проблемы и вызовы энергетики севера и арктики в условиях реформирования еэс россии

1. Проблемы и вызовы устойчивому развитию энергетики региона в условиях мирового кризиса.

          Последние события на федеральном уровне и в регионах, освещаемые зарубежными обозревателями и на официальных государственных сайтах нашей страны, свидетельствуют о как будто бы возрастающем интересе к инновационному развитию российского ТЭК с целью повысить энергоэффективность экономики и преодолеть кризис в энергетике.

          В октябре 2009 года в Государственной Думе РФ был одобрен Проект ФЗ № 111730-5 во втором чтении «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] [1].

          27 августа 2009 чиновники Минэнерго обсудили и одобрили «Энергетическую стратегию России до 2030 года»[2] [2]. Стратегия разбита на три этапа: (2013-2015 годы) - преодоление кризиса в энергетике; (2016-2022) - повышение энергоэффективности экономики благодаря инновационному развитию ТЭК; третий этап создание заделов для перехода к нетопливной энергетике. Этот документ обновляет принятую всего 5 лет назад Стратегию до 2020 года[3] [3]. Однако прежде всего до 2030 года сформируются новые нефтегазовые и угольные комплексы в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в арктических акваториях континентального шельфа. При этом, чтобы поддержать добывающие компании, стимулировать их инвестиционную активность, предполагается гибкая налоговая политика со стороны государства - обнуление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на осваиваемых территориях (новые месторождения Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края). Глава правительства Владимир Путин заявил, что возможно введение нулевой ставки по НДПИ и на газовые месторождения.

          Последние события внутри исследуемого северного региона (Мурманская область) свидетельствуют о растущей неопределенности и отсутствии преемственности региональной энергетической политики в сфере развития новых инновационных технологий в частности новых возобновляемых источников энергии (НВИЭ). В начале 2006 года губернатор Юрий Евдокимов поддержал инициативу экологических организаций «20-20» (20 % НВИЭ в энергобалансе региона к 2020 году). А в сентябре 2009 года международный энергетический форум вынес Заключение о том, что принятие региональной программы по развитию альтернативной энергетики в области откладывается на неопределенное время[4] [4]. Вслед за этим 15 октября 2009 на первом Мурманском международном экономическом форуме новый губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко (на посту с марта 2009 года) подписал Соглашение* о развитии двусторонних отношений в рамках реализации стратегически важных проектов ОАО "Газпром" на территории Мурманской области[5] [5]. Эти события доказывают, что скорее всего новое руководство области не имеет намерений превратить регион в лидера России в области развития инноваций возобновляемой энергетики. «Газовые» надежды уже длятся не одно десятилетие и в связи с заявленными в Стратегии до 2030 года Восточносибирским и Дальневосточным приоритетами могут затянуться.

          Подводя итог, можно утверждать, что в средне и долгосрочной перспективе Мурманская область может столкнуться с проблемами, вызванными современными угрозами энергетической безопасности, связанными с генерирующими мощностями (износ основного оборудования), передачей энергии (ограниченность сетей) и неплатежами (нажива на тарифах). Необходимы адекватные управляющие решения с тем, чтобы в грядущие 5-10 лет устранить/упредить угрозы энергетической безопасности:

1)    Отсутствует внутри региональный эффективный контроль и нормативы для развития НВИЭ.

2)    Нет доступного механизма управления и инвестирования, защищающего как интересы российского, так и зарубежного инвестора.

3)    Нет отчетливого видения, насколько устойчив текущий баланс электро- и теплогенерирующих мощностей области – как долго может существовать текущая политика «ничегонеделания» без трагических последствий?

4)    Какой компонент энергетического комплекса области наиболее уязвим - где произойдет первый значительный технический срыв?

5)    Вследствие этого срыва, какой потребитель (отрасль экономики) пострадает в наибольшей степени?

6)    Будут ли вновь заступившие/заступающие на системные энергетические объекты собственники делать необходимые капиталовложения в выходящее из строя оборудование, чтобы обеспечить грядущую энергетическую безопасность, или будут проводить временные текущие ремонты, чтобы просуществовать во времена политики неопределенности?

7)    Как долго может работать существующая инфраструктура без подкрепления ее новыми энергетическими мощностями?

8)    Какое будущее у Кольской атомной электростанции (КАЭС), стареющие блоки которой продлены уже до 2025 года? Будут ли старые блоки выведены из работы? Когда?

9)    Будет ли строиться вторая очередь КАЭС? Если да, когда?

10)           Когда старые блоки остановятся, а новые не построены, как это скажется на экономике области того времени?

 

2. Анализ отечественного и зарубежного опыта регулирования энергетики выявил потенциальные возможности Мурманской области для вывода ее на передовые мировые позиции в энергетике.

