Сценарные прогнозы развития альтернативной энергетики России

 

            Истощение запасов и усложнение добычи углеводородного топлива делает актуальными исследования развития альтернативной энергетики.

            Цель данного исследования, на основе анализа проблем и тенденций альтернативной энергетики в северных странах и регионах РФ оценить эффективность различных направлений развития этой энергетики и роль государства в этих процессах. Попытаться выполнить сценарный прогноз развития альтернативной энергетики в РФ. Подготовить некоторые рекомендации правового и институционального характера органам государственного и местного управления.

            Целевые показатели объема производства электрической энергии с использованием ВИЭ и ее потребления в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии утверждены для 2010 – 1,5% (факт < 1%), для 2015 - 2,5% и для 2020 - 4,5% без ГЭС установленной мощностью более 25 МВт. Созданное при Минэнерго в 2009г. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» (ФГБУ РЭА) с 2012г. увеличила число своих задач [1], но при этом исчезли заявленные ранее участие в соответствующем законотворчестве, мониторинг бюджетной сферы и оперативное управление реализацией госпрограммы, значит, ФГБУ РЭА сейчас не имеет опорной мониторинговой информации о положении дел в регионах для прогноза. Со статистикой в стране проблемы в целом [2]. Поэтому автором использована достаточно общая теория управления, которая позволяет объективно оценивать субъективную информацию [3].

            Методика исследования. Оценка мнений множества специалистов экспертного сообщества приближает к пониманию тенденций, на основе этого понимания разрабатаны сценарии и выполнен прогноз. Кроме того, автор попытался использовать метод противопоставления противоположных мнений для поиска истины[4]. Экспертное сообщество пришло к заключению, что нет единого глобального решения энергообеспечения, однако можно найти оптимальное решение для какого-то ограниченного географического региона. При этом исходными данными являются все известные и применяемые методы получения энергии, а также новые, находящиеся на стадиях исследования и конструкторской разработки. Анализ этих методов и их возможного применения для конкретного места требует технической компетентности не только автора возможного проекта, сценария, но и подготовленность потребителя. Хотя мировое сообщество заявляет, что глобальную энергетику ожидают большие перемены [5], пока российскому заказчику сценариев, увы, важнее получить доводы на продолжение финансирования и о выгодности сохранения действующих проектов. Добыча углеводородов со дна северных морей возрастает. В этой связи усиливается спор мировых держав за Арктику. Россия претендует на единоличную монополию, но в техническом плане слабее, вероятно, существенно других северных стран, которые готовы освоить глубинные запасы, и считают, что богатства Земли принадлежат всему человечеству, а не одной стране. Несмотря на мировой рывок в сторону ВИЭ (конец эпохи дешёвых углеводородов), в России очень сильны структуры, заинтересованные в развитии традиционной энергетики: собственники исходных ресурсов, поставщики топлива, оборудования. Мнение из русскоязычного он-лайн обсуждения: «Новые энергетические разработки не выгодны владельцам энергомонополий точно так же, как не выгодны счастливые, здоровые люди тем, кто имеет прибыль от проституции, наркотиков, алкоголя и фармакологии. Миром правит капитал, люди гибнут за металл».

            Вместе с тем, в мире идут сильные интеграционные подвижки для обеспечения бесперебойной работы глобального рынка энергоресурсов [6]. ЕС и Россия развивают общий рынок энергоресурсов (в основном газа), идут реформы со схожими заявленными целями: эффективный рынок энергии в интересах потребителей, долгосрочное инвестирование в энергетику, соблюдение экологических норм [7]. Россия заявила об особом значении для страны Арктической Зоны РФ (АЗРФ) [8]. Высок интерес скандинавских стран к Европейскому Северу России [9-11]. Изучение норвежских сценариев для российской части Баренцрегиона доказывает эффективность выбранного подхода [12]. По гранту Великобритании ЦЭНЭФ в 2012г. выполнил оценку российской политики повышения энергоэффективности [13]. Международная финансовая корпорация (IFC) в 2011г. проанализировала ситуацию в России в области новой энергетической политики [14]. В работе использованы данные российского агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЕ, в англ. версии REFA – Russian Energy Forecasting Agency) [15]. Представленные экспертные мнения о главных движущих силах и акторах, тенденциях и угрозах, которые влияют на развитие экономики в целом, и альтернативной энергетики в частности на Европейском Севере России использованы при прогнозировании.

