Смерть

На модерации Отложенный

Река Забвения

Лета (греч. Λήθη, «забвение») — в древнегреческой мифологии, источник и одна из рек в подземном царстве Аида, река Забвения. По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки.

Смерть — (от праславянской формы sъmьrtь), ближайшая этимология которого: укр. смерть, блр. смерць, др.-русск. съмьрть, ст.-слав. съмрьть, болг. смърт, сербохорв. смр?т, словен. smr°t, чеш. smrt, слвц. smrt, польск. sґmiercґ, в.-луж. smjercґ, н.-луж. smґersґ.

Этимология понятия

Дальнейшая этимология данного понятия прослеживается в категориях: Праслав. sъmьrtь наряду с mьrtь (в чеш. mrt, род. п. mrti ж. "отмершая часть чего-либо, мертвая ткань на ране, бесплодная земля") родственно лит. mir~ti°s, лтш. mir~tе, др.-инд. mr•tis·, лат. mors, mortis - "смерть". То же, гот. mauґr?r - "убийство". Слав. sъ-mьrtь следует связывать с др.-инд. su - "хороший, благой", первоначально означающего "благая смерть", или "своя, естественная".

Еще далее, смерть можно связывать с svo - (от свой). Старо-русское: умереґть своеґй смеґртью; лит. sa~vо smer‰iu° mir~ti; См. Мереґть, МеЁртвый, Мор.

Слово смерть, как видно, теснейшим образом связано с понятием мертвый: меЁртв, мертваґ, мертвоґ, укр. мертвиґй, др.-русск. мьртвъ, ст.-слав. мрътвъ nekrТj (Супр., Клоц.), болг. мъґртъв, сербохорв. мр°тав, мр?твиЇ, словен. mrґtЌv, mrґtva, чеш. mrtvyґ, слвц. mrґtvy, mrtvyґ, польск. martwy, в.-луж. morwy, mortwy, н.-луж. martwy.

Дальнейшая этимология: Родственно др.-инд. mr•taґs "умерший", maґrtas "смертный, человек", авест. mЌrЌta- "умерший", арм. mard "человек", греч. brotТj "смертный" (эол.), лат. mortuus "мертвый", гот. mauґr?r "убийство". И.-е. *mr•tos превратилось в слав. в *mьrtvъ по аналогии јivъ, как и лат. mortuus; более древнюю форму представляет ст.-слав. оумрьтие (Супр.).

Достаточно показателен в данном плане один из древнейших и смыслозначимых лексических элементов - mr, образующий сакральноеназвание Вселенской горы Меру - космологического и этносоциального символа индоевропейских и других народов Земли. Корневая протооснова mr дает настоящую цепную реакцию взаимосвязанных между собой лексем и значений в различных языках мира. От него образовано и однозвучное русское слово "мир", означающее одновременно и Вселенную, и род людской, и согласие, и справедливость - "меру", и конец жизни - "[с]мерть", "мор". От той же корневой основы, в конечном счете, образованы и такие русские слова, как "море", "меркнуть", "мерцать" и др.

Символ Полярной Отчизны - золотая гора Меру, по древнеарийским и доарийским представлениям, возвышалась на Северном полюсе, окруженная семью небесами, где пребывали Небожители и царил Золотой век.

Согласно буддийской философской и космологической концепции, существует бесчисленное множество миров, похожих на землю и окружающие ее планеты. Каждый такой мир напоминает плоский диск с размещенными на нем материками и заполненный водой. В центре каждого такого плоскостного океана находится своя гора (Су)Меру. В классическом санскрите и предшествовавшем ему древнеиндийском языке название горы также произносится двояко - и Меру, и Сумеру (sumeru означает "наилучший", "высочайший", "красивый").

МРАК м. темь, темнота, тьма, темень, потемки, отсутствие света; пасмурность, морок (морока). Мрачный, темный, несветлый: угрюмый, задумчивый, невеселый. Мрачная погода, небо. Мрачные цвета. Мрачное лицо, дума. Мрачноватый, то же, в меньшей степени. Мрачность, -новатость ж. свойство, состояние по знач. прилаг. Мрачить что, помрачать, затемнять, затмевать, застить: делать мрачным. -ся или мрачнеть, становиться мрачным, помрачаться. Мраченье ср. действ. по значению глагола.

