Операция по раскрутке Алексея Навального

На модерации Отложенный

В четверг Ленинский суд Кирова приговорил Алексея Навального к пяти годам лишения свободы, признав его виновным в хищении имущества КОГУП «Кировлес». И в тот же день суд получил петицию от прокуратуры, просившей вопреки обыкновению не ужесточения наказания, а изменения меры пресечения с заключения в СИЗО на подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу. Навальный триумфально вышел на свободу, поблагодарил вышедших на улицы его сторонников за то, что они своей «решимостью заставили выпустить меня и Петю (Офицерова)», и продолжил свою предвыборную кампанию на пост мэра Москвы. То есть фактически заставил власть расписаться в своей беспомощности и набрал политические очки.


 

Вообще, дело Алексея Навального оставляет больше вопросов, чем ответов. И основной вопрос тут даже не в том, воровал Навальный или нет, а в том, зачем надо было объявлять приговор до выборов мэра. Против этого явно был фаворит выборов Сергей Собянин, которому нужно, чтобы выборы хоть немного стали конкурентными, против этого был просто здравый смысл. Кремль можно было бы понять, если бы Навальный был бы реальным кандидатом на победу – однако еще недавно опросы общественного мнения показывали, что зачастую его рейтинг не достигал и 10%. Сейчас же об объективных цифрах рейтинга все забыли и говорят о том, что Навального садят для того, чтобы отнять у него победу. Отметились даже зарубежные политики. «Мы глубоко разочарованы приговором Навальному и очевидными политическими мотивами этого процесса», – заявил посол США Майкл Макфол. Фактически получается, что Кремль сам себя подставляет.

 

Объяснения из серии «они там все зажрались и ничего не боятся», которое сейчас часто приводят представители нашей либеральной общественности, скорее подходит для каких-нибудь дешевых голливудских боевиков, где ленивый сценарист объясняет мотивацию злодея тем, что «он маньяк». В политике такое происходит ну крайне редко. Единственным логичным объяснением приговора, да и в целом всей политики власти в отношении Алексея Навального является уже давно муссируемая версия о том, что главный российский антикоррупционер – это не борец с властью, а ее инструмент. И сейчас этот инструмент просто активно раскручивают. «Я думаю, что прошла спецоперация одной из кремлевских групп, которая входит в «путинское политбюро». Эта группа целенаправленно накачивает Навального на протяжении последних нескольких лет, – говорит журналистам директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. – Мы видим ряд акций, когда Навального сначала как бы хватают, потом отпускают. Как это было с задержанием его на 15 суток во время пика массовых протестов в 2011 году, как это было с его задержанием и освобождением с извинениями после подачи документов для регистрации кандидатом в мэры Москвы.

И как это происходит сейчас, когда сначала ему дают пять лет, уводят с конвоем, а потом прокуратура опротестовывает его арест».

 

Фактически власть (или какой-то ее сегмент) сами воздвигают Навального на роль лидера российской оппозиции. Лидера еще до недавнего времени совсем не бесспорного. Да, его выборочная антикоррупционная деятельность приносила обществу колоссальную пользу, поскольку стимулировала развитие гражданского общества и учила людей активно защищать свои права. Однако как политик Навальный вызывал у многих отторжение. Далеко не всем нравится его неприкрытый национализм, дешевый и зачастую циничный пафос выступлений, полное неумение и даже нежелание договариваться с другими лидерами оппозиции. Всплывающие в последнее время свидетельства возможности его личной финансовой заинтересованности в ряде названных «антикоррупционными» дел и процессов также не способствуют его образу кристального борца за правду. Он был лишь одним из многих деятелей фрагментированной и раздробленной российской псевдодемократической оппозиции. Сейчас же из него делают ее знамя. Самое интересное – зачем?

 

На ум сразу же приходят как минимум два объяснения – и оба они могут быть верными. С краткосрочной точки зрения власти хотят сделать из московских выборов некий эксперимент. Посмотреть, какой процент голосов может набрать оппозиция при самой благоприятной и подходящей для нее ситуации. Именно поэтому по полной раскрутили Навального (который сейчас может легко мобилизовать всех своих сторонников и просто сочувствующую интеллигенцию заявлениями из серии «проголосуйте за меня, ведь если я проиграю, то сяду»). Именно поэтому в выборах не участвуют другие оппозиционные тяжеловесы, которые оттянут от Навального голоса – тот же Михаил Прохоров. С долгосрочной же точки зрения спонсоры Навального могут просто накачивать для того, чтобы в нужное время использовать как таран, сметающий своих политических соперников внутри властной верхушки.

 

Между тем эта игра несет в себе политические риски. История знает немало примеров, когда политические марионетки срывались с рук кукловодов и уходили в самостоятельное политическое плавание. Навальный в этом плане вполне может стать самостоятельной политической фигурой, благо харизмы у него более чем достаточно. Чем-то он напоминает Юлию Тимошенко – прекрасно владеющей техникой как устной, так и текстовой манипуляции сознанием, Алексей Навальный пытается сделать из своих сторонников секту. Ему нужно, чтобы люди верили, а не знали, чтобы никакие, даже железобетонные аргументы Ленинского суда г. Кирова или же представленные на публику железобетонные аргументы его связи с кремлевской элитой не поколебали их веру в кристальный образ честного человека, борца с коррупцией и идеального президента России.

 

Автор: Геворг Мирзаян.