И что мы тогда будем делать?

На модерации Отложенный

Жить без реформ мы не можем. Точнее – не хотим. Ну не хотим и все тут! Давай нам реформы! То государством может управлять любая кухарка. Даешь побольше кухарок в управление! Не помню, до каких там кухарок добрались, но до ткачих – точно. Товарищ  Е. Фурцева – яркий тому пример. “А че там такого сложного-то?  Командуй и все! Зачем тебе специальные знания? Партия все знает, что да как!”. Сегодня другая крайность: когда колбасного короля, некоего Агурбаша, лепшего друга другого короля – Ф. Киркорова упрекнули, что он взялся за продюссирование певцов, понятия не имея ни об одной музыкальной ноте, он, не моргнув глазом, ответил: “А зачем мне знать? Я управляю не музыкой, а людьми, которые знают эти самые ноты”. Вот так-то! То есть сегодня другой лозунг: деньги все знают!  Далеко ушли от коммунистов? Да нет: перешли на другую сторону той же улицы. С такими правителями и  с их тупыми, иначе и не назовешь, лозунгами страна когда-нибудь встанет с колен? Вряд ли. Сегодня российскуую культуру трясет уже не от товарища Фурцевой, а от вроде-бы неткача господина В. Медынского, который все знает за культуру, потому что “за культуру” знает его партия “Единая Россия”. А он своей партии верит. То есть имеем опять двадцать пять. Это - широко распространенный среди малокультурных индивидуумов тип верха человеческой низости: самодурство.

На страну надвигается другая напасть: реформа Российской Академии Наук (РАН). В проекте реформы много сказано витиеватых слов. Даже таких, что будущим членам нового  формирования повысят, выражаясь военным языком (а у нас другим и не выражаются наверху, разве что уголовно-матерным) пожизненное денежное довольствие аж до ста тысяч деревянных. Заманчиво. Только не сопротивляйтесь, двигайте куда-то там свою науку и получайте ваши денежки, господа члены. А уж мы за вас сделаем все остальное. Такова затея реформаторов. А что это “остальное”? А, так, пустяки. Это то, что мешает академикам двигать вперед российскую науку, из-за чего доля ее вклада в мировую науку составляет всего 2%. Это то, что висит тяжелой ношей у них на плечах и не дает им вообще двигаться. Это огромное имущество РАН. Огромнейшее. Поэтому предлагается отдать (т.е. изъять революционным гайдаровско-чубайсовским методом) всю эту неподъемную тяжесть и передать ее в ру-чки “эффективных менеджеров”. Точнее – в лап-ки. А еще точнее – в лапы! Реформаторов мало интересует наука, если они что-то о ней вообще слыхивали. Может и слыхивали, когда под родительским крылышком кропали себе диссертации,  или обзаводились оными, гоняя в разные научные учреждения своих помощников. Злые языки говорят, что у нашего великого знатока русского языка г. Черномырдина диссертаций этих было… что вшей на худой собаке. Великий человек велик во всем. Никуда не деться. Реформаторов всегда интересует собственность. Желательно большая и как бы ничья. Она всегда являлась и является источником всех затеваемых игрищ на тему реформ. Начинаются всякие разделы-переделы-передачи-усовершенствования-инновации и прочая, и прочая. А потом глядишь, в журнале “Форбс” появляются лица новых миллиардеров. Скорее всего, подставных. Ибо деньги, как выражаются подобные типы, любят тишину. И к яркому свету тоже имеют дурное отношение.

Если бы реформа касалась научной деятельности РАН, то это только бы приветствовалось.

Но зачем при этом отбирать у них огромную собственность, якобы им мешающую быть эффективными учеными? Российская наука, преемница советской науки (эти два определения только усугубляют некое презрение к результатам научной деятельности, потому что может быть наука в России, но никак не специфическая российская) давно потеряла свои передовые позиции в мире и погрязла в бездействии и коррупции. Посмотрите, каковы дела с диссертациями. Написал небольшое исследование по теме, вычертил 3-4 графика, озвучил “свои” выводы, оформил все это в виде рукописи с текстом в полтора (полтора и никак иначе, потому что это главное в диссертации) интервала между строками и все дела! Дальше – гуляй Вася! Всю жизнь получай на работе двойную зарплату, не ударяя палец о палец! Директора соответствующих предприятий-учреждений в советские времена стоном стонали от таких нахлебников, поедающих, как саранча, фонд заработной платы. А проку от них было, как от козла молока. Но райкомы-горкомы слали и слали к тебе “своих специалистов”, и ты должен был гордо писать в отчетах на самый верх (ругаясь отборным матом про себя, конечно), что у тебя столько-то и столько таких вот остепененных и что это очень положительно влияет на качество продукции. Которое, как позже оказалось, никуда не годится. А сегодня с этими вещами положение лучше? Толпы разного рода людишек в советское время перли в науку. Одна дама, слышал, говорит другой: “Твой-то, как? Защитился? Я уже докторскую осилила!”. Подруга, знавшая что эта “докторша” в институте перебивалась с двойки на тройку, виновато и односложно отвечает: “Нет”. ”Неужели не могли собрать на бочку вина?” – укорила “докторша”.

Новый президент РАН, убеждая В. Путина не делать реформу, в доказательство приводил аргумент, что наука в России еще не готова к такой реформе, потому что в ее среде не налажена конкуренция, как, скажем, в США. Бедненький, он, видимо, не догадывается об истинной цели  затеваемой реформы. Кому нужна его наука с ее конкуренцией? Отберут имущество, сменятся лица, участвующие в отборе, и пойдет все по-старому. А с другой стороны, кто мешает ввести конкуренцию? В РАН ждут, когда этим займутся верхи? Вот они и занялись. И результат будет соответствующим.

В советское время, понятно, была сплошная показуха. Надо было демонстрировать всему миру, какое количество в СССР “ученых” на душу населения, а особенно по сравнению с 1913-м годом. Ну а сейчас-то что мешает сделать все по-человечески? За двадцать с лишним лет не почесались? Привыкли, что никто ни за что не отвечает. А денежки капают. Написал небольшую цыдульку и живи себе всю жизнь в почете и без забот и хлопот. Только не забывай дорогу к кассе. Мне как-то попалось на глаза несколько кандидатских диссертаций партийных работников из “братских социалистических стран”. Тема была связана с Автоматизированными системами управления. Защищались, естественно, в СССР. Очень модная в те времена тема. Так вот, курсовая работа студента второго курса вызывала большее уважение, чем эти диссертации. Откровенная халтура. Кто-то из ученых ведь все это “продюссировал”? Может, действительно, за крупный бочонок болгарского вина? Или просто за партийную принадлежность? Наука действительно нуждается в решительном преобразовании. Воровать достижения западных ученых, даже если тебя после этого делают депутатом Госдумы или престижным телеведущим… Эта лавочка может когда-то закрыться. И что мы тогда будем делать?

Борис Пахомов

08.07.2013 г.