В первобытном мировоззрении понятия смерти и мрака (ночи) практически были идентичны. Это отразилось в древнерусских однокоренных словах: "мор" ("смерть") и "морок" ("мрак", "ночь"). Слово "морока", имеющее в наше время лишь один смысл - "затяжное, хлопотное дело, канитель", еще в прошлом веке сохраняло первозданное значение "мрак".

Богиня Смерти
Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

В подобном же обличии соответствующая лексическая основа предстает и в других языках индоевропейской группы: от санскритского m-ara - "смерть", а также "убивающий", "уничтожающий" - до французского "Кошмар".

В славянской мифологии смерть была воплощена в образах Богини Морены (Марены, Мараны) и множестве злокозненных духов, порожденных ночью под общим именем "мары" (или "моры" - один из них всем известная русская кикимора).

Морена играла исключительно важную роль в русском языческом мировоззрении и сложившихся на его основе ритуалах и празднествах. Это связано с вселенским обличием смерти (как ее понимали наши предки). Смерть отдельного человека - странное, но в общем-то частное дело. Гораздо значительней смертное начало в Природе: смерть света, Солнца, дня и наступление ночи; смерть животворных времен года - весны, лета, осени - и наступление зимы. Морена как раз и олицетворяла такое всеобщее умирание в природе. Но она не могла выступать в роли необратимой судьбины, ибо на смену ночи всегда приходит новый день, всегда всходило Солнце, а после холодной зимы опять наступает весна. Морена - воплощение смерти, сама такой смерти избегнуть не могла. Считалось также, что смерть Смерти (Морены) можно было ускорить с помощью огня и света и в конечном счете победить.

Еще сравнительно недавно в русских деревнях практиковался архаичный обряд отпугивания Смерти-Мораны, неоднократно описанный этнографами. В урочную ночь старые и молодые женщины, вооруженные метлами, кочергами, ухватами и прочей утварью, гонялись по огородам за невидимым призраком и выкрикивали проклятия в адрес Мораны. Обряд этот связан с поминовением умерших родственников на Радуницкой неделе, которая начинается, как известно, с воскресного дня, именуемого Красной горкой и открывающего начало весенних поминок и одновременно - предстрадных свадеб. Необычное название - Красная горка - не правда ли? Откуда такое? Да все оттуда же - из далекой Полярной Прародины. Красная горка - ритуально-обрядовый символ [Пре]красной горы Меру - олицетворения торжества Жизни над Смертью и вечного круговорота умирания и воскрешения. Исконно русское слово "мор" ("смерть"), по корневой основе полностью совпадает с латинским mors, mortis и с древнегреческим "морос", также означающим "смерть" (и, кроме того, "часть", "жребий", "судьбу"). Ну, а слово, которым эллины называли смерть, по вокализации своей абсолютно идентично русскому слову "мороз" (в живой речи произносится с глухим "с" на конце).

В буддийской мифологии чрезвычайно популярен Мара - Божество, персонифицирующее зло и все, что приводит к смерти живые существа. в тибетском языке (древнем и современном) слово morana, и означает оно то же самое, что и в русском языке: Морана (Морена) = "смерть". (Кстати, и в санскрите имеется точно такое же слово - marana, - так же означающее "смерть"). Разумеется ни о каком прямом заимствоввании (русского слова из тибетского языка или наоборот) не может быть и речи. Здесь "заимствование" иного рода - заимствование слова с одним и тем же звучанием и одним и тем же смыслом из общего языкового источника - Праязыка.

Толкование слова "смерть"

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

  1. ж.
    • Прекращение жизни, Гибель и распад организма.
    • перен. Полное прекращение какой-л. деятельности; конец.
  2. нареч. разг.-сниж.<dl class="style2">Очень сильно, в высшей степени (о чем-л. неприятном, нехорошем для кого-л.).</dl>
  3. предикатив разг.-сниж.
  4. Оценка количества чего-л. как очень большого, бесчисленного.

