Восточный сектор ПРО США

Азиатско-Тихоокеанский регион, роль которого в мировой экономике все больше возрастает, позволяет его странам развивать свои военные возможности, создавая новые вызовы и становясь все более центром военной конфронтации. В частности, в данном регионе ведется борьба за контроль над находящимися в Южно-Китайском море нефтяными и минеральными ресурсами, остается очаг напряженности на Корейском полуострове. Разгораются все более ожесточенные территориальные споры между КНР и Японией в отношении необитаемого архипелага в Восточно-Китайском море, известного как Сэнкаку в Японии и Дяоюйдао в Китае.

В связи с этим стратегические национальные приоритеты и интересы США все больше смещаются в АТР, который стал ключевым в глобальной политике США. Причем главную ставку США делают на поддержание боеготовности и передовое базирование в АТР вооруженных сил Тихоокеанского командования. И разворот в сторону этого региона вполне соответствует концепции Вашингтона по укреплению в мире американского глобального лидерства.

Под предлогом ядерной угрозы, исходящей от Северной Кореи, которая располагает межконтинентальными баллистическими ракетами, оснащенными ядерными боеголовками, США развернули в АТР восточный сектор системы противоракетной обороны (ПРО). Это два позиционных района стратегической ПРО США в АТР с противоракетами шахтного базирования на базе "Форт Грили" в штате Аляска и базе ВВС "Ванденберг" в Калифорнии. В конце 2011 г. США открыли два стартовых комплекса ракет на Гавайях, являющихся региональным центром системы ПРО в АТР.

С целью повышения имеющегося потенциала в сфере противоракетной обороны США активно привлекают своих союзников к созданию совместных систем ПРО. На основе подписанного в декабре 2004 г. соглашения функционирует такая система на территории Японии, где в 2006-2008 гг. были развернуты американские зенитные ракетные комплексы (ЗРК). При этом американцы гарантировали не только оказание японцам технической помощи в эксплуатации ЗРК, но и предоставление в случае необходимости имеющейся информационно-разведывательной инфраструктуры. Кроме того, в Японии на севере острова Хонсю находится радар наземного базирования американской ПРО. В конце марта 2012 г. Токио объявил также о завершении развертывания системы ПРО на юге острова Окинава, где в городе Наха и на военной базе Нандзе, а также на островах Мияко и Исигаки установлены 4 комплекса ПРО "Пэтриот PAC-3", направленные против северокорейских ракет. Мобильный радар должен стать важным компонентом, как системы защиты американской территории, так и региональной системы ПРО в Азии, которую США создают вместе не только с Японией, но и с Республикой Корея, планирующей к 2015 г. создать собственную национальную систему ПВО и ПРО.

Кроме того, в акватории Тихого океана развернуты корабли ВМС США, оснащенные системой управления ракетным оружием "Иджис" и противоракетами СМ-3. Подобные корабли, которые могут быть использованы в интересах противоракетной обороны, также имеют Япония и Австралия. Корабли с этой системой будут и в Южной Корее.

Причем США, планируя существенно расширить системы противоракетной обороны (ПРО) в Азии, акцентируют внимание на том, что в настоящее время в арсенале КНДР находятся баллистические ракеты "Тэпходон-2", которые, по некоторым оценкам, способны достичь территории США. Более того, Пхеньян рассматривает возможность нанесения удара по объектам военной инфраструктуры США в Северной Америке и на Корейском полуострове.

При этом проводимые КНДР испытания ракет дают повод для наращивания в АТР американского военного присутствия. Как заявил 1 июня министр обороны США Чак Хейгел в ходе своего выступления в Сингапуре на встрече глав военных ведомств стран Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках так называемого "Диалога Шангри-ла", США не допустят того, чтобы КНДР получила в свое распоряжение ядерную баллистическую ракету дальнего радиуса действия, способную угрожать территории США. Поэтому Вашингтон для защиты себя и своих союзников от возможной агрессии со стороны Пхеньяна готов серьезно усовершенствовать систему ПРО в АТР.

Так, в марте текущего года США уже объявили о планах усилить систему противоракетной обороны до 2017 г. Это размещение на Аляске 14 дополнительных наземных ракет-перехватчиков, чтобы довести их общее число до 44. Средства на эти цели будут изысканы за счет сокращений в программе развития европейской ПРО. При этом в восточный сектор противоракетной обороны, составными частями которого являются американские военные объекты на Гавайских островах и в Калифорнии, планируется втянуть не только Японию, но и другие страны региона. В настоящее время США ведут переговоры о размещении ракет-перехватчиков СМ-3 с Австралией и Южной Кореей. Сотрудники американского Тихоокеанского командования и Агентства противоракетной обороны также рассматривали Филиппины в качестве места размещения третьего радара. Это свидетельствует о том, что американцами создается дуга противоракетной обороны от Австралии через Филиппины, Тайвань, Республику Корею и Японию до Аляски. Таким образом, создаваемая американцами система ПРО носит глобальный характер, и основные ее компоненты развернуты в АТР.

Между тем, предлагаемая дуга из радаров позволила бы США и их региональным союзникам более точно следить не только любыми баллистическим ракетами, запускаемыми в Северной Корее, но и покрыть часть территории все более усиливающегося в военном отношении Китая, быстрое развитие которого США рассматривают в качестве одной из главных угроз. Пентагон беспокоит не только агрессивная позиция КНР по поводу спорных островов, но и наращивание страной арсеналов противокорабельных баллистических ракет, которые могут угрожать авианосцам ВМС США. Масштабы военной программы, стратегические намерения и растущие возможности Китая вызывают у США обеспокоенность. Из этого следует, что создаваемая в АТР американская противоракетная система направлена именно против КНР. При этом система ПРО в Азиатско-Тихоокеанском бассейне усиливается.

Однако одностороннее развертывание элементов противоракетной обороны может подорвать основы стратегического равновесия, привести к поляризации сил в регионе., так как создание систем ПРО провоцирует другие страны к наращиванию количества ракет и повышению их эффективности. Китай вполне может развернуть полномасштабное строительство межконтинентальных баллистических ракет, чтобы обеспечить возможность надежного преодоления систем ПРО и военную угрозу для самих США. Направленная против Китая политика США в АТР ведет также к ослаблению чувства безопасности в регионе и подстегивает страны вкладывать средства в повышение своего военного потенциала на случай экстренной необходимости. При этом подготовка к возможной ядерной войне может привести к плачевным последствиям, если ситуация выйдет из-под контроля. Между тем, по мнению Москвы, мир в АТР должен основываться не на совершенствовании и наращивании военной мощи, а на диалоге, сотрудничестве и доверии. Только на этой основе может быть возведено здание Азиатско-Тихоокеанской безопасности.