 

2.1. Стремительное развитие ветроэнергетики – выигрышный вариант

          Весь мир спешно развивает возобновляемую энергетику через крупномасштабные инвестиции и принятие обязательств, в частности ветроэнергетику. Передовые страны стремятся снизить зависимость своих экономик от ископаемого топлива. Россия в настоящий момент занимает 52 место из 76 по получению энергии от ветра[6] [6]. Многие европейские страны приняли политику «20-20-20» (снижение потребления ископаемого топлива на 20 %, снижение выбросов СО2 на 20 %, увеличение получения энергии от НВИЭ на 20 % к 2020 году). При этом многие из них даже близко не обладают тем потенциалом, который есть на Кольском полуострове (Таблица 1).

Таблица 1.

Страна, Регион

Население,

чел

Площадь, км 2

Ветровой потенциал, ТВт ч

Великобритания, Шотландия

5 168 000 (2008)

78 782

127

Евросоюз, Норвегия

4 839 008 (2009)

385 252

(план   2020 года)   40

Канада, Квебек

7 782 561 (2009)

1 542 056

(план   2015 года)     4

США, Аляска

686 293 (2008)

1 717 854

у автора   нет оценки

Россия,   Кольский полуостров

860 000 (2007)

144 900

360

 

          Потенциал ветра на Кольском полуострове в три раза превышает этот показатель в Шотландии, которая по климатическим и географическим характеристикам похожа.

 

                       

Фото. Северное море – Шотландское побережье.

 

          Правительство Шотландии приняло решение развивать неядерную энергетическую стратегию с привлечением берегового и прибрежного ветра, приливов, волн, биомассы, чистых угольных технологий – всех возможных зеленых видов энергии[7] [7]. 27 ноября 2007 года Шотландия заявила основной целью развития электроэнергетики достижение 50 % в балансе от НВИЭ, главным образом от ветра[8] [8]. Ветроэнергетика наиболее быстро растущий сектор энергетики в этой стране – одна из самых больших ветротурбин в мире (5 МВт) возведена в 15 милях от берега в Северном море[9] [9]. Шотландия обладает четвертой частью всех ветровых ресурсов Европы, четвертью ресурсов приливной энергии и десятой частью волновых энергоресурсов. НВИЭ в Шотландии прибыльная отрасль экономики[10] [10]. Здесь уже стартовала самая большая в мире проектная установка по чистому сжиганию угля на основе кислородно-угольной технологии. Построен демонстрационный завод по улавливанию и хранению углерода (Carbon Capture & Storage (CCS)). Шотландия планирует быть главным агентом этого рынка, не в последнюю очередь потому, что имеет готовые потенциальные хранилища углерода в пустых нефтяных выработках Северного моря[11] [11].

          По мнению заместителя директора Центра физико-технических проблем энергетики Севера Минина В.А., используя уже имеющийся в области гидропотенциал (существующую систему генерирующих мощностей гидроэлектростанций), можно установить ветровые установки мощностью до 500 МВт[12] [12]. Фактически заместить выбывающий блок КАЭС. Есть практически готовые проекты по строительству ветропарков. Один из которых на 200 МВт вдоль дороги Мурманск–Туманный-Териберка готова построить голландская компания «Windlife Energy BV» (директор Пол Локчис)[13] [13]. Нидерландская компания "ПроджектИнвест Б.В." готова разместить ветропарк мощностью в 100 МВт в районе поселков Лодейное и Териберка.

Другой ветропарк такой же мощности собирается построить Управляющая компания ООО "Русский ветер" из Санкт-Петербурга на побережье Баренцева моря в Печенгском районе, на северо-западе от поселка Лиинахамари[14] [14]. Приблизительная стоимость осуществления последнего проекта 110 миллионов евро, предполагаемые сроки начала запуска ветропарка 2011 год, сроки самоокупаемости 7-9 лет.

 

2.2. Мурманск – мировой центр энергетики

          Продолжая сравнение Кольского полуострова с Шотландией, важно упомянуть процветающий город Абердин, главным образом, благодаря порту, занятому в числе прочего перевалкой нефти, добываемой в Северном море совместно с Норвегией. После обнаружения нефти в Северном море в 70-х годах XX века Абердин стали называть Нефтяной столицей Европы [15] [15]. 2008 год Абердин объявил еще одним рекордный годом, так как повысил общий тоннаж перевозок морскими судами до 24,17 миллионов тонн. Значительный рост перевозок металлолома и возросший грузопоток нефтепродуктов в различные порты земного шара, включая западную Африку и Мексиканский залив обеспечили увеличение на 2,5 % экспорта коммерческих грузов[16] [16]. Поскольку запасы нефти снижаются, Абердин пытается сменить вывеску «Нефтяной столицы» и назваться «Энергетической столицей Европы». Мурманск имеет все основания оспорить это звание в будущем. Сможет ли порт Мурманск занять позицию энергетического центра мира? Незамерзающий порт Мурманск - главные ворота северного морского пути, расположенного сравнительно недалеко от портов Западной Европы. Близ расположенные нефтяные и газовые месторождения арктического шельфа также повышают шансы Мурманска стать энергетической столицей Северо-Западного региона.

