Эксперты: Кремль сам раскручивает Навального/

Если в четверг суд над Алексеем Навальным и Петром Офицеровым завершился, как и ожидалось, вынесением обвинительного приговора, то на следующий день грянула сенсация: Кировский областной суд по представлению прокуратуры освободил осужденных под подписку о невыезде до окончания рассмотрения их апелляции.

"Навальный и Офицеров ранее не нарушали подписку о невыезде, кроме того Навальный зарегистрирован кандидатом в мэры Москвы, поэтому заключение его под стражу препятствует реализации его права на равный доступ к избирателям", - сказал представитель прокуратуры.

Тем временем сторонники Навального в Кирове чествуют его хлебом-солью, а в Москве готовят ему триумфальную встречу на Ярославском вокзале - как Ленину в Петрограде, проводит аналогию политолог Павел Святенков

"Посадка Навального сделала бы его героем и жертвой в гораздо большей степени, чем Ходорковского, потому что он не был олигархом, а боролся с коррупцией", - замечает эксперт.

А что, до четверга это не было очевидно?

Остается последняя версия, связывающая перипетии дела Навального с предстоящими выборами мэра Москвы.

Что будет дальше, предсказать еще сложнее.

Если до 18 июля власть могла выйти из ситуации с минимальными потерями, то теперь оказалась в цугцванге - так называется в шахматах положение, при котором любой ход ухудшает позицию игрока.

Закон отводит осужденным 10 дней на обжалование приговора, а вышестоящей инстанции - 30 дней на его рассмотрение.

Отсчитав от 18 июля 40 дней, мы попадаем в конец августа.

Но освободить Навального, дать ему провести кампанию, а за неделю до голосования окончательно "закрыть" - грандиозный скандал.

Эксперты склонны полагать, что оппозиционеру все-таки позволят баллотироваться.

"Затянуть рассмотрение апелляции технически легко. А уж после выборов будут что-то решать", - предполагает Михаил Глобачев.

Решать рано или поздно придется.

Отправлять в тюрьму признанного лидера оппозиции, только что набравшего на выборах в столице весомый процент голосов, политически неудобно.

Пойдет ли Кремль по пути дальнейшей конфронтации или компромисса, не знает никто. Последнее время его действия становятся все менее предсказуемыми, а наблюдатели все чаще сравнивают их с метаниями Горбачева накануне распада СССР.

Артем Кречетников

Би-би-си, Москва