Трудовые мигранты в Чечне

На модерации Отложенный

 

Стремительно снижается количество безработных из числа местных жителей. Речь уже идет о количестве не превышающем трети от числа всех зарегистрированных. 2 активно развивающиеся сферы в местной экономике, это: торговля и строительный бизнес. Последний, несмотря на значительный спад в объемах вводимых площадей, что связано с завершением работ по ФЦП, всё же работы ведутся. Именно, эта сфера заполнилась трудовыми ресурсами иностранного происхождения.
Крупные строительные площадки уже в прошлом. Но частный сектор – это неиссякаемый сектор. Даже в прежние годы в целях экономии привлекались именно иностранные рабочие, которые в целом производили работы на порядок дешевле и зачастую быстрее. Это сбило стоимость работ по всему рынку труда. Начался отток местных рабочих сил в остальные регионы страны. Подобные своеобразные сообщающиеся сосуды трудовых ресурсов стали нормой жизни гастарбайтеров.
Основную массу приезжих рабочих составляют вездесущие вьетнамцы и таджики. Если с первыми легче договориться, даже при отсутствии знания с их стороны элементарных знаний русского языка, то с таджиками сложнее. Даже знание русского языка, что иногда имеет место быть, не помогает. Но это можно отнести к особенностям торга.
В сфере торговли среди мигрантов значительную часть занимают азербайджанцы и китайцы. Почти врожденную склонность к торгашеству они проявляют весьма широко и активно в этом ремесле. Нет ничего плохого в том, что существует конкуренция. Это стимулирует саму экономику. Но отдавать на откуп приезжим целые сектора экономики, дело пагубное в первую очередь для местных ресурсов. Отодвигая их путем предпочтения приезжих порождает целый ряд социально- экономических проблем. Начиная от простого морально- психологического дискомфорта от невозможности найти работу до выражения этого недовольства в форме митингов. Это уже – политика. Не замечать недовольство местных – нельзя. Далее, это выливается в создание закрытых этнических сообществ по типу Чайна-Таунов. Нужно ли это в чеченском обществе, где подобное может вызвать лишь отторжение, следует осмыслить местными властями.


Не нужно ничего нового придумывать: жестко контролировать трудовую миграцию, а не плестись за их хвостом ради копеек, что они «отстёгивают». Никогда не поверю, что на территории Чечни развелось столько мигрантов, что соответствующие миграционные службы не в курсе, сколько приезжих вообще. Именно такое заявление было озвучено словами одного из начальников отделов ФМС РФ по ЧР. Развести руки – дело не хитрое. Вопрос: связано ли это с банальной профессиональной непригодностью или материальной заинтересованностью!
Понятны чувства застройщиков, коим нанять того же вьетнамца выгоднее, чем местного чеченца. Но при этом вопрос качества: часто можно было слышать слова нареканий по работе тех же вьетнамцев. Для них 10 баксов намного большие деньги там дома, чем здесь на Кавказе. Бедность повышает в цены стоимость денежной валюты. Приток мигрантов это также и рост криминала. В Чечне уже 2 случая зарегистрировано, когда не поделив деньги приезжие убивали своих же. Понятно, что далеко до идеала. Данная проблема имеется и в тех же Штатах. Там сложилась устойчивая прослойка латинских мигрантов, работающих за полставки, не имеющих никаких социальных льгот, и при этом, в случае их поимки, они имеют все шансы на выдворение из страны. Это возможно и в России в том случае, если социально- экономические условия страны улучшиться до уровня европейских. Но это тема перманентной, рутинной работы нормальной миграционной службы.
Что же говорит наш российский закон? ФЗ №109: - иностранец, приезжающий в страну в течение 7 дней обязан стать на миграционный учет. У него должна быть миграционная карта, после этого оно получает право на трудовую деятельность. Далее, он ежемесячно оплачивает по 1 тыс. руб. в доход государства от своей профессиональной деятельности. Конечно, слабость исполнения закона не вызывает особого желания у мигрантов: проще и дешевле стать нелегалом. Даже выдворяют за счет государства. Ясно, что прорехи в Законе есть. Очевидно, что он весьма либерален.
В наших российских реалиях пока сложно говорить о соответствии буквы Закона и желаний, стремлений соответствующих служб. До этих пор, придется пожинать плоды, фактически, анархии в этой сфере. Работу не поставишь «на конвейер» разовыми ТВ-шоу.