Толковый словарь под ред. C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

  1. Прекращение жизнедеятельности организма.<dl>Клиническая смерть: (короткий период после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в который еще сохраняется жизнеспособность тканей).Биологическая смерть: (необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма).Насильственная смерть: (убийство).Скоропостижная смерть: Погибнуть смертью героя. Быть при смерти. (умирать). Смерти в глаза смотреть (смерть близка; высок.). Его (тебя) только за смертью посылать (о том, кто выполняет поручение медленно, с большой задержкой; разг. неодобр, и шутл.). Своей смертью умереть (умереть естественной смертью). Двум смертям не бывать, а одной не миновать (поел.). Бледен как смерть (очень бледен).</dl>
  2. Переносное: Конец, полное прекращение какой-либо деятельности.<dl class="style2">Политическая смерть: Творческая неудача.в значении иносказательном: Очень, в высшей степени, очень много, ужас. Народу смерть сколько! Устали смерть! Смерть пить хочется. Смерть как (какой) (прост.) - то же, что ужас как (какой). Смерть как устал. С. какой голодный. До смерти (разг.) - очень, крайне. Устал до смерти. || прил. смертельный, -ая, -ое и смертный, -ая, -ое (к 1 знач.; устар. и высок.). Смертельный исход болезни. Смертельный случай. Смертный час. На смертном одре (об умирающем).</dl>

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Смерть — может быть рассматриваема как прекращение жизнедеятельности организма и как прекращение жизнедеятельности клеток, его составляющих, и наконец, как исчезновение из современной фауны целого вида. Таким образом мы должны отличать: С. индивидуальную, С. тканей организма и С. вида. С. индивидуальная есть прекращение функций, общих для всего организма, но отдельные элементы его могут еще сохранять жизнедеятельность долгое время.

Клетки

При образовании гамет, т.е. половых клеток – сперматозоидов и яйцеклеток – происходит деление клетки, называемое мейозом.

Так, белые кровяные клетки обнаруживают в известных условиях способность к амёбоидному движению весьма долгое время спустя после удаления их из организма. Реснички мерцательного эпителия, выстилающего дыхательные пути дышащих воздухом позвоночных и служащих для удаления мелких посторонних тел (пыли), попавших туда, продолжают свои движения иногда несколько дней после того как сердце перестало биться. Вырезанные мышцы, сердце — особенно у животных с непостоянной температурой крови, сохраняют сократимость вне организма, при известных условиях, весьма долгое время и т. п. С. вида, или вымирание его, наступает или вследствие неблагоприятных условий, или вследствие победы других видов в борьбе за существование. Изменение климатических условий, напр. наступление ледникового периода, играло весьма важную роль. Примером истребления одного вида другим может служить истребление первобытным человеком мамонта, волосатого носорога, живших в умеренном и даже холодном климате, а равно и многих других гигантских животных. Обладает ли каждый вид возрастными изменениями, т. е. проходит ли он фазы молодости, зрелого возраста и неизбежной старости — как думают некоторые, не выяснено. Но мы знаем, что одни виды являются, так сказать, конечными, и вымирают, не оставив генеалогического потомства; другие, по мере изменения условий, лишь видоизменяются и дают начало новым видам. Первые виды названы — неадаптивными. Как С. особи, так и клетки, может быть естественная, вследствие старения, и искусственная, вследствие внешних воздействий, инфекций и т. п. причин. Говоря о С., как общем явлении, мы будем иметь ввиду С. естественную. У одноклеточных животных С. индивида и С. клетки — его составляющей, явления не только одновременные, но и тождественные. Одноклеточные организмы размножаются делением и собственно ни одна существенная часть их не погибает естественною С., если дело идет нормальным порядком.

