Если Сноуден не улетит в Венесуэлу, то останется в России или Белоруссии: мнения блогеров

На модерации Отложенный

С 23 июня в транзитной зоне аэропорта Шереметьево томится в ожидании своей судьбы опальный сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден. Американский журналист Джим Масида (Jim Maceda) в статье «Might Edward Snowden stay in Russia?» высказывает предположения о дальнейших шагах беглеца.

«Несмотря на подачу прошений об убежище в, по меньшей мере, 20 стран с целью избежать преследования в США, выбор Сноудена сейчас, как кажется, сводится к «ставке» на три открыто антиамериканские и придерживающиеся левых вглядов страны – Венесуэлу, Никарагуа и Боливию», - полагает журналист. «Но что если Сноуден решит, что хочет остаться в России? «Он может сказать: “Я  хочу  остаться здесь”, – говорит Федор Лукьянов,  опытный  эксперт и  редактор журнала «Россия в глобальной  политике». – Почему нет? Он может сказать: “Я  не доверяю кубинцам, гражданам Венесуэлы, я доверяю России”. Но тогда что потом?»  Скорее всего, Сноудену тогда заново придется подавать прошение об убежище, от которого он якобы отказался после слов Владимира Путина о том, что он может остаться при условии, что прекратит выдавать секреты американской разведки. Прошение об убежище стало бы началом длительной «головной боли» для России, чего Путин, как кажется, очень хочет избежать. Если Сноуден предпочтет остаться в Москве, Путину придется сделать выбор: либо передать разоблачителя американскому суду, рискуя показаться российским избирателям слабым лидером, либо предоставить Сноудену убежище, разрушая и без того испорченные отношения с Вашингтоном. «Сейчас, к примеру, усилилось сотрудничество между США и американскими службами безопасности с концентрацией на Дагестане и антитеррористических операциях в преддверии Олимпиады в Сочи, – объясняет Лукьянов. – Кремль и представители российских спецслужб не захотят все это потерять из-за Сноудена». Это проигрышное с обеих сторон предложение, как кажется, заставляет Путина задуматься о третьем варианте – делать вид, что Сноудена здесь нет, и надеяться, что он уедет как можно скорее, желательно до сентября, когда президент Обама должен приехать в Москву на саммит «Большой двадцатки», - отмечает автор статьи.

Эксперты ИА REX обсудили тему в статье «Эдвард Сноуден перед выбором, не придя к единому мнению. Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Какой выбор сделает Сноуден?».

Результаты опроса по теме «Какой выбор сделает Сноуден

Вариант ответа

Число участников опроса,  давших положительный ответ

% участников опроса

Никарагуа

16

4%

Боливия

18

4%

Белоруссия

63

15%

Останется в России

106

26%

Венесуэла

122

30%

Трудно ответить

32

8%

Ваш вариант

51

12%

Приводим самые интересные комментарии к опросу:

Ирина Шпилевская:

Правильный выбор, надеюсь, он сделает. Примет условие Путина и завяжет с антиамериканщиной. Затем Эдвард Сноуден примет предложение Анны Чапмен о женитьбе, и станет шоуменом на российском телевидении.

Эдуард Дилан:

Я думаю, это политическая игра и больше ничего. Покажите мне страну, которая не ведет телефонную слежку не только на иностранных государств, но и своих граждан. Еще неизвестно, для какой цели организовано вся эта канитель. Наверно от Сноудена сделали живую приманку, для государственных руководителей. Он уже у 20 государств попросил, полит убежище. Кто откликнется, значит, враг Америки. А это немаловажная информация для США, чтобы рассмотреть свою внешнюю политику для этих государства. Наверно ждут, какие государства клюнут.

Иван Игуменов:

Сноудену, пока не поздно, нужно просить убежище в Белоруссии. Сегодня только эта страна способна обеспечить его реальную безопасность от преступного режима янки.

Юрий Сафронов:

А у него, как в старой рекламе: "При всем богатстве выбора, другой альтернативы нет!" Кроме Белоруссии. Все играют, в какую-то игру. "Я дам тебе гражданство, но при условии". И дальше идет это невыполнимое условие.  Ну, раз уж вы решили помочь хорошему человеку бороться с плохой страной, то будьте последовательны до конца. Боритесь.  Почему все ставят условие его ЛИЧНОГО прихода в посольство за паспортом, хотя знают, что это для него невозможно. А самими принести ему паспорт нельзя? А пустить его в страну БЕЗ паспорта нельзя? Или хотя бы продать ему билет на рейс?  Может потому все борцы с Америкой и храбрые такие?

Искандер Омаров:

Давайте зададим себе вопрос - для чего Сноуден всю эту кашу заварил? Может быть, он не выдержал мук совести, прослушивая нашу с вами болтовню в интернете? Нет, думаю, его замучила мечта о славе и деньгах.

Кем он был, - простым хакером АНБ без высшего, и даже среднего образования, а значит без перспективы роста. А сейчас его знает весь мир... Конечно риск, но ведь он никого не убил, и никого не сдал. Он просто показал документально то, что и так все знали. Теперь ему осталось извлечь из своей всемирной славы как можно больше пользы. Свадьба с Чапмен? А почему бы и нет? Это же прекрасное продолжение карьеры разоблачителя секретов и способ оставаться на виду. Такие же цели и интересы и у нашей Анечки. Общность целей и интересов - это уже немало для начала "семейной" жизни. Характер у парня есть, хотя и склонный к авантюрам. Задрать хвост против ЦРУ не каждый посмеет. Кроме очков и "мышки" у него теперь всемирная известность. А с этим товаром при умелом обращении можно далеко пойти.