 

Вывод. Совершенно очевидно, регион обладает собственными внутренними возможностями беспрецедентного развития энергетики и энергетической безопасности. Выполненные отечественные исследования по оценке этих возможностей и их результаты определенно свидетельствуют о способности региона стать передовым не только в России, но и в Европе. С точки зрения зарубежных экспертов и инвесторов Кольский полуостров является зоной огромнейшего потенциала развития энергетики, который способен принести коммерческий успех.

 

 

3. Предложения по совершенствованию энергетической политики

 

          Представляется важным формирование 5 и 10 летних планов развития энергетики региона, не противоречащих основной государственной энергетической политике. Такие планы должны быть видимы для широкого круга читателей (официальный сайт), чтобы к ним был доступ у инвесторов как внутри страны, так и зарубежных.

          Экстремально необходимы законодательные и нормативные акты, поддерживающие НВИЭ. При этом важно поддерживать разумный баланс между предоставлением поддержки НВИЭ и действующим энергетическим объектам. Существующая политика подавляет приток инвестиций, прежде всего зарубежных в крупные прибыльные проекты (например, ветропарки).

          Сценарии «судного дня» энергетики региона в случае продолжения политики «ничегонеделания». Оценки - сколько энергетика региона может устойчиво существовать (без существенных последствий) без внутренних и/или внешних вложений и инвестиций. Ущербная (например, почти половину баланса электроэнергии обеспечивает КАЭС – объект, работающий за пределами срока службы) региональная энергетическая инфраструктура требует срочного ввода новых безопасных генерирующих мощностей за счет привлечения внутренних и внешних инвестиций.

          Энергетическая политика на основе ясного доступного представления структуры генерирующих мощностей, инфраструктуры сетей и поставок топлива, объектов НВИЭ и их интеграции в сеть, принятия адекватных своевременных нормативных актов для производителей и потребителей энергии.

          Таким образом, лицо, принимающее решения в области энергетической политики, может использовать два способа обеспечения энергетической безопасности: открытый – инновационные проекты и проведение законодательных реформ для внедрения в работу энергосистемы привлекательных надежных и жизнеспособных производителей энергии на основе НВИЭ, способных конкурировать с европейскими и мировыми аналогами; и закрытый – проводить всестороннюю объективную оценку способности существующей системы существовать в течении ближайших 10 лет при отсутствии существенных изменений, реформ, развития НВИЭ.

 

 2009


<hr align="left" size="1" width="33%"/>

[2] http://www.rg.ru/2009/08/27/energo.html "Российская газета" - Федеральный выпуск №4983 (159) от 27 августа 2009 г.

Новая стратегия предполагает, что в 2030 году: (можно нарисовать картинку)

- добыча нефти составит 535 миллионов тонн и газа - 940 миллиардов кубометров;

- экспорт нефти - 330 миллионов тонн и газа - 368 миллиардов кубометров;

- прирост запасов нефти на 10-15 % по сравнению с 2005 годом и газа - на 20-25 %;

- увеличение производства электроэнергии до 2,2 триллиона кВт ч;

- увеличение мощности электростанций с 225 миллионов кВт до 400 миллионов кВт;

- энергопотребление в целом увеличится на 80 процентов;

- каждый россиянин будет использовать электроэнергии на 40 % больше, чем 25 лет назад;

- восточные нефтепоставки (Китаю, Японии и Юго-Восточной Азии) возрастут с 6 % в текущем году до 20-25 %, а газопоставки с 0 % до 20 % от общего объема;

- инвестиции в ТЭК до 2030 года достигнут 60 триллионов рублей;

- начиная с 2013 года энергетика страны будет поглощать 5,5 % ВВП.

* В первую очередь, это проект комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, строительства морского газопровода и объектов переработки газа, включая завод по производству СПГ, а также строительства магистрального газопровода "Мурманск - Волхов". В соответствии с договором, с целью создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры для реализации проектов на территории Мурманской области, "Газпром" рассмотрит возможность участия в строительстве автодороги к с. Териберка и строительстве в этом районе жилых домов, социально-бытовых объектов и учреждений здравоохранения. Будет принято решение об участии компании в реконструкции существующих и строительстве новых инженерных коммуникаций в п. Лодейное. При эксплуатации построенных объектов Единой системы газоснабжения на территории Мурманской области "Газпром" при прочих равных условиях будет привлекать специалистов из кадрового резерва области, а, кроме того, окажет содействие местным жителям в получении соответствующего профессионального образования. Со своей стороны правительство Мурманской области создаст для "Газпрома" оптимальные условия для инвестиций в реализацию проектов в сфере добычи, транспорта, сжижения газа и переработки углеводородов в соответствии с действующим законодательством. В частности, "Газпрому" будет оказано содействие в вопросах землеотвода, оформления государственной регистрации права собственности, налогообложения и других.)