Однако, и здесь, некоторые части организма, напр. раковинка, часть ядра (макронуклеус), стебелек у стебельчатых инфузорий могут не принимать участия в образовании нового поколения, но части эти не являются существенными и важными. Однако, в колонии простейших Volvox, как при половом, так и при девственном размножении, лишь некоторое число клеток дает начало будущему поколению, а прочие клетки погибают. Первые клетки являются половыми (в широком смысле слова), вторые — клетками тела или соматическими. Также и у всех многоклеточных: соматические клетки погибают, а половые дают начало будущим поколениям. Таким образом соматические клетки предназначены для С., а половые — для дальнейшей жизни. Многие думают, что половые клетки для дальнейшего развития нуждаются неизбежно в обновляющем действии оплодотворения, если не в каждом поколении, то через известное число поколений. Между одноклеточными лишь немногие организмы, напр. бактерии, размножаются бесконечно делением, а большинство также нуждается в обновляющем действии коньюгации, без которой они вырождаются и гибнут. С этой точки зрения, основанное на наблюдениях Бючли (Butschli), Moпa(Maupas) и др., С. соматических клеток есть неизбежное следствиe их неспособности к обновлению путем коньюгации. Вейсманн (Weismann) думает, что С. вовсе не есть неизбежное следствие самих жизненных явлений и постоянного размножения клеток, а процесс выработавшийся вследствие приспособления в интересах вида: если бы С. не уносила ослабленные и больные организмы, то вид превратился бы в совокупность калек и уродов, что, конечно, отразилось бы на его успехе в борьбе за существование.

Влечение к смерти (инстинкт смерти) — понятие психоанализа, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Противопоставляется влечению к жизни. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением, или же энергией мортидо. Термин относится к энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояния жизни и развития. В дальнейшем, исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда — Эрик Берн. Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо). В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с деструдо или с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо.

На причины, которые препятствуют обновлению соматических клеток путем коньюгации, смотрят различно и специализации соматических клеток придают наибольшее значение. Существуют и другие воззрения на причины неспособности соматических клеток к обновлению: Бючли допускает присутствие в половых клетках особого фермента, обусловливающего их способность к дальнейшей жизнедеятельности, и исчезновениe этого фермента в клетках соматических. По Сабатье, соматические специализированные клетки теряют способность уподоблять себе окружающих их вещества и созидать новые количества протоплазмы, тогда как половые клетки сохраняют эту способность, называемую Сабатье аморсной.

Но в конце концов все эти предположения мало объясняют сущность процесса и часто являются лишь перифразами одно другого. Новый взгляд на старение и его последствие — смерти высказал Мечников. По его мнению, ближайшей причиной этого процесса являются два довольно сходных явления: во-первых, разрастание соединительной ткани в ущерб более деятельным тканям, играющим более важную роль в организме; во-вторых, атрофия органов, а именно наиболее деятельных их частей, сопровождающаяся поеданием этих частей при помощи фагоцитов. Вообще соединительная ткань и белые кровяные клетки являются наиболее стойкими частями организма и по мере ослабления прочих, менее стойких, но более важных для отправления организма, частей — берут перевес над последними. Интересно при этом отметить, что при борьбе с заразными болезнями главную роль играют многоядерные лейкоциты, а при атрофии органов — зернистые лейкоциты, которые могут сами видоизменяться, по мнению некоторых, в клетки соединительной ткани, а также и фагоциты иного происхождения. Так, при атрофии мышечной ткани участки саркоплазмы с ядрами, заключенные в мышечных волокнах, получают самостоятельность и поедают прочие части волокон. У низших позвоночных при атрофии яичек в яичниках роль фагоцитов берут на себя окружающие их фолликулярные клетки. При атрофии частей нервной системы происходит усиленное разрастание опорной ткани (невролгии. Впрочем, в последнем случае, по наблюдениям Нюнья (Pugnat), лейкоциты и соединительная ткань также играют важную роль, а при атрофии в яичниках высших позвоночных (по наблюдениям Отрошкевича), в том числе и у человека, также происходит разрастание соединительной ткани в ущерб яйцевым фолликулам. Атрофия органов происходит отнюдь не вследствие ухудшенного питания. Многие органы начинают атрофироваться в весьма раннем возрасте, когда организм полон сил, как напр. грудная или зобная железа человека, атрофия которой начинается со 2-го года. Яички в яичниках атрофируются в течение всей жизни. Из 36000 яичек, находящихся в яичнике 18-летней женщины, по вычислению Генле, только 1/200 выйдет в матку, а прочие атрофируются вместе с их фолликулами на месте.

