Психобиосоциальная природа человека

На модерации Отложенный

Чаплин И.В.

Вопрос о природе человека волновал умы людей с незапамятных времен, на всю его сложность и неисчерпаемость указывает, прежде всего, этимологический анализ слова «человек», в котором мы видим человека как необъятное, многомерное и противоречивое бесконечно-конечное существо. Человек ограничен и безграничен, конечен и бесконечен, смертен и вечен, «он - царь, он - раб, он - червь, он – Бог». «Будучи «мерой всех вещей», сам не имеет меры, т.к. не сводим к какому-либо одному из измерений, проявляющихся в эволюции природы, истории общества и развитии его индивидуальной жизни».Но если человек многомерен и неисчерпаем, то как «объять необъятное», как постичь ту непостижимость, которую зафиксировал человеческий язык?

Для ответа на этот вопрос постараемся построить структуру человека, начиная с биологической его основы, согласно которой человек принадлежит к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Белковые молекулы – главный химический материал, из которого сложен человек. Эти белки состоят всего из 20 аминокислот. Клетки человека и всех без исключения других живых существ содержат генетический материал в виде макромолекул ДНК с одинаковым генетическим кодом. Различие состоит в том, что в ходе эволюции за счет накопления информации ДНК удлинялась. Многие гены амебы и человека очень схожи. Память о биологических корнях человека проявляется в рудиментах.

Таким образом, человек существо биологическое. В свое время Платон назвал его «двуногим животным без перьев». Человек действительно, не имеет перьев и имеет две ноги, но в этом определении упущено из виду главное, а именно - сущность человека и, как метко заметил Б. Паскаль: «человек не теряет своей человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья». Позже Аристотель называл человека общественным животным, обладающим разумом. После него большинство великих мыслителей пришли к выводу: самый важный признак, отличающий человека от животного, заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Дитя человеческое после рождения — самое не приспособленное к жизни из всех живых существ и человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.

И действительно, человек выступает как феномен, который в своеобразной комбинации аккумулирует биологические и социальные влияния. Всей плотью и кровью он принадлежит природе, но, в не меньшей степени – обществу, тем самым, выступая как существо биологическое и социальное одновременно, то есть как биосоциальное существо. Где биологические свойства обеспечивают нормальное состояние и функционирование организма и являются предпосылкой для появления социальных качеств человека, а социальные качества обеспечивают существование и развитие человека как личности. Человек – продукт общественных отношений и становится таковым только благодаря человеческому обществу.

Однако на сегодняшний день известно, что регуляция поведения человека и его приспособляемость к внешней среде, происходит благодаря психике, которая является формой субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром.Это дает нам право сделать вывод, что человек это биологическое существо, которое благодаря психике обретает способность к социализации и может быть определен как биопсихосоциальное существо.

Такое определение вполне согласуется с доминирующим взглядом на природу человека, однако оно противоречит иерархии элементов, из которых построено. Их три: «био», «психо», «социо».

Логическая цепь проста: первичная, биологическая основа человека (тело), развиваясь, рождает психику (душу), благодаря которой, происходит процесс социализации (личность). Такая формулировка вполне уместна, если мы стоим на позициях диалектического материализма, который утверждает первичность материи и непосредственную зависимость психики от нее. Из нее следует, что со смертью биологического тела прекращается существование всех остальных компонентов – души и личности. Но «жизнь после смерти существует», – заявляют со всей серьезностью ученные. Душа продолжает существовать и после смерти биологической оболочки, и до ее рождения. Психика вечна. Такая постановка вопроса, рождает совершенно другую структуру человека:

  • «психо» - душа, психика, первооснова человека, то, что может существовать без «био» и «социо»;

  • «био» - биологический компонент, тело человека, то, что не может существовать без «психо» (если конечно не брать во внимание крионику, мумификацию, и другие виды сохранения тела. Что касается комы, то в этот момент существует непосредственная связь с «психо». Сама возможность выхода из комы доказывает эту связь);

  • и наконец «социо» - личность, не существует сама по себе, а средствами «психо» является надстройкой над «био» для завершения контура того, что мы называем человек.

Данную структуру можно выразить с помощью схематического рисунка (рисунок 1), где рождение, развитие и смерть биологического тела происходит в рамках большой фигурной скобки, в границах которой социализируется и становится личностью индивид.

Схема преобразования индивида в личность, или процесс накопления опыта людьми

Процесс накопления опыта

Рисунок 1

Отбрасывая тело душа, с накопленным в процессе жизнедеятельности опытом (личностью), переходит в промежуточное состояние, где проходит процессы и стадии первых ступеней Бардо (Промежуточное состояние сознания).  Далее, все зависит от накопленного опыта, если душа выбрала путь рождения в облике человека, то она попадает в область процессов и стадий, предшествующих рождению в мире людей. Так появляется индивид с задатками личности, тело которой недавно умерло. Так происходит эволюция души, так же передается опыт из поколения в поколение. Тогда индивид – это личность, прошедшая через горнила Бардо, а личность – это индивид, накопивший опыт в рамках биологического тела.

Итак, мы видим, что индивид – это надстройка тела, личность – надстройка индивида, а все вместе – средство для получения опыта. Таким образом, душа без тела существует, а вот тело без души существовать не может: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». [Быт.3.21]

Следуя данной логике необходимо признать, что человек – это психобиосоциальное существо, исходя из первичности элементов его составляющих. И если мы сравним два понятия – «биопсихосоциальный» и «психобиосоциальный», то поймем, что речь идет о совершенно разных по природе существах.

Резюмируя данную статью, хочется подчеркнуть принципиальную важность данной проблемы. Исходя из того, что современная наука пересматривает свои взгляды на природу человека и утверждает бессмертие души, необходима коррекция некоторых определений, дабы исключить их толкование и понимание в другом контексте.