«ТАК ЕРЕВАН ПЫТАЛСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ АЗЕРБАЙДЖАН, ТЕПЕРЬ ПРИШЛА ОЧЕРЕДЬ ТУРЦИИ»

«Так Ереван пытался использовать Азербайджан, теперь пришла очередь Турции»

Алексей Синицын: «Армянское руководство прекрасно понимает, что тем самым «подставляет» Москву»

В Армении набирает силу антитурецкая политическая кампания, которая началась со скандального заявления генерального прокурора РА Агвана Овсепяна на втором всеармянском форуме юристов: «Потомки жертв «геноцида армян» 1915 года должны получить материальную компенсацию. Армянской Апостольской Церкви должны быть возвращены чудом уцелевшие храмы и принадлежавшие церкви земли, а Армения должна вернуть свои потерянные территории».

 

Причины неожиданного и провокационного демарша Еревана прокомментировалVesti.Az главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексей Синицын.

 

- Армянская диаспора давно требовала от официального Еревана предъявить Турции материальные и территориальные претензии, тем самым, начав, по определению армянских политологов - «переход от государственной политики международного признания «геноцида» к ликвидации его последствий». Еще год назад Ереван на такой шаг никоим образом не решался. Более того, в недолгий период «футбольной дипломатии» армянское руководство на самом высоком уровне заявляло о своей готовности к нормализации  армяно-турецких отношений без всяких предусловий.

 

Но сейчас сама ситуация, на взгляд армянских экспертов, благоволит Армении – правительство Эрдогана переживает трудные времена, оказавшись втянутым в непредсказуемый сирийский конфликт. Явно пробуксовывает турецко-курдское примирение, а  Анкара становится объектом критики со стороны западных держав за жесткое подавление протестного движения в самой Турции. Об этом говорят многие аналитики. Но не учитывается одна важная деталь: упомянутые факторы всего лишь политический фон, на котором происходит стремительное сближение Еревана с Евросоюзом и такой же стремительный и уже реально существующий отход Армении от «стратегического союза» с Россией.

 

Москва совершенно не готова портить сложившиеся отношения с Анкарой, даже несмотря на разные подходы к сирийской проблематике. Но Армения, оставаясь членом ОДКБ, идет на открытую политическую конфронтацию с Турцией, МИД которой уже выступил с резким заявлением в адрес официального Еревана. Получается интересная картина: Турция – активный и важный член НАТО, Армения – пусть и второстепенный, но все-таки член ОДКБ.

 

В любом случае, конфронтация между этими игроками, как считают в Армении, втягивает оба военно-политических блока в совершенно ненужное им жесткое противостояние. Так Ереван пытался использовать Азербайджан, теперь пришла очередь Турции. Очень скоро следует ожидать обращений армян к российской общественности по поводу «агрессивности неоосманов», призывов к «христианской солидарности» и пр. и пр.

 

Желание внести элемент напряженности в российско-турецкие отношения, противопоставить друг другу НАТО и ОДКБ, а, в конце концов, и «замутить» далеко непрозрачные воды геополитической ситуации на Большом Ближнем Востоке – это еще и армянская месть Москве за военно-техническое сотрудничество с Баку. Посмотрите, каким вопросом задается один из авторитетных армянских аналитиков Джеймс Акопян – «Разве не является сближение Армении с ЕС слишком мягкой реакцией на эволюцию стратегических отношений России и Азербайджана?».

 

Вот Ереван и решил «ужесточить реакцию», спровоцировав обострение армяно-турецких отношений. При этом армянское руководство прекрасно понимает, что тем самым «подставляет» Москву как своего «главного стратегического союзника». 

Конечно, предъявление территориальных и материальных претензий к Турции, которым Ереван пытается придать правовой характер – это многоцелевая кампания, чья первая фаза должна завершиться весной 2015 года, к 100-летию «армянского геноцида».  Она уже буквально пропитана атмосферой шантажа в отношении всех игроков, которых она, так или иначе, касается – самой Турции, России, Евросоюза, США. Только ни в Армении, ни в диаспоре не осознают, насколько опасна для армян эта игра, в которую Ереван вступает, не просчитав всех ее последствий.