КОРОВА В СПАЛЬНЕ

Получил эту прелесть с соотвествующим вопросом. Ну что сказать, мне часто доводилось бывать в домах украинских колхозников, об одной семье рассказывал, так что могу и слегка повториться. Потому что ту семью можно смело расценивать характерной для колхозного времени. Сразу скажу, что в селе Гущинцы Винницкой области видел два дома, хозяевами которых были мужики-одногодки. Один дом со скосоебленным забором перед заросшим бурьяном участком, и съехавшей на бок крышей принадлежал семье, глава которой со своей второй половиной не мечтали ни о чем, кроме за выпить с утра пораньше. По поводу второго дома мой товарищ сказал: «У помещиков до революции таких хором не было». В селе Прилуки возле небольшого городка Турбова я был в хате с…земляным полом. Принадлежала она одинокой пожилой женщине. Подобные допотопные хатки довелось видеть в полузаброшенной деревеньке той же Винницкой области, название которой не запомнил. По тем временам мой знакомый колхозник, отгрохавший себе нехилый домик по понятиям даже сегодняшего дня, купил в том селе одну из хат за 200 рублей и сказал: «Теперь у меня есть дача».
Кстати, мужик этот устроил своей жене такую хохму, что ее чуть инсульт не хватил. Просыпается она на рассвете, идет доить корову, а той в хлеву нет. Прибегает к мужу, будит его, тот успокаивает супругу: «Цела твоя корова». И сказал, где скотина делась. Жена бежит в дом, поднимается на второй этаж и находит корову в шикарной спальне, обставленной сплошным дефицитным импортом. Когда после этого зрелища вторая половина стала делать мужу дырку в голове, он ответил: «Стоит пустой дом. Мы по твоему хотению живем в летней кухне. Так если я из-за тебя не живу в доме, пускай в нем живет корова».
В начале восьмидесятых, во время отпуска, почти месяц рыбачил в Винницкой области, молочные продукты покупал в селе Павловка, Калиновского района. Обычная семья, не самая богатая и не самая бедная в том селе. Их дом и хозяйственные постройки были слегка лучше, чем на этой картинке, а место плетня занимал солидный забор с металлическими воротами. Живности за тем забором было немеряно.
Глава семьи трудился в колхозе, где зарабатывал в месяц то ли больше, то ли меньше пресловутых 149 среднестатистических рублей, согласно всего одной из множества малохольных статистик. Жена – домохозяйка, дочка работала продавщицей в сельском магазине, получала 80 рублей в месяц. Так вот, всего лишь для для начала прибавьте к той совокупной месячной зарплате папы и дочки - 229 рублей - еще 416 рублей в месяц...
Единственное, что меня поразило во время первого визита - завернутый в целлофан нулевой "Жигули" посреди двора. Как пояснила хозяйка, это подарок будущему зятю на свадьбу, хотя жениха у ее дочки-послешкольницы пока нет, но все равно найдется, главное, чтоб это был хозяин.
Очень приятная женщина, интересовалась жизнью в большом городе, я тоже задавал вопросы, и во время очередного приезда к ней понял, что на роль хозяина она уже рассматривает мою кандидатуру. Видимо, не знала поговорки "Рыбак и охотник - не работник", а потому как бы невзначай продемонстрировала мне гардероб дочки, где, кроме всего прочего было 5 кожаных пальто, три обычных, два с меховыми воротниками, стоивших на 50 рублей дороже. Кожаное пальто как последний писк моды стоило по тем временам 700 рублей, но тем не менее у меня все-таки не хватило ума посвататься к дочке доброй женщины, зато хватило такта не задать вопрос: в каком из этих пальто ее дочка доит корову после работы?
Указанные 416 рублей в месяц дополнительного, не учтенного никакой статистикой, дохода семьи были отнюдь не его главным, а сезонным источником дохода, просто я разбросал по месяцам деньги, вырученные от продажи клубники. Кроме клубники в том домашнем хозяйстве производилось еще много чего. При всем том, что из продуктов питания эта семья покупала в магазине разве что хлеб, сахар, соль и крупы, которые были в селах дефицитом, потому что ними все больше кормили скотину. 100 килограмм ячки тогда стоили в магазине 16 рублей, и больше двух буханок хлеба в одни руки не давали по уже названной причине.
Кроме упомянутой коровы, у той семьи была еще одна, а также свиньи, гуси, куры, кролики, словом, этакая мини-ферма, приносившая весьма солидные деньги. Потому в советские времена был весьма распространен такой трюк: один человек в семье работает в колхозе, чтобы не отобрали приусадебный участок, на котором и собирался урожай хотя и деревянных, но полновесных рублей. Так что я не верю, что тогда жили, как на этой картинке, ибо во многих больших украинских деревнях были "травные" магазины с дверьми, но без окон,и в допотопных сарафанах молодые селяне не ходили. Те магазины были нафаршированы исключительно импортом, я в них сам покупал супермоднячие рубашки и все такое прочее, вроде вельветовых джинсов "Монтана" за 75 рублей.
Столь же откровенно скажу, что ныне жители села Павловка могут даже не мечтать об уровне доходов тех лет. Сколько стоит сегодня 100 кило ячки, если сравнивать с тогдашними 16 рублями – это не для слабонервных. Как и все прочие сравнения. Домик за 200 рублей в полузаброшенной деревне остался разве что в воспоминаниях. О нем я вспомнил, когда один мужик из деревни Утиловка предлагал свой дом за 1000 гривен, то есть чуть больше, чем за сто долларов. Кроме этого мужика, в Утиловке уже не было других жителей, дома брошены, до ближайшего села около 20 километров. То есть за чуть больше сотни долларов можно было приобрести не просто дом, а целое село в полное владение. Что говорит только об одном: жизнь на селе стала не просто лучше, а гораздо веселее.
Комментарии