В моем советском детстве были приняты сочинения на тему о том, что какой-нибудь великий писатель или его герои переместились вдруг в наше время. Мы рисовали картинки в стиле «Наташа Ростова в троллейбусе», переносили Онегина в двадцатый век, проводили классные часы по поводу ассимиляции Пушкина в нашей тогдашней действительности. Сегодня я пытаюсь представить себе Гоголя, Николая Васильевича, который засел вдруг перед телевизором в нашем благословенном 2013 году.
Легкое нажатие кнопки пульта – и вот мы слышим текст. «Главные специалисты по мистике воспитываются в «Шоу экстрасенсов». Это – вчера, на телеканале «Ю». Там некая дама-медиум пошла разбираться с аварией Марины Голуб, в которой актриса и погибла. Голос за кадром: «Именно здесь, на роковом перекрестке, медиум входит в транс».
Войдя в транс, черноволосая кареглазая женщина под пятьдесят, сообщила: «Вижу большой зал, красные кресла…» Далее описывался театр, из которого ехала Марина Голуб. Медиум еще сказала, что Марина чувствовала «непонятную тревогу», вызванную «далекими воспоминаниями». Прозвучит имя «Миша», и тут же телезрителю сообщат: а ведь был Миша в жизни Марины Голуб.
Чуть позже нам расскажут про другую аварию, с женой футболиста Малафеева, и новый экстрасенс из Питера уверенно скажет: «Вмешалось дыхание судьбы».
Вам не кажется, что тут просматривается нечто совершенно неприличное? Если не кажется, то попробую зайти издалека.
Гоголь придумывал ведьм и чертей, заставлял последних летать за черевичками в Санкт-Петербург. Он рассказывал про самозабвенных жуликов типа Чичикова и Хлестакова. И начиненные панночками гробы кружили по воздуху, а ставший самостоятельным Нос гулял по Санкт-Петербургу. И Гоголь верил в нечисть. А также знал про жуликов. И не смешивал нечисть и «чичиковых» в одном флаконе. Мы сегодня получили другой флакон.
В нем смешаны якобы гадалки и медиумы с информацией, почерпнутой из любой газеты. А дальше они, гадалки и медиумы, впадают в транс. И пересказывают все, что узнали накануне из новостей. Ох и ах, актриса Марина Голуб, оказывается, ехала из помещения, ну очень похожего на ее театр! Ох и ах, это не спроста. Да-да, вмешалось «дыхание судьбы». Дальнейшая «ясновидная» спекуляция была связана уже с судьбой погибшего сына Дмитрия Певцова. По отработанной схеме.
Сегодня много говорят о вере. И об ответственности тех людей, которые веру оскорбляют. По-моему, шарлатанам из телеящика пора задуматься, впадать ли им в транс в том самом месте аварии знаменитой актрисы, которое описано всеми газетами России. А режиссерам – смириться с тем, что без подсказок их медиумы в кадре не умеют ничего. Мистика в союзе с хлестаковщиной работает не долго. Во-первых, оскорбление веры налицо, и ведьмы в христианской культуре никогда не встречали теплого приема. Если же речь не о ведьмачестве, а о жульничестве, то здесь, как все мы знаем, есть подходящая статья УК.
Комментарии