Тамара Артемьева 70 лет называла Марика Фельдмана сыном
Накануне войны 20-летняя Тамара Артемьева (в замужестве Николаева) работала нянечкой в еврейской семье Фельдман в Ленинграде. Тамара очень уважала эту семью, которая сделала ей много хорошего. Она и двухлетний Марк были очень привязаны друг к другу.
Когда ребенку еще не было и года, внезапно скончался его отец, Борис Фельдман. Мальчик остался на попечении матери Фриды и бабушки, Ханны Руцко. В начале лета 1941 года Марк с няней и бабушкой уехал на отдых в деревню Загромотье, в окрестностях Плюссы, Псковской (в то время Ленинградской) области. В Загромотье проживали родители Тамары, Василий и Полина Артемьевы, и другие родственники.
<ins style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; width: 180px; height: 150px; display: inline-table; visibility: visible; position: relative;"><ins id="aswift_1_anchor" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; width: 180px; height: 150px; display: block; visibility: visible; position: relative;">
</ins></ins>
Это была деревня на 80 домов.
22 июня, когда Германия напала на Советский Союз, все они находились в деревне. Вскоре Ханна Руцко вернулась в Ленинград, оставив внука на попечение няни, посчитав, что в деревне в военное время будет безопасней. 6 июля 1941 года немцы заняли Псков.
По свидетельству очевидцев, немцы поначалу произвели на местное население очень хорошее впечатление. «Они были просто обворожительны», - рассказала одна из жительниц Пскова. Когда вышел указ о евреях, одна из женщин, обрусевшая немка, пошла в комендатуру и спросила у офицера: «Что будет с евреями? Рассказывают всякие ужасы».
Обворожительный немец с чарующей арийской улыбкой сказал, что «не надо беспокоиться, евреев перевезут в Польшу, где они будут жить-поживать». Женщина ушла успокоенная. Немцы убили абсолютно всех иудеев Пскова и области и других окрестных мест.
Все жители Загромотья знали, что Марк еврейский ребенок, поэтому, после вступления немцев в деревню, семья Артемьевых жила в постоянном страхе, что на них могут донести.
Среди их соседей предателей не нашлось.
Тамара Артемьева объясняла немцам, что ребенок черноволосый, потому что пошел в отца. «Все кругом были светловолосые, один я был с темными волосами, вот немцы и интересовались», - рассказывает Фельдман. Выслушав Тамару, немцы уходили.
Марк Фельдман, который репатриировался несколько лет назад в Израиль, рассказывает, что никто из деревенских детей его не обижал и не оскорблял. Дразнили без особой злобы: «Узи-узи, блоха на пузе», - смеялись деревенские пацаны. Спустя годы Фельдман рассказывает об этом с улыбкой. «Тогда тоже смеялся», - объясняет он.
Позже Марк стал прятаться на печи, когда приходили немцы, понимал, что они опасны для него. Никто из соседей его не выдал. Староста деревни Степан Спиридонов пришел к Артемьевым и потребовал, чтобы они отдали ребенка в немецкий детский дом.
«Никто ему ничего не сделает, а если так поймают, то всех вас расстреляют», - сказал Спиридонов. Василий рассердился и сказал, что мальчика немцам не отдаст. Они сильно поругались и Спиридонов ушел. Немцам этот человек ничего про Марика Фельдмана не рассказал.
Семья Артемьевых пережила много трудностей. Зимой 1944 года умер от сердечного приступа Василий Артемьев. Затем, в отместку за помощь местного населения партизанам, немцы подожгли деревню; несколько домов, среди них и дом Артемьевых, сгорели полностью, и им пришлось жить у родственников до освобождения в феврале 1944 года. Весной того же года спасенный Марк вернулся в Ленинград к маме и бабушке. Это отдельная эпопея его жизни.
Марк Фельдман и его дети все годы поддерживали связь с Тамарой Артемьевой, которую всегда называли мамой и бабушкой. В 2010 году Тамара Васильевна Артемьева скончалась, не дожив 4 месяцев до своего 90-летия.
В Ленинград, которому вернули его историческое имя, она не ездила, так как не могла оставить свое деревенское хозяйство без присмотра. Марк Фельдман приезжал к ней и помогал, чем мог. Своих детей Тамара Артемьева не нажила, Марик был ее сыном всю жизнь.
24 октября 1995 года музей Яд Ва-Шем удостоил Василия и Полину Артемьевых, а также их дочь Тамару Николаеву почетных званий Праведники народов мира.
Их память увековечена посаженными деревьями на Аллее праведников Мира. И, конечно, их всегда помнит и любит Марк Фельдман, 73 летний репатриант из Санкт-Петербурга. И его дети и внуки. И мы, жители Страны-Израиля, и других мест тоже помним этих людей и любим.
Комментарии
еще раз подобное в моей теме напишешь - в ЧС сидеть тебе пожизнено.
Есть вещи с которыми я не шучу.
Я же не такое быдло неблагодарное как ты.
Думай перед тем как писать что то в МОИХ темах
Запомнил?
Что то затевает))))))))
А я опубликовал статью о ярком примере величия души русской.
Но тебе это не понять - ты обычный нацик-фашист
Я не сомневаюсь, что статья о ярком величии души русской, я только слегка дополнил, продолжил, так сказать.
Комментарий удален модератором