            Результаты и обсуждение. Здесь рассматриваются четыре сценария (рис.1). Идея названий сценариев взята из упомянутой работы IFC «Пробуждение Зелёного Великана» (Waking the Green Giant).

 

                       

Рис. 1. Сценарии развития альтернативной энергетики в РФ.

 

            С момента исчезновения СССР произошедшие реформы в энергетике привели к появлению новых действующих лиц на игровом поле. Так после политико-экономических потрясений 90-х годов пришло осознание о необходимости независимости от действующих стареющих энергоснабжающих сетей. И первыми это осознали высокопоставленные люди. Именно в их среде стало престижным иметь собственное отдельно стоящее жилье с независимыми современными источниками энергоснабжения. В наших сценариях это первые «зелёные малыши» (от англ. GreenDwarfs) - GD1. Примерно в это же время наиболее продвинутые представители малого бизнеса стали кустарным образом создавать собственные энергетические установки, чтобы обеспечить независимость от постоянно дорожающих поставок энергоснабжающих монополистов. В сценариях этот авангард частного некрупного российского бизнеса - GD2. Примером GD2 является сельскохозяйственное предприятие Лэйпи в Мурманской области, которое с 2004 года, благодаря собранным из брошенных ж/д цистерн метантэнков, отказалось от использования мазута. GD3 – это инициативы в частном жилом секторе и транспорте, позволяющие уходить от зависимости от энергоснабжающих монополистов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что с начала 2000-х появление «зелёных малышей» в России стало устойчивым явлением, которое, однако, никак не регистрирует официальная статистика. Выход в 2011 году публикации IFC будем считать объявлением появления «зелёного великана» (от англ. GreenGiant) – GG. В рассматриваемых здесь сценариях GG – это государственные инициативы (сверху) по внедрению альтернативной энергетики на объектах бюджетной сферы и крупной промышленности.

            По первому наиболее пессимистичному сценарию с условным названием «ни малышей-ни великанов» (рис.2) прогноз альтернативной энергетики в структуре генерации на графике показан жёлтым цветом и не поднимается выше предсказанного в 2010г. руководителем АПБЭ Кожуховским И. Этот сценарий может получить развитие в случае, если отношение власти к альтернативной энергетике будет расходиться с заявленными политическими целями. То есть не произойдет существенных подвижек в структуре генерации за счет ввода мощностей альтернативной энергетики на уровне крупного российского бизнеса, то есть «великан» будет исключительно бумажным. «Малыши» по прежнему будут существовать на нелегальном положении без всякой государственной поддержки, в отдельных случаях «попадать под раздачу» региональных монополистов, которые будут физически уничтожать желающих стать независимыми. Понятно, что такой сценарий повлечет за собой социально-экономическую внутрирегиональную напряженность, не будет способствовать улучшению имиджа страны, сохранению экологии.

            Второй сценарий «Малыши без великана» (рис.3) прогнозирует некоторое увеличение доли альтернативной энергетики в структуре энергобаланса по сравнению с первым. Гиппотетически такой сценарий, при котором крупные мероприятия по внедрению ВИЭ - «великаны» из-за недоразвитых механизмов по привлечению инвестиций задержатся, а «малышей» завлекут налоговыми льготами и легализуют, кажется наименее вероятным. Но поскольку GD (малыши) развиваются сами, не требуя крупных внешних инвестиций, и могут принести существенный вклад, если их пример будет размножен, то есть вероятность, что российское руководство может использовать такую возможность. Такое развитие снизу лучше чем никакого, поскольку дает возможность населению чувствовать себя более защищенным и уверенным в завтрашнем дне, а значит снимает социальную напряженность. Такой сценарий вряд ли выведет Россию на лидерские позиции по альтернативной энергетике, но в определенной мере будет способствовать улучшению экологической ситуации и имиджу страны.

