Про рядовых обывателей, внесших свой пусть и крошечный, но, все же, вклад в борьбу со Злом.

Не всякому достает мужества плыть против течения. В пору упоения фюрером брат и сестра Шолль были поначалу как все. Ганс активничал в "Гитлерюгенде", София - в "Союзе немецких девушек". Потом у будущих врачей были: студенческая практика на Восточном фронте, шок от издевательств соотчественников над "недочеловеками", возвращение в "альма-матер" и возрастающее нежелание мириться со "свинцовыми мерзостями" нацистского бытия. 

Антифашистская подпольная группа "Белая роза" успела всего шесть раз разбросать свои листовки перед мюнхенским университетом. На место задержания, 18 февраля 1943 года, выезжал и криминалист-фотограф. По его снимкам из протокола благодарное послевоенное поколение немцев реконструировало место происшествия. Впечатав навсегда в булыжник те самые улики, что стоили головы девушке и двум юношам. Один из которых, Шморелль, родился в СССР и в прошлом году причислен РПЦ к лику святых.
Listovka2
Listovka
Задолго до этих смертных приговоров, даже при жесточайшем терроре и всевластии гестапо, находились те, кому не хотелось себя стыдиться. Это не был активный, самоубийственный протест. Это был обходной маневр в прямом смысле слова. Ежедневный маленький подвиг "маленького" человека.

На "Одеонсплатц", где в ноябре 23-го ружейно-пулеметный огонь разметал "пивной путч", позднее с помпой похоронили погибших мятежников. Каждый мимо проходивший обязан был взметнуть руку и проорать "хайль". За отказ - концлагерь. Однако, был один переулочек, позволявший достичь цели без унизительного для порядочных людей ритуала. Теперь там позолоченная метка. 
Tropka
А в учебниках истории - абзац про рядовых обывателей, внесших свой пусть и крошечный, но, все же, вклад в борьбу со Злом.

(За фотографии спасибо нашим одесским гостям, поэтам Ольге и Константину Ильницким)

Сергей Золовкин
соб.корр. и модератор "Новой"
Мюнхен, Германия
Ссылка