Соматическая клетка
Органы, по Мечникову, защищаются от фагоцитов выделением некоторых веществ, отталкивающих эти фагоциты. С прекращением этого выделения органы поедаются фагоцитами, хотя бы они и продолжали жить. Мы не можем покуда противодействовать прекращению защитительных выделений, но, может быть, применив метод лечения вытяжками, будем в состоянии обуздать фагоциты. Тогда органы, хотя и ослабленные, будут жить долее и старость удлинится, что даст возможность развиться “инстинкту С.”. К концу дня человеку хочется спать и к концу жизни должно придти, если не желание смерти, то примирение с ней. Если этого не происходит, то потому, что люди умирают ранее, чем следует, когда инстинкт С. не успеет развиться. Такова мысль Мечникова. Несомненно, что во многих случаях, напр. при склерозе сосудов, соединительная ткань, действительно, разрастается, а в почках и печени в ущерб деятельным железистым частям, а равно несомненно участие фагоцитов при атрофии многих органов. Но можно думать, что оба эти явления в сущности вторичные и обусловливаются ослаблением деятельных частей организма, коего причины мы точно не знаем. Затем, перерождение тканей начинается и идет часто независимо от деятельности фагоцитов. Так, при старческом изменении кожи и легких перерождению (коллоидному) подвергаются эластические волокна соединительной ткани, и вообще соединительно- тканный слой кожи тоньше у стариков, чем у молодых. Перерождение обыкновенно, с отложением извести и жира — общее явление в старости, а фагоцитоз явление сопровождающее. Отчасти указывает на это и то обстоятельство, что органы, производящие лейкоциты, как селезенка и лимфатические узлы, в старости не увеличиваются, как бы следовало ожидать при возрастающей роли лейкоцитов в этом возрасте, а уменьшаются и атрофируются подобно прочим органам. Затем, если бы и удалось нам обуздать и усмирить фагоциты, то является вопрос, не отозвалось ли бы вредным образом на организме накопление тех продуктов перерождения, которые поедаются фагоцитами при нормальном ходе дела. Таким образом, если мы можем приблизительно определить причины С. в каждом отдельном случае, то причины С. как общего явления остаются покуда неразгаданными.

Толковый словарь В. Даля

Смерть - ж. (мереть), смёртушка, моск. тамб. смерётка, -точка, -тушка, смерёдушка, новг. олон. арх. конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего.

  • Смерть человека, конец плотской жизни, воскресение, переход к вечной, к духовной жизни. Человек родится на смерть, а умирает на живот, на жизнь.
  • Смерть животного, конец бытия его, или возвращение жизненных сил его в общий источник, и разложение плоти.
  • Смерть растения, то же, отделение от него растительной силы, или поступление его во власть законов неживой природы.

Умереть:

  • своею смертью, природною, отжив, одряхлев;
  • внезапною, наглой (южн.) смертью, неожиданно и вдруг;
  • болезненой, немощной смертью, от долгой немочи, хвори;
  • насильственой, быть убиту, отравлену и пр. случайной, несчастной, от случая, приключения, напр. утонуть.
  • Легкая смерть, быстрая, спокойная, без страданий; тяжелая, мучительная.

Символы смерти

Представление смерти - довольно характерное явление для всех культур. Например, обычным для нас является представление смерти в виде скелета с косой, однако, данным изображением символика смерти не исчерпывается. Практически в каждой культуре существует свой символ смерти, а также характерные обряды, открывающие суть отношений данной культуры со смертью. Красной нитью смерть проходит во всех мифологических, философских и религиозных воззрениях всех народов мира.

У австралийского племени аранда есть миф: в древности жил человек тотема опоссума, который умер и был похоронен, но вскоре вышел из могилы в облике мальчика; он постоянно умирает и оживает на небе. Отрицательная аналогия со змеёй основана на том, что змеи ежегодно линяют, сбрасывая кожу, и как бы омолаживаются. Этот мотив повторяется, например, во многих мифах народов Океании: люди когда-то тоже умели сбрасывать кожу и омолаживаться, но утратили это умение и умирают.

Подобные взгляды весьма разнообразны, но почти повсюду подчинены общим законам мифологического мышления. Во-первых, это "объяснение от противного": люди умирают потому, что раньше не умирали или умирали, но вновь возрождались, а затем почему-либо утратили эту способность. Во-вторых, действует идея "прецедента": некий человек когда-то умер, и с тех пор люди умирают. Третья идея (встречающаяся главным образом на более высоких ступенях культурного развития) - это идея наказания: смерть рассматривается как кара за проступок, ошибку, неповиновение. При всём разнообразии мифов о происхождении смерти в них чаще всего повторяются мотивы: месяц (луна), змея, ложная весть, спор, наказание.

