Субкультуры и как с ними «бороться»

На модерации Отложенный

Чаплин И.В.

«То, что в Украине заговорили о молодежных субкультурах, приятно удивляет само по себе. Особенно учитывая то, что говорить о «странных ребятах» начали не только в узких кругах культурологов, социологов или журналистов, но и во власти. Правда, пока только на местном уровне. И только в одном месте – городе Мариуполе.

Поводом для столь пристального внимания к различного рода субкультурам со стороны местных властей стало появление листовок с текстом: «А вы хотели бы поиграть в игры смертных? Если тебе страшно, возьми с собой фонарик». Там же была указана дата, время и место сбора участников «игр», а также мобильный телефон для желающих что-то уточнить. Известно, что встреча назначена возле одного из городских кладбищ. Это и насторожило власти – мариупольцы еще не забыли, как совсем недавно в городе на кладбище было разрушено более 600 памятников.

Мариупольские чиновники таким образом стали первыми, кто публично признал существование молодежных субкультур в Украине и, главное, указал на их небезобидность. В эти движения, которые к культуре имеют очень посредственное отношение, из года в год интегрируется все больше украинской молодежи. Выражая протест общественному устрою, морали и правилам - эмо, готы, панки и другие неформалы выпадают из этого общества. А значит – не участвуют в обустройстве страны.

В условиях постоянной утечки умов, старения нации (соответственно и низкой рождаемости), дефицита рабочих рук и других социальных проблем наличие таких движений и рост их популярности может угрожать катастрофой общенационального масштаба.

В России эмо сегодня фактически под запретом. К примеру, еще зимой нынешнего года нижегородское министерство образование разослало по всем учебным заведениям циркуляры, предупреждающие о социальной опасности движения эмо. Чиновники подробно описали для педагогов особенности «прикида» эмо и их идеологию, склоняющую к суициду. Говорят о росте числа суицидов среди неформалов и в Мариуполе. Правда, здесь речь идет больше о готах. В Украине же это и другие движения только начинают расширять ареол распространения со столицы и миллионников на более мелкие города».

 

Приведенная выше статья, которая была опубликована на сайте «ПiК Украины» 10 сентября 2008, 09:01, при детальном рассмотрении может дать характеристику отношения власти к такому явлению как субкультура. Ключевыми словами в данном анализе можно признать: «странных ребятах», «небезобидность», «движения, которые к культуре имеют очень посредственное отношение», «выпадают из этого общества», «не участвуют в обустройстве страны», «может угрожать катастрофой общенационального масштаба», «эмо сегодня фактически под запретом».

Из перечисленного видно, что отношение имеет явно негативную окраску, если не сказать враждебную. Вывод может получиться очень обнадеживающим, особенно в условиях экономического кризиса: «Уничтожить подобные сомнительные субкультуры и прекратятся все наши беды. У нас будет здоровое общество, обустроенная страна и самое главное – мы предотвратим катастрофу общенационального масштаба». Вот кто оказывается виноват во всех бедах! Не коррупционная политика правительства, не 80% мирового бюджета, направленного на вооружение, не борьба за господство в мире, а свободомыслящие подростки, которые остались без должного внимания со стороны власти и общества. Это из-за них в Украине политики не могут найти точки соприкосновения, из-за них банки вынуждены увеличивать проценты по кредитам, они обусловливают рост цен на жилье, они затеяли войну в Ираке, Грузии и т.д., благодаря их усилиям умирают миллионы людей в мире от голода и нам угрожает экологическая катастрофа. В то время как власти думают, что бы еще сделать для развития молодежи, они распродают украинские земли, берут взятки, строят себе виллы, покупают дорогие машины, убивают журналистов и при этом уходят от ответственности перед законом». Страшно представить, что их ждет на Суде Божьем.

Самое интересное в данном контексте то, что все происходящее «из-за них» относится именно к «формалам», здоровому обществу, здравому смыслу и норме.

Так что же такое субкультура и как с ней «бороться»?

СубкультурыСубкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся, однако с таким мнением теоретики соглашаются не всегда. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов.

Иногда определение субкультуры может составлять некоторую трудность, так как стиль одежды и музыки со временем адаптируется массовой культурой для коммерческих целей. Музыкальные субкультуры очень чувствительны к внешним изменениям. Интересно, что практически все музыкальные стили: джаз, готика, хип-хоп, рэйв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был следующий шаг музыкальной моды, который, впрочем, надолго не затягивался.

Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на один шаг обойти доминирующую культуру. В свою очередь, этот процесс помогает создать постоянный поток стилей, которые можно адаптировать для целей бизнеса и выпустить в большой мир.

Однако не все субкультуры своей отличительной чертой считают внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убежденях, которые широкой публике уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.

Говорить о субкультуре нашего времени целесообразно начиная с пятидесятых годов двадцатого столетия, когда экзистенциализм Сартра послужил толчком к развитию и трансформации музыкальных стилей. Джаз постепенно сменился ритм-н-блюзом и рок-н-роллом. В Америке и Британии появились первые битники, а Сохо стал самым популярным местом для сборов молодежи. В города потянулись люди, и начался процесс урбанизации, который нашел свое отображение и в музыке, и в граффити.

В шестидесятых годах битники переросли в целую культуру, которая оказала мощное влияние где-то и на развитие всего человечества.

В шестидесятых годах зародилось и движение диско. Шестидесятые годы знаменуются еще и увеличением количества компьютеров в западных странах, отсюда - рост интереса к ним и формирование культуры хакеров.

ПанкиСемидесятые годы - это годы расцвета рока, особенно, панк-рока. В эти времена появляется такое направление как глэм-рок. Тяга к мистическому и сверхъестественному порождает нью-эйдж, а в 1979 году румба становится музыкой целой субкультуры. В том же году такую субкультуру, как готика признают все средства массовой информации, и грустные люди в черных одеяниях становятся элементом общественной жизни. В семидесятых годах начали появляться первые подпольные рок-группы в Ленинграде.

В восьмидесятых слушатели устали от панка и захотели чего-то более утонченного. Так возникли неоромантики и электро-поп. Сексуальная ориентация перестала быть клеймом, поэтому представители некоторых субкультур вели себя несколько эпатажно. Восьмидесятые принесли нам рэп: и специфическую поэзию, иногда просто лишенную смысла, и брейк-данс. К середине этого периода появляются свободные вечеринки, где играют рэйв, техно и другую электронную музыку. Тогда же появляется и первая киберпанк литература, а также активизируются пользователи компьютерной сети, входят в обиход такие слова как флэйм и спам. Неоромантики Японии создают образ готической лолиты.

Восьмидесятые - начало девяностых годов – этап возрождения для истинно-русских субкультур. Кроме националистов появляются люди, которые пропагандируют возвращение к исконному - это и сторонники здоровой жизни, последователи Иванова.

Девяностые годы - это цветастая смесь различных субкультур. Придумывается мировая сеть Интернет, а с ним появляется и возможность играть по сети или участвовать в обсуждениях на форумах. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей.

Конец двадцатого века - это безумное время, когда каждый сходит с ума по-своему. В это время постепенно появляются такие субкультуры, как анимэ, эмо, падонки, гламур, а вместе с ним и антигламур. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения.

К настоящему времени выделяются следующие субкультуры: хиппи, панки, гламур, готы, эмо, хип-хоп, интернет-субкультуры, скинхеды, славянские субкультуры, рокеры, байкеры, нью-Эйдж, анимэ, натуризм, рейверы и многие другие. Остановимся подробнее на готах и эмо.

ГотыСубкультура готов - это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. С другой стороны, их идеология частично сформировалась путем признания, идентификации и скорби о социальном и личном зле, о котором многие массовые культуры стараются умолчать. В отличие от хиппи и Панков, готы не создают никаких политических лозунгов, не призывают к социальной активности и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.

Что касается эмо, то это сленговое определение субкультуры, которое произошло как сокращение от прилагательного – «эмоциональный».

Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая довольно четко излагается в соответствующей музыке. Невзирая на то, что само происхождение эмо-музыки покрыто мраком тайны, считается, что это одно из ответвлений панка, популярного в США в восьмидесятых годах прошедшего столетия. В девяностых годах это направление продолжило развиваться, и в новое столетие вошло уже, будучи окрепшим и сформированным, достигнув своего апогея в наши дни.

Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного - это самая популярная модная тенденция среди представителей эмо. Другие популярные виды одежды - это облегающие и/или кожаные штаны (прямые джинсы-трубы), одинаковые как на особах мужского, так и женского пола, обтягивающие футболки, на которых обычно красуется имя музыкальной группы, широкие ремни с большими заклепками и пряжками. Мужчины также могут носить брюки женского покроя. Обувь обычно черного цвета, на манер кедов. От готов эмо отличает сочетание в одежде черного и розового цветов: характерной иллюстрацией являются гетры в черную и розовую полоску. В прическе челка скошена на один бок, волосы обычно прямые и выкрашены в черный цвет. Глаза подведены черным и закрыты массивными очками с широкой оправой. По своему внешнему виду первые эмо своей показной неряшливостью напоминали панков, но со временем эта мода изжила себя.

ЭмоИдеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и эмоций человека. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь выражаются в музыкальном исполнении при помощи специфических приемов, таких как скрим (дословно с английского «крик»), что приводит публику в надлежащее настроение. В более широком смысле быть эмо означает находиться в печали и писать. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, злость оттого, что индивидуум не понят, чувство обособленности от всего окружающего мира. Высокий эмоциональный тон, написание в стиле потока сознания, простая рифма или белый стих, обращения к телу, особенно к сердцу, использование мрачных или подавляющих прилагательных в порядке нагнетания, мотивы быстротечности времени и любви – вот характерные черты поэзии эмо. Здесь также часто используются клише «любовь это боль» и подобные ему. Музыкальный стиль эмо имеет некоторые общие черты с инди-роком. Он же стал отправной точкой для таких направлений как французский эмо-рок и скримо.

Итак, каждому поколению присуща своя субкультура, которая, так или иначе, противостоит общепринятым нормам и в этом смысле является девиантной. В анализе субкультур двадцатого столетия примечательно то, что фокус мышления каждого нового поколения смещается постепенно от внешнего мира к миру внутреннему и если идеология панка отстаивает преимущественно анархию, то готы и эмо интересуются, прежде всего, вопросом: «быть или не быть». Можно сказать, что философия современной субкультуры носит прогрессивный характер, так как она намного шире предыдущей, да и ее носители являются более образованными, находясь совершенно в другой структуре коллективного подсознательного.

Двадцатый век наглядно показал, как смещение во взглядах новых субкультур влияло на дальнейший ход истории, например те же панки, которые характеризуются свободными взглядами, нежеланием мириться с настоящей властью появились в 70-80 годах, а в 90-х произошла перестройка и раскол Союза на независимые государства. Сегодня, когда доминирующими субкультурами являются готы и эмо, люди мало влияют на политику, а все больше относятся к ней как к интересному кино, не желая ничего делать. На поверхность вышли различные оккультные течения, наука пересматривает свои отношения с религиозными воззрениями на природу человека. Конечно, такие выводы требуют дополнительных исследований, но при теоретическом изучении данного вопроса такую зависимость можно признать как гипотезу, которая говорит: «доминирующая субкультура есть порождение скрытых запросов настоящего общества и является индикатором, позволяющим прогнозировать доминирующую философию следующего поколения».

Исходя из этого, субкультура готов и эмо выросла на почве духовных запросов нашего общества и отвергая ее мы отвергнем не только часть себя сегодня, но и лишим будущее поколение глубокой и взвешенной философии.

Однако, вернемся к вопросу о том, стоит ли приписывать субкультурам такие смертные грехи? Или это нежелание чиновников вспомнить свою молодость и, воспользовавшись научными методами, контролировать данные течения?

готы и эмо«Субкультуры, в каком-то смысле, нужны, так как через них ребёнок проходит процесс социализации. В подростковом возрасте человек задаётся глобальными вопросами смысла жизни и смерти, и ищет себе «стаю». К 20-22 годам субкультура в жизни человека если и остаётся, то только как хобби, как способ самовыражения. Самый большой минус неформальных движений – это зависимость от каких-либо навязанных эстетикой субкультуры мнений и взглядов на жизнь, от общения с определёнными людьми и от самих этих людей. Но всё зависит от самого ребёнка, от того, что он готов впустить в свою жизнь и что не принимает категорически», - говорит преподаватель кафедры психологии Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета Ирина Бондаренко. «Говорят, что все неформалы ведут нездоровый, нетрезвый образ жизни. Могу поспорить. Во всех неформальных течениях есть представители, которые занимаются спортом и не имеют вредных привычек вроде курения. Сейчас появилась новая модная субкультура – «стрейт эйдж». Много стрейтэйджеров есть среди эмо. Представители этого движения отказываются от алкоголя, курения и любых видов наркотиков. Что касается суицидальных настроений, то я, например, не знаю ни одного гота, который реально покончил жизнь самоубийством. В готике нет такого определения, что если ты не убьёшь себя, то ты не настоящий гот. Эстетика смерти в готике действительно есть, но ведь в любой субкультуре можно что-то принимать, а что-то нет.