 

 

Рис.2. Сценарий I для альтернативной энергетики «Ни малышей-ни великанов»

 

 

Рис.3. Сценарий II для альтернативной энергетики «Малыши без великана»

            Третий сценарий «Великан без малышей» (рис.4) кажется более вероятным чем предыдущий, потому что он наиболее соответствует заявленным государственным политическим целям. Хочется верить, что Россия может начать осуществлять заявленную в Стратегии социально-экономического развития страны до 2020г. цель занять ведущее положение в мире по ВИЭ. Прогноз по нему приближается к заявленным государственным целевым показателям и предполагает, что темп ввода мощностей ВИЭ за пределами 2020г. сохранится. Выполненная в 2012г. в ЦЭНЭФ оценка российской политики повышения энергоэффективности помогает осознать, что показатель 2015г. (2,5% ВИЭ в балансе страны) вряд ли может быть достигнут, поскольку уже накопилось отставание за счет неразвитости государственных стимулирующих механизмов. Третий сценарий предполагает, что эта проблема будет преодолена достаточно быстро, чтобы цель 2020 все-таки была достигнута. «Малыши» по этому сценарию остаются на существующем нелегальном положении. Несомненно развитие событий по этому сценарию принесут весомый вклад в дело защиты экологии, поднимут престиж страны.

 

 

Рис.4. Сценарий III для альтернативной энергетики «Великан без малышей»

 

            Четвертый сценарий «Великан с малышами» (рис.5) самый оптимистичный из представленных, поскольку предполагает полномасштабное развитие крупных проектов по запуску мощностей ВИЭ (великаны) и легализацию частных инициатив снизу (малыши), то есть их одновременное дружное сосуществование. Смелое воображение рисует перспективу, когда население живет в удобных домах даже не с нулевым потреблением, а типа энергия плюс (такие которые вырабатывают энергии больше, чем потребляют), то есть могут делиться излишками, или развивать свое потребление (свой зимний сад или парник, например). Развита инфраструктура – дороги, электрические сети, связь. Крупное промышленное производство действует устойчиво, с минимальным потреблением ископаемых видов топлива и количеством отходов. Россия действительно является одним из лидеров в области альтернативной энергетики.

 

 

Рис.5. Сценарий IV для альтернативной энергетики «Великан с малышами»

 

            Рассмотренные здесь сценарии развития альтернативной энергетики на основе оценки мнений экспертного сообщества, анализа тенденций и противопоставления мнений может быть использован для России в целом и для регионов Европейского Севера РФ в частности. Выполненная прогнозная оценка позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:

  • В России есть огромный потенциал и политическая воля для развития альтернативной энергетики, и это утверждение справедливо также для северных регионов. Россия стремится обрести достойное положение среди стран-лидеров в области внедрения альтернативной энергетики.
  • Развитие альтернативной энергетики в регионах РФ должны определяться экономическими особенностями вмещающих территорий и общей направленностью государственной политики страны в сфере повышения энергетической эффективности на основе использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
  • В настоящее время, однако, несмотря на десятилетие законотворческой деятельности в стране в направлении альтернативной энергетики, энергосбережения и энергоэффективности (свыше 70 документов), Россия находится примерно на сотом месте в мире по использованию ВИЭ[1]. Причины неуспеха не только в неэффективных решениях и их некачественном исполнении, но и в уникальных российских условиях, в которых приходится действовать - нигде в мировой Арктической Зоне нет населенных пунктов такого масштаба как в России, то есть мы не всегда можем непосредственно, без адаптации использовать в нашем жилищном секторе технические приемы, опробованные в других странах.
  • Однако в России есть умельцы и накоплен замечательный свой опыт, которым можно по праву гордиться. Чтобы этот опыт получил более широкое распространение, следует включать государственные меры поддержки. При этом зарубежный опыт дает возможность опираться на него и оперативно развивать собственную нормативную базу.
  • Полное и рациональное использование выделенных средств в российских специфических условиях является проблемой[2]. Рекомендуется:

-           упростить процедуру участия зарубежных инвесторов в крупных проектах по альтернативной энергетике, принять меры по установлению рыночных обязательств в энергоэффективности, обязательных целей по сокращению выбросов парниковых газов;

-           развивать энергетическую эффективность в промышленности[3], принять меры по продвижению энергетической эффективности на малых и средних предприятиях, обязать энергоснабжающие компании повышать энергоэффективность у потребителей, запустить схемыопыта развитых стран применения гибких инструментов;

-           распространять зарубежный опыт по продвижению пассивных домов, домов с нулевым потреблением энергии и домов типа энергия+, устранить недостатки нормативной базы, документы низкого качества[4];

-           формировать эффективную местную политику в области развития альтернативной энергетики, создавать по возможности новые рабочие места, связанные с реализацией выбранной энергетической политики.

