Почему Белоруссия не стала великой спортивной державой

 

На Универсиаде-2013 Белоруссия, в отличие от России, не блещет. Хоть ее цвета и защищают главным образом не студенты, как это принято во время подобных соревнований, а много профессиональных спортсменов, пока у страны только десятое место в общем зачете. А если бы не пловчиха Герасименя, то была бы и вовсе только двадцатая позиция. Это можно было бы считать нормальным результатом, если бы Белоруссия честно привезла на эти соревнования только настоящих студентов. Ответственный за спорт вице-премьер Белоруссии Анатолий Тозик требовал от спортсменов показать результат не хуже пекинского, когда белорусы привезли 17 медалей. И то был лучший в истории страны результат. Пока их только десять. Вряд ли план выполнят, несмотря на настойчивые просьбы чиновников. 
 
Для Лукашенко это должно быть очень обидно, потому что с первых дней своего пребывания у власти он старается сделать Белоруссию великой спортивной державой. Да и сам президент – заядлый спортсмен. Чуть ли не раз в месяц он играет перед телекамерами в хоккей, бегает на лыжах или катается на роликах. Еще в 90-х, когда его трудно было назвать опытным политиком, Лукашенко решил для себя, что страну будут уважать, если она регулярно достигает каких-то успехов в спорте, а ее спортсмены – «светятся» на международной арене. 
 
Только вот за 19 лет президентства сделать из Белоруссии мощную спортивную державу у него так и не получилось. Объективно этого и не могло случиться: государство бедное, население – меньше 10 миллионов, в обществе никак не стимулировали дух конкуренции ни в одной из сфер. 
 
Но Лукашенко искренне старался, как мог. В каждом крупном городе страны построил ледовый дворец. В каждом более-менее значимом белорусском городке есть спортивный манеж с современным оборудованием, работающими душевыми и чистыми гардеробными. 
 
Спорт в Белоруссии – самый дешевый вид досуга. Арендовать корт для бадминтона на час в областном центре стоит 120 российских рублей. Стол для пинг-понга на то же время – 30 рублей. Час в хорошем 50-метровом бассейне – 50 рублей. Зимой практически в каждом городе страны власти заливают каток на площади. Если есть свои коньки, вход на него тоже бесплатный. Спортивные секции для подростков и молодежи также обходятся родителям в сущие крохи. 
 
В мае 2014 года Белоруссия будет принимать Чемпионат мира по хоккею. Это любимый вид спорта Лукашенко. Сколько оппозиция не пыталась убедить европейские власти в необходимости перенести чемпионат в другую страну, ей это не удалось. Лукашенко следит за спортом рьяно, активно комментирует главные спортивные состязания планеты, публично болел за теннисистку Викторию Азаренко и белорусские хоккейные клубы в КХЛ и ВХЛ. Смотрит и критикует выступление белорусской сборной на чемпионате мира по биатлону. 
 
А еще Лукашенко, наверное, единственный президент в мире, который лично ставит национальной олимпийской сборной план по медалям. Не выполнили – несколько высоких чиновников из Национального олимпийского комитета и Министерства спорта гарантированно покинут свои посты. Не выполняли, кстати, еще ни разу. 
Пара медалей на Олимпиаде да 6–14-е место национальной сборной по хоккею в ежегодном чемпионате – тот предел, выше которого белорусы никогда не забирались. 
 
Вообще, на белорусском примере хорошо видно, что добыча медалей не совсем то же самое, что добыча нефти: сколько планов тут ни ставь, ничего, кроме дополнительного стресса для спортсменов, не добьешься.
А в последнее время из-за кризиса Лукашенко вынужден экономить даже на этой, столь дорогой ему области. 
 
Чтобы сэкономить денег и дополнительно мотивировать спортсменов, белорусский президент решил поменять  принцип выдачи зарплат: установить прямую связь между ними и спортивными результатами. Нет побед – нет зарплаты. К чему это приводит на практике, хорошо видно на примере Антона Кушнира, многократного чемпиона мира по фристайлу. Раньше один из самых успешных белорусских спортсменов зарабатывал три тысячи долларов в месяц, рассчитывал завести второго ребенка. Но с нового года, когда пересмотрели его зарплату, планы эти улетучились: на доход $900 в месяц большую семью содержать не сможешь. Тем более что половину этих денег спортсмен отдает за взятый ранее кредит на квартиру. А все потому, что за последний год он не показал хороших результатов из-за травмы. Теперь надеется заработать на зимней Олимпиаде. 
 
Дальше – больше. Спорт потихоньку лишают государственной поддержки. Пока Лукашенко заявляет, что нужно вывести все спортивные клубы страны к 2015 году хотя бы на 50-процентную самоокупаемость. Футболисты некоторых городских клубов вынуждены вот уже четыре месяца бегать по полю без зарплаты. Хотя зарплаты у них не чета российским: игроки главного национального чемпионата, за редким исключением, зарабатывают 15–20 тысяч российских рублей в месяц. 
 
Чиновники в Министерстве спорта говорят, что из экономии и в погоне за немедленным результатом власти просто игнорируют развитие детско-юношеских спортивных школ, а деньги вместо этого тратят на приглашение спортсменов из других государств. Из 23 хоккеистов белорусской сборной только 13 являются воспитанниками местной хоккейной школы. Двое белорусов выросли в командах других стран, а еще восьмерых пригласили в страну, выдав предварительно белорусские паспорта. 
 
Но курс на легионеров взят, и отступать никто не собирается. Недавно стало известно, что теперь и легкоатлетов Белоруссия будет набирать в Эфиопии и Кении. «Сейчас идет процесс получения гражданства африканскими спортсменами… У нас уже есть три письма от представителей Эфиопии и Кении. Спортсмены хотят выступать за европейскую страну, они обращаются к нам, говорят, что очень понравилась наша страна. Хотя я прекрасно понимаю, что просто идет элементарная рассылка, чтобы какая-то европейская страна заинтересовалась в их услугах», – поделился на днях старший тренер национальной команды Белоруссии по легкой атлетике Андрей Гордеев.
 
К идее выращивания собственных спортсменов Лукашенко окончательно охладел. В апреле он жаловался: мол, вкладываем огромные средства в спорт, а результата все нет. Вот на «результат» и будут работать африканцы: платить им много по европейским меркам необязательно, а бегают быстро. Нынешней белорусской власти ничего больше и не требуется.