Я считаю, что настоящая проблема не в существовании субкультур, а в отношениях между родителями и детьми, – заявляет Бондаренко. - Если психологи и социальные педагоги будут ходить в школы, работать с детьми и объяснять им, что смысл в жизни есть, что жизнь может быть интересной и яркой, тогда, возможно, количество представителей депрессивных субкультур сократится. Хотя полностью искоренить все проявления неформальных движений невозможно, да и незачем», - продолжает Ирина Бондаренко.

В наш дискуссионный клуб "Фома" часто приходят готы. Им очень интересна тема смерти, загробной участи души. У них вызывает восхищение традиционная черная одежда духовенства и монахов. Мне кажется, миссионерам следует обратить на готов особое внимание как на социальную группу, активно интересующуюся православием", - рассказал корреспонденту "Интерфакс-Религия" диакон Олег Фоминых, руководитель молодежного отдела Вятской епархии.

По словам отца Олега, в общении с представителем любой молодежной субкультуры важно отыскать точки соприкосновения, интересы, способные стать мостиком для разговора о православии. В то же время важно, чтобы молодые люди не замыкались в тех или иных субкультурных рамках, а участвовали в общих полезных делах, социальном служении.

Итак, есть и противоположные, приведенной вначале статьи, мнения в отношении субкультур готов и эмо. На мой взгляд, мнение автора статьи по меньшей мере, негуманно и не имеет научного обоснования. Однако одной лишь критикой в обоюдном направлении ничего не изменишь, и поэтому я бы предложил следующий выход из создавшегося положения:

  1. Необходимо прекратить всякое противостояние, а именно - принять позицию не борьбы, а компромисса. И первый шаг в этом направлении должны сделать именно власть и общество, поскольку формальная структура имеет больше ресурсов и рычагов влияния, нежели представители данных меньшинств. Позиция борьбы предполагает, прежде всего, притязания на правоту во взглядах на жизнь, а компромисс – готов сосуществовать с любыми убеждениями. «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать» (Вольтер).
  2. Основными принципами формальной структуры должны быть не искоренение «неформалов», а контроль над ними, который должен быть направлен на изменение социальной ориентации последних. Здесь имеется в виду, что никто не вправе навязывать кому-то свою моду, культуру, кулинарные пристрастия и т.д., а именно – необходимо не отрывать данную субкультуру от социума, а интегрировать ее в него.
  3. Для того, чтобы повлиять на какую либо группу необходимо сделать следующие шаги:
  • подстроиться к группе;
  • слиться с ней;
  • позволить группе себя вести;
  • вести группу.
  1. Позиции пункта 3 должны реализовываться искренне, так как неконгруэнтность может привести к разрыву контакта и неконтролируемым последствиям.

Исходя из перечисленных пунктов, необходимо:

  1. Изучать позицию и мировоззрение готов и эмо. Находить и выражать позитивные стороны в их философии, а лишь после этого переходить к критике, которая воспримется не как критика, а как совет товарища.
  2. Предоставить им место для совместного времяпровождения. Если им нравится кладбище, то можно создать виртуальное, а точнее - предложить им самим создавать, определив им для этого место. Они имеют на это право. Они часть общества. Ведь есть же парк культуры и отдыха! Почему бы не парк готов?
  3. Создать сайт с готической тематикой, контентом, привлекающим эмо, на котором модератором является профессиональный психолог, и который также может влиять на социальную ориентацию, создавая грамотные статьи на форумах.

Запретный плод всегда сладок. Борьба всегда привлекала молодежь, поэтому это не выход из создавшейся ситуации. Основным девизом должна быть позиция дружбы. Носители субкультур в массе своей - подростки, которые находятся в кризисном периоде становления личности и тем, кто уже прошел этот этап, необходимо помочь и другим справиться с этим благополучно, дабы не оставить след вражды в развивающемся человеке.

Если проследить совокупность современных готов и эмо, то мы выявим, что людей, по-настоящему исповедующих убеждения и философию данной традиции, не более 10% от всей массы, а это означает, что остальные 90% живут по принципу «похожести». Это особенно актуально в подростковом возрасте. Именно поэтому вражда здесь неуместна.

Если мой ребенок, учась ходить, упадет, стану ли я его отвергать за это или помогу ему подняться?

Предложенное выше - это не панацея, а лишь вариант налаживания отношений с молодым и перспективным поколением и попытка найти точки соприкосновения, даже там, где кажется, что их нет.