 

Использованные источники:

 

  1. Официальный сайт ФГБУ «Российское энергетическое агентство» – доступ: http://www.rosenergo.gov.ru/
  2. Гладилин И. Бывший директор НИИ статистики Василий Симчера представил реальные данные. Дата опубликования 14.11.2011 – электронный ресурс: http://www.km.ru/v-rossii/2011/11/14/ekonomicheskaya-situatsiya-v-rossii/obnarodovana-shokiruyushchaya-pravda-ob-isti
  3. Он-лайн библиотека: Категории достаточно общей теории управления. – электронный ресурс: http://www.plam.ru/bislit/dostatochno_obshaja_teorija_upravlenija/p5.php
  4. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. 1878. Изд-во: Институт К.Маркса и Ф.Энгельса. 359с. – электронный ресурс: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001015/st000.shtml
  5. Черница С. Новая энергетика набирает ход. Аналитика - Генерация энергии. Опубликовано 27.05.11 – электронный ресурс: http://energyland.info/analitic-show-71955
  6. Global Energy Assessment – Toward a Sustainable Future, Cambridge University Press, Cambridge UK, 2012. – 1865p.
  7. Dynamics of Energy Governance in Europe and Russia. Edited by Caroline Kuzemko, Andrei V. Belyi, Andreas Goldthau and Michael F. Keating. Printed in Great Britain by CPI Antony Rowe, Chippenham and Eastbourne. 2012. – 292p.
  8. Стратегия развития Арктической Зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г. (проект). Москва 2010. – 241с.
  9. Sweden’s strategy for the Arctic region. Regeringskasliet. Printed by XGS Grafisk Service, 2011. – 50p.
  10. Finland’s strategy for the Arctic region. Prime Minister’s Office Publications, 8/2011. – 94p.
  11. The Norwegian Government’s High North Strategy. Norwegian Ministry of Foreign Affairs, 1/2006. – 73p.
  12. Bjorn Brunstad, Eivind Magnus, Philip Swanson, Geir Honneland, Indra Overland. Big Oil Playground, Russian Bear Preserve or European Periphery? The Russian Barents Sea Region towards 2015. EburonDelf. 2004. – 271p.
  13. Башмаков И.А., Башмаков В.И. Сравнение российской политики повышения энергоэффективности с мерами принятыми в развитых странах. ЦЭНЭФ. Москва. 2012. - 67с.
  14. Renewable Energy Policy in Russia: Waking the Green Giant. Copyright @ 2011 International Financial Corporation (IFC) Russia Renewable Energy Program. – 70p.
  15. Официальный сайт российского агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике – доступ: http://www.e-apbe.ru/5years/sc_2012_2030/index.php

<hr align="left" size="1" width="33%"/>

[1]Из-за противоречивости нормативной базы и сложности организации закупок по энергосервисным контрактам (ЭСКО) их продвижение идет медленно. Кроме того, ежегодно планово изымается бюджетом 3% экономии, что снижает возможности ЭСКО компенсировать свои затраты в рамках контракта.

[2]Положение о субсидировании региональных программ, например, приняли осенью 2011г. С учетом процедур подготовки заявок и их рассмотрения в регионы деньги попали в разгар отопительного сезона, когда многие работы провести было уже нельзя.

[3] Не только энергетические аудиты, но и заключение долгосрочных (на 5-12 лет) целевых соглашений по повышению энергоэффективности между правительством и энергоемкими промышленными холдингами.

[4]В настоящий момент нормативная база построена так, что средство-аудит подменяет цель-энергоэффективность (см. Постановление Правительства РФ №1225 от 31 декабря 2009 г. «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»; Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 №273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энерго-сбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»).

     Критерии отбора оборудования по индексу энергоэффективности сформулированы не совсем корректно (см. Постановление Правительства №1225; Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации №273; Постановление Правительства РФ от 12 июля 2011г. №562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита»).

     Блокируется возможность замещения одних ресурсов другими и внедрение возобновляемых источников энергии, замещающих традиционные (см. формулировку 24-й статьи ФЗ №261). Цель снижения удельного расхода на 15% за 5 лет должна быть сформулирована для всего муниципального образования или для распорядителя средств государственного бюджета, а не для каждого бюджетного учреждения (распорядитель сам определит, на каких учреждениях можно получить экономию, а где нельзя, цель нужно формулировать для всей совокупности, взвешенных по ценам базового года, коммунальных ресурсов, а не для каждого из них).