Елена Попова:

Я бы на его месте выбрала Белоруссию наиболее реальный вариант. Туда и долететь можно гарантированно, чем до Латинской Америки и переворот там менее вероятен (и даже в случае смены власти можно потихоньку без визы смотаться в Россию). Хотя вариант с Чапмен веселее и больше подходит по жанру к этой фантасмагории. И я не думаю, что это просто шутка Чапмен - люди её профессии шутят только с разрешения начальства. Он может спокойно пообещать, больше не вредить США - ведь материал он уже слил, и публиковаться они будут уже без его участия.

Константин Номеров:

Наилучшим вариантом для Сноудена была бы попросить (и получить) убежище в Южной Осетии или Абхазии. С их паспортом мог бы жить на территории России, и не обязан был бы соглашаться на условия Путина о не работе против США.

Александр Финашин:

Сноуден выбор уже сделал, как вы заметили. Он вылетел не куда - ни будь, а в Россию. Кроме того кто-то гениально подкинул Дезу и Страны демократии, обыскав самолёт президента Боливии, показали, как они уважают чужую неприкосновенность. За это Сноудену отдельное спасибо. Сейчас он сделает пластическую операцию, получит новые документы и новую жизнь.

Светлозор nl:

Сноуден из России не собирается уезжать вообще. Спецслужбам Мирового Закулисья Сноуден нужен именно в России для осложнения отношений между Россией и США. Россия проявила неуступчивость на Ближнем Востоке и не сдала Президента Сирии Б. Асада на растерзание Западу. Но упрекнуть за такую позицию Россию и Китай не в чем, поскольку все действия России и Китая соответствуют нормам международного права. Что касается Сноудена, то здесь сложнее. Если бы Президент РФ В.В. Путин прямо заявил поддержку Э. Сноудену, без каких-либо условий, то это прямой вызов США и начало "шпионского" скандала, в котором США обвинили бы Россию в умышленном подрыве имиджа США в мире и снова началась бы "холодная война", которая сейчас никому не выгодна из-за Глобального Системного Кризиса, который можно преодолеть только совместно всем, а иначе будет катастрофа на планете Земля с тяжелыми последствиями для всех. Поэтому Э. Сноуден примет условие В.В. Путина и останется в России, но при этом между Россией и США не будет осложнений потому, что В.В. Путин фактически действовал к сохранению имиджа США в мире, а не на его подрыв. Такой результат приемлем для всех, в том числе и для Э. Сноудена.

Добавим, что опрос проводился с 8 по 11 июля. В нём приняли участие 408 блогеров, оставивших 110 комментариев по теме опроса.

Напоминаем, эксперт ИА REX, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук полагает, что оптимальный вариант для Сноудена – Белоруссия, так как Лукашенко будет трудно найти аргументацию для отказа без потери имиджа. «Никарагуа и Венесуэла лежат слишком близко к США. При этом Даниэля Ортегу, вместе с Никарагуа, Вашингтон запрессует сразу же, как только хакер обнаружится на этой территории, а Николауса Мадуро, в аналогичной ситуации – чуть позже. Хороший тестер – Боливия, президент которой, унизительно приземлённый в Австрии, даже не выгнал посла США, так как «выгнал его раньше». Латиноамериканцы – такие же эмоциональные и мощные, как арабы. Но только до тех пор, пока по ним никто не ударил. Не стоит забывать, что Мадуро – это не Уго Чавес, который мог бы спокойно, даже с удовольствием, пойти на мировой пиар подобного уровня и на такой риск. Для Мадуро – главное сохранить зыбкое политическое равновесие в стране, которое будет нарушено в один день прибытием Сноудена на эту гостеприимную землю. Рисковать Венесуэлой, собственной жизнью и властью ради Сноудена – глупо, так как Сноуден это не Ленин в эмиграции. Хакер сделал всё что мог, брать его под своё крыло нет никакого смысла. Смысл для Мадуро мог бы быть только в одном случае: если бы Сноуден знал нечто такое, что могло бы гарантированно обрушить глобальное господство США – скажем, что-то типа новейшего, разработанного в ЦРУ, бессмертного кибер-вируса», - отмечает эксперт.

«Подобный вызов Белому дому, теоретически, мог бы бросить Ким Чен Ын, имея за спиной Китай, с которого и началось чудесное путешествие Сноудена. Более того, этот специалист мог бы стать бесценным консультантом для наладки всей северокорейской электронной системы. Однако нет никакой гарантии, что Северную Корею не накрыли бы вместе со Сноуденом, который, по мнению Вашингтона, «удачно туда зашёл». На деле у Сноудена выход только один: один из небольших островов Меланезии или Полинезии, где остаётся шанс затеряться среди местных аборигенов, не знающих его в лицо, не имеющих доступа к интернету и не требующих у нового поселенца никакого паспорта», - резюмирует эксперт.