идут одни старики" во всем, что касается отображения фронтовой жизни, атмосферы фильма. Если у нас это хоть чуточку получилось, то это огромная победа.
Тогда как Вы отнеслись к реакции российской стороны на фильм?
- Я бы перефразировал – это была реакция не российской стороны, а генконсула России. Генконсул это – еще не вся Россия. У меня в России, слава Богу, очень много друзей. То, что мы услышали от генконсула, конечно, может быть мнением людей, которые сегодня в некоторой степени определяют политическую жизнь Российской Федерации.
Как я это воспринимаю? Мне горько, что человек осудил фильм, не зная предмета разговора. Ведь господин Андреев фильм-то даже не видел! Меня раздражает это квадратно-гнездовое мышление, когда человек не желает разбираться в истории. Хотя мы же не знаем, какая у него была мотивация. Может, ему просто в Крыму надоело? Может, он захотел переехать в Сочи? С другой стороны, я ему благодарен за тот неимоверный пиар, который он сделал нашей картине. (Улыбается).
"Я МАЛО ВЕРЮ В ТО, ЧТО В РОССИИ СЛУЧИТСЯ ПРОКАТ "ХАЙТАРМЫ"
- В Украине прокат картины был всего в нескольких городах, в России у Вас были закрытые показы. Где еще Вы планируете проказы и почему у фильма пока не складывается прокатная судьба?
- Насколько мне известно, вроде бы, мы получили прокатное удостоверение в России. Хотя я мало верю в то, что в России случится прокат "Хайтармы" – будем откровенны.
Касательно прокатной судьбы картины – по большей части этот вопрос надо задавать нашему инвестору, который является правообладателем фильма и занимается прокатом через пень-колоду. Я устал пытаться влиять на эту ситуацию. Я делаю это с февраля месяца. Но мы же не участвуем даже ни в одном фестивале!
- Каким был бюджет картины?
- Точную суму не скажу. Примерно – это было девять миллионов двести шестьдесят тысяч гривен. ( прибл.1 млн.150 тыс.баксов)
- Но человек, который инвестировал такие деньги, должен быть заинтересован в том, чтобы картина, как минимум, окупилась. Почему же тогда, это не происходит?
- Это для меня большой секрет. Я понимаю, что участие в фестивале - это ведь не только какой-то приз, но еще и трибуна, с которой можно говорить и о своем народе, и о проблеме, которая по сей день не решена. Кроме того, на фестивале фильм мог бы вызвать интерес у дистрибуторов. А я уверен, что он был бы востребован и в Европе, и в странах, в которых живет много этнических крымских татар – Турция, Румыния, Болгария, Германия, США…
У меня есть объяснение, почему инвестор так поступает, но для людей из индустрии оно покажется слишком фантастическим. Мне кажется, что человек просто хочет носить корону сам.
Комментарии
Как сам???
Комментарий удален модератором
Я уже посмотрел.
Всё так и было.
Украинцы тоже могли тоже оказаться в таком же положении. Только вагонов у империи не хватило.
Об этом Хрущёв ещё на 20-м съезде говорил. А он знал секреты Политбюро.
После того, как авантюра с целиной провалилась, Хрущёв поехал в Америку и там в штате Айова фермер Гарст показал ему огромных племенных коров, которых он откармливал кукурузой.
Приехав домой, Хрущёв дал команду сажать кукурузу везде, где она может расти. И ретивые секретари обкомов стали её сажать даже в зоне вечной мерзлоты, докладыва\ о липовых рекордных урожаях и получая за это звёзды Героев соцтруда.
А коровы в это время дохли от голода, потому что жрать им по-прежнему было нечего, особенно в первые две недели мая, когда вся советская деревня бухала две недели подряд (1 мая, 5 мая - день печати, 7 мая - день радио, 9 мая - день Победы, 18 мая - день пионерской организации).
А кукуруза требует влагу и тепло и вырастает она мало где в СНГ. Даже в Украине она растёт далеко не везде.
Комментарий удален модератором
Так что, хлопчику, можешь не рассказывать МНЕ о кукурузе, где растёт и как растёт. Ты ещё пузо на солнышке не грел, когда мы, школьники, выходили в поля на уборку колхозной. А уж то что у каждого в огороде она росла, о том можно и не говорить. Разумеется, не на Ямале, не на Чукотке...
Комментарий удален модератором
Это не мои слова. Это из закрытой речи Хрущёва в конце ХХ съезда КПСС в 1956 году.