Танат, олицетворение смерти у греков
Та́нат, Фа́нат (др.-греч. Θάνᾰτος, «смерть») в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом.

Отрицательная аналогия с месяцем (луной), постоянно умирающим и возрождающимся, встречается у народов даже самой архаической культуры. Широко распространён, особенно у народов Африки, мотив ложной вести. Верховное существо (бог) посылает вестника-животное сказать людям, что они будут умирать и оживать, но вестник (по забывчивости или по злому умыслу) сообщает, что люди будут умирать окончательно (вариант: эту дурную весть приносит вестник, обогнавший первого). В мифах народов Африки известен и другой мотив: люди умирают, так как проспали обещанное им бессмертие. Здесь и аналогия: сон - смерть. У индейцев Америки распространён миф, согласно которому люди умирают потому, что сделаны из непрочного материала: глины, прутьев, травы. У индейцев пуэбло смерть - это возвращение в прародину. У индейцев известны также мифы, оправдывающие необходимость смерти (не допустить перенаселения земли и сделать жизнь более разнообразной и привлекательной).

В мифологических представлениях народов, стоявших на сравнительно низких ступенях развития, смерть обычно не олицетворяется, в более развитых мифологиях она нередко фигурирует как олицетворённый образ - дух или божество смерти. Правда, в "чистом" виде этот персонаж выступает редко: в большинстве мифологий "бог смерти" не вычленяется из сложных мифологических образов, олицетворяющих всё злое, вредное, опасное, безобразное: таковы египетский Сет, ассиро-вавилонская Тиамат и её злые спутники, "духи бездны", иранский Ангро-Майнью и др. Наиболее "чистые" мифологические олицетворения смерти встречаются у майя - Иум-цек и Кан-нич, у ацтеков - бог смерти и преисподней Миктлантекутли и его жена богиня Миктлансиуатль и др. Со смертью иногда ассоциируется образ старухи - хозяйки преисподней (напр., скандинавская Хель). В греческой мифологии смерть олицетворена в образе Танатоса, принадлежащего к старшему, доолимпийскому поколению богов. Танатос пребывает в аиде, рядом со своим собратом Гипносом, но вылетает оттуда, чтобы исторгнуть душу у жертвы и напиться её крови.

В мифологических представлениях античного мира смерть - важнейший признак, отличающий людей от бессмертных богов. В греческую мифологию проникла, однако, из восточных мифологических систем идея страдающего и умирающего бога, но умирающего лишь временно, ибо за смертью следует его воскресение. Восточные умирающие и воскресающие боги (Осирис, Думузи - Таммуз, Адонис, Аттис и др.) оказали влияние на аналогичные греческие образы Загрея - Диониса, Персефоны. В скандинавской мифологии смерть богов проецируется эсхатологически в будущее. В библейском мифе о "грехопадении" первых людей бог наказывает прародителей и всё их потомство, лишая их и рая, и бессмертия.

В христианской мифологии идея "первородного греха" и божьего наказания как причины того, что люди умирают, дополнена и уравновешена верой в добровольную смерть Иисуса Христа как "искупительную жертву", которая освободила всё человечество от первородного греха ("смертию смерть попрал").

С религиозно-мифологическими представлениями о смерти связаны развитие понятий о душе, загробном мире, многие религиозно-магические обряды (погребальный культ, культ предков и др.).

Три́зна — название погребального обряда у древних славян. Назначение тризны состояло в том, чтобы отогнать злые силы от живущих. В современном русском языке слово тризна в основном используется как часть фразеологизма совершить тризну и понимается главным образом как пиршество в честь усопшего, поминки. Кроме поминок, тризна включала в себя обряд омовения покойника, обряжания (одевания в лучшие одежды, украшения), отпевания певчими (позднее перешло к традиции отпевания православным священником) и сжигания трупа на специальном помосте, именуемом крада. Иногда, за неимением леса для помоста или места для крады, покойника отправляли в последний путь в лодке, которую, оттолкнув от берега, поджигали горящей стрелой. После сожжения следовал поминальный пир, который происходил в первый день похорон, затем на третий день, на девятый день, на сороковой день и ровно через год после сожжения. Считалось, что бессмертная душа покойного, путешествуя по загробному миру, может возвращаться в мир живых, и встретиться с ней можно только в эти установленные дни. Подобные традиции погребальных обрядов существовали и у других народов. В частности, у древних греков в честь покойного устраивались игры (спортивные состязания).

Одно из главных понятий мифологической картины мира, противопоставленное понятию жизни; момент перехода человека из этого мира на «тот свет», в потусторонний мир; граница между ними и одновременно — основное содержание и характеристика того света. Смерть неизбежна, предопределена судьбой, но время и обстоятельства своей смерти человеку знать не дано. Люди, однако, стремились угадать срок своей смерти с помощью разных примет. Ее предвещают многие сны: выпадение зуба, белые одежды, белый конь, дом без окон, яйцо, встреча с умершим родственником и многие др.; необычайные или редкие явления: собака долго воет, курица поет петухом, птица бьется в окно, крот роет под домом, кукушка «вещает», ворона каркает, стены или пол в доме трещат, звезды падают с неба и т.п. Иногда люди пытались предотвратить смерть, избежать ее, обмануть или отсрочить.

Кончина, момент "расставания души с телом" требует, по народным представлениям, специального обрядового оформления, без которого переход души в иной мир затруднен или невозможен и она обрекается на вечное скитание. Во время кончины появляется, приходит за душой какое-то мифическое лицо — Смерть, Бог, архангел Михаил, святой. По верованиям восточных славян, ангел и черт в момент агонии борются за душу умирающего и кто из них победит, тот и берет душу. Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой смертью наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание.

К обязательным элементам обряда при кончине относятся: прощание умирающего с близкими, исповедь, зажжение свечи, «карауление» души. Строго соблюдается тишина, запрещается плакать и причитать, чтобы не спугнуть, не сбить с пути душу. Самым большим наказанием считается смерть без покаяния и без свечи: покойник будет блуждать во тьме, станет вампиром и т.п. Свечу, освященную на Сретение, в Страстной четверг или на Крещение, дают в руку умирающему или ставят в изголовье в чашку с зерном или мукой. Чтобы облегчить агонию, совершали разного рода магические действия: перекладывали умирающего на пол, часто на солому, клали его вдоль матицы, к двери, за печь, переносили в стодолу (овин), переворачивали ногами в изголовье и т.п.; вынимали из-под головы подушку («куриное перо не дает умереть»), клали под голову житную или гороховую солому, снопик с крыши, веник, моток нестираной пряжи или полотна; укрывали белым или черным платком, пасхальной скатертью, свадебной одеждой.

Чтобы «пропустить душу», расстегивали одежду, отворяли окна, двери, сундуки, снимали печную заслонку. В случае особенно тяжелой агонии (колдуна, знахаря, грешника) просверливали дыры в потолке или в стене, вбивали в потолок вилы или кол, поднимали балку-матицу, разбирали потолок и крышу, печь; звонили в колокол; обливали, кропили и поили водой — «святой», «немой» (принесенной в молчании), дождевой с крыши или из дорожной колеи, водой с колокола, с каменного креста или иконы; поили отваром, настоем из трав, из зелени свадебного венка и т.п. Окуривали ладаном, травами, дымом от оставшихся на берде ниток. Старались не говорить об умирающем, считая, что чем меньше людей знает о нем, тем легче ему умереть. Согласно верованию, в момент кончины гаснет или падает с неба звезда. Кончина понимается как «второе рождение», а сопровождающий ее обряд во многом сходен с обрядом родов. Совершаемый над умершим погребальный обряд (обмывание, облачение, отпевание, оплакивание, погребение, поминание, траур) не только обеспечивал беспрепятственный переход души из области жизни в область смерти (ср. открывание дверей, окон, выливание воды из сосудов и т.п.), но и защищал живых от последствий соприкосновения со смертью (ср. такие действия, как закрывание глаз, завешивание зеркала, ночное бдение при покойнике и т.п.). Нарушение или неполнота обряда грозили, по народным представлениям, «возвращением» покойника, превращением его в вампира или возвращением смерти в дом, село. Несмотря на опасность, момент смерти мог считаться благоприятным для некоторых хозяйственных дел.