Ведь надо было перевезти не только людей, а кое-какие пожитки.
А вагонный парк в конце войны был изношен до предела.
И американцы по ленд-лизу новых вагонов не поставляли.
Сталин боялся тех, кто жил на оккупированной немцами территории. Те могли сравнивать две армии и две системы власти. Для подавляющего большинства немецкая власть была лучше и человечнее.
Я сам слышал мнение тех, кто прежил оккупацию или был угнан в Германию.
Особенно в России.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Российско-украинско-еврейский.
Наше общее достояние.
:-))
хай они им и гордятся. Меня как то не тянет-((
Комментарий удален модератором
:-))
Вадим МАХНО
http://kaz-volnoe.narod.ru/page189.html
СПРАВОЧНИК
Полный перечень ОБЪЕДИНЕНИЙ и СОЕДИНЕНИЙ 3-го Рейха из граждан СССР и эмигрантов, а также из жителей Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины
(издание 2-е исправленное и дополненное)
Продолжать или вы потеряетесь))) навсегда)
Точных цифр мы, вероятно, никогда не узнаем, поскольку толком их никто не считал, но некоторые оценки нам доступны. Оценку снизу можно получить из архивов бывшего НКВД - до марта 1946 года в органы было передано 283,000 «власовцев» и прочих коллаборантов в форме. Оценку сверху можно вероятно взять из работ Дробязко, которыe служaт основным источником цифр для поборников версии «Второй гражданской». По его вычислениям (метод которых он, к сожалению, не раскрывает) через вермахт, СС и различные про-немецкие военнизированные и полицейские формирования за годы войны прошло:
250,000 украинцев
70,000 белоруссов
70,000 казаков
150,000 латышей
90,000 эстонцев
50,000 литовцев
70,000 среднеазиатов
12,000 волжских татар
10,000 крымских татар
7,000 калмыков
40,000 азербайджанцев
25,000 грузин
20,000 армян
30,000 северо-кавказских народностей
Комментарий удален модератором
Практически все народы СССР, попавшие из оккупации России в оккупацию Германии.
Да и сам СССР крепко сотрудничал с немцами в вплоть до 22 июня 1941 года.
Даже помогал им продовольствием, стратегическими сырьём. Да и Польшу вместе оккупировали.
Вы все еще в плену иллюзий насчет советской власти?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1920-1941 годов тоже с нетерпением ждали прихода немцев.
Но те оккупанты оказались немногим лучше советских. По крайней мере при немцах голодомора не было.
Большевики не с Марса прилетели.
Именно в России лозунг большевиков "грабь награбленное" был с энтузиазмом поддержан.
а сколько было русских и украинцев и белоруссов в помощниках Вермахта-так называемых хиви?-))
А дивизия СС Галичина-сугубо из добровольцев! А Нахтигаль? Йо однако не рискнул высылать всех западноукраинцев.
"Сразу же после победы большевики развернули активное истребление тех, кто, по их мнению, являлся «врагами власти трудящихся» и уже лишь поэтому не заслуживал жизни. Десятками и сотнями красноармейцы 2-й Конной армии командарма Миронова рубили больных и раненных шашками в захваченных лазаретах.
В октябре 1920 г. начальником отряда ВЧК по борьбе с бандитизмом в Крыму был назначен Иван Папанин – будущий советский полярник. Он занимал эту должность до марта 1921 г. Итогом его чекистской карьеры стало награждение орденом Красного знамени…и длительное пребывание в клинике для душевнобольных. Неудивительно, почему прославленный арктический исследователь впоследствии не любил вспоминать о своем прошлом…
27 ноября начальником ударной группы Особого Отдела Южного Фронта был назначен Е.Г. Евдокимов. Всего за несколько месяцев ему в общей сложности удалось уничтожить 12 тыс. «белогвардейского элемента», в том числе 30 губернаторов, 150 генералов и более 300 полковников.
http://newzz.in.ua/politic/1148839801-zverstva-krasnykh-fashistov-v-sevastopole-1920.html
ну если это уроки труда-то я даже не знаю....
-----------------------
Это взгляд на карту откуда? С юго-юго-востока Азии? С Талды-Кургана?
А потому дальнейшему извержению позвольте не верить, поскольку, как говорил "папа Мюллер" - "- маленькая ложь рождает большое недоверие"!
:-))
А толпуховский - один из видов хрена )))))))
У нас такие не растут.
:-))