Самый громкий и успешный сериал
На модерации
Отложенный
Что тут скажешь, "Игра престолов" — яркий, впечатляющий сериал. Может быть, самый громкий и успешный в телевизионном кино за последние годы. Можно свысока относиться к жанру фэнтези, адресуя его непритязательной публике и считая совершенно бесполезным для интеллекта. Но если вам хотя бы иногда снятся цветные сны, то "Игра престолов" не может не заворожить изобретательностью авторов, замечательной игрой актёров, выразительными съёмками, превосходной музыкой.
Интересно, что премьера сериала в России состоялась не на Первом канале, не на канале "Россия", как следовало бы ожидать, а на дециметровом РЕН-ТВ весной прошлого года. Я бы не сказал, что отборщики центральных каналов промахнулись. Не знать о сериале они не могли. Скорее всего, поосторожничали. Всё-таки основной сюжет сериала строится вокруг борьбы за власть над придуманным миром Семи Королевств, кругом сплошные интриги, все враждуют против всех.
Вполне могли усмотреть в этой истории ненужные аллюзии. Или телевизионщики государственных каналов просто профессионально промахнулись? Тогда я о них лучше думаю, чем они есть на самом деле. Между тем именно упомянутая сюжетная особенность, выделенная сценаристами, работавшими по мотивам романов Джорджа Мартина из цикла "Песнь Льда и Пламени", отличает этот сериал от "сумеречной саги", трилогии "Властелин колец" по Толкину или совсем недавней премьеры "Джека — покорителя великанов". Не случайно один из авторов "Игры..." Дэвид Бениофф говорил, что писали они историю "Клана Сопрано", только в антураже Средиземья, а фэнтези служило лишь дополнением. Для такого рискованного эксперимента в пределах уже сложившегося жанра, с его вроде бы устоявшимися символами — эльфы, гномы, великаны, нужны были исполнители из классической драмы с хорошей артикуляцией, мимикой, сильными характерами, харизматичные.
Одни должны были отвращать, другие — восхищать. Теперь, после выхода третьего сезона "Игры...", видно, что всё сложилось. Актёрский ансамбль органичен. Мощно сыграл Шон Бин своего Эддарда Старка, для которого честь превыше всего. Тот же Питер Динклейдж, ростом 135 сантиметров, в роли Тириона Ланнистера, роли, казалось бы, второго плана, так выразителен, что не запомнить его невозможно. В сериале и правда много кровавых и эротических сцен. Непривычно много. Как правило, американские сериалы отличаются пуританской целомудренностью. Но все эти детали вплоть до быта "мужей ночного дозора" лишь разнообразят сюжет, делают более жизненным. И вполне органичным вслед за этими и похожими сценами выглядит появление драконов, "белых ходоков", да и сама зима — "Скоро зима!" — это рефрен всей саги — пугает, конечно, но не так чтобы очень, всё-таки мы россияне, есть у нас и свои "белые ходоки", и другая чертовщина.. "Игра..." — большая, дорогая работа. Пилотный фильм размером в две серии по пятьдесят минут обошёлся каналу HBO почти в десять миллионов долларов, вдвое дороже обычного. Помню в конце девяностых Андрон Кончаловский рассказывал, как снимал для HBO четыре серии о приключениях Одиссея. За ту же примерно сумму. "Игра престолов" выйдет в свет четвёртый сезон и, похоже, может побить свои же собственные рекорды. Дальше производство будет ещё дороже .
Дело, конечно, не только в деньгах, хотя на Западе их умеют считать лучше, чем у нас. Канал рисковал, добивался прав на экранизацию несколько лет.
Первая публикация романа из цикла "Песнь Льда и Пламени" состоялась в 1996 году, роман занял почётное место в престижном списке бестселлеров, публикуемом газетой "Нью-Йорк таймс". Джордж Мартин мог раз пять продать права на книги в кино, причём в большое кино. Особенно после успеха экранизации трилогии Толкина "Властелин колец" в начале двухтысячных. Но сериал, большой, развёрнутый, способный отразить весь замысел — Мартин собирается написать семь книг, — лучше всего подходил для телеэкранизации. И канал HBO сумел в этом Джорджа Мартина убедить. Я вспоминаю эту завидную настойчивость HBO c грустью по утраченным иллюзиям. Лет восемь назад хотел экранизировать романы Сергея Алексеева из цикла "Сокровища Валькирии", наше фэнтези, замечательное фэнтези. Даже права на экранизацию выкупили, хотя не всякому встречному-поперечному Алексеев готов был их отдать. Не вышло. А ведь случись тогда сериал, я уверен, он встал бы первым в жанре русского сериального фэнтези, вровень с успешными "Ночным" и "Дневным" дозорами. Может быть, даже превзошёл бы этот проект, потому что в романах Алексеева всё захватывающе интересно, их трудно испортить. А в фильмах Тимура Бикмамбетова всё-таки превалировал парад аттракционов, упоение возможностью "погулять" по спецэффектам, отчего характеры героев становились схематичными, делались функцией, не больше. Хотя могло быть и так: Бикмамбетов со своими продюсерами с Первого канала просто не сумел найти должные пропорции между желанием выделиться и одновременно рассказать внятную историю . Романы Сергея Лукьяненко, по-преж-нему в этом убеждён, так же нуждались и нуждаются в сериале. Так же как и романы Бориса Акунина про Эраста Фандорина, раздёрганные на фильмы разного достоинства да ещё с разными исполнителями главной роли. История развития жанра фэнтези в нашем кино скудна и печальна. Был сериал "Охотник" — не каждый теперь и вспомнит о нём. Был фильм "Волкодав" по роману Марии Семёновой.
На "Мосфильме" специально для съёмок выстроили средневековый или, словами Толкина, средиземный городок. Вышло на удивление скучное зрелище. Не сложилось с прокатом и у "Меченосца". Тридцать восемь миллионов долларов, по словам продюсера Александра Роднянского, вложили в производство двух фильмов по роману Стругацких "Обитаемый остров", по жанру относившихся скорее к научной фантастики, но и к фэнтези их тоже приписывали. Было много шума. Что в самих лентах, что вокруг. Ничего толком не получилось, сборы оказались плачевными. Дело не в жанре, который поспешили назвать несвойственным нашим традициям, чуждым отечественному вкусу. А в системе бытования нашего телекино, где предпочитают не рисковать, не искать и не находить новые идеи, темы, лица, а плодить бесчисленные женские истории с одними и теми же актёрами и актрисами, безбожно перелицовывать историю, ворочая её с боку на бок, как барин девку на сеновале, или просто "глухарить по-чёрному ментов". Но когда-нибудь это пройдёт, зима закончится. Хотя у нас, в точности как в "Игре престолов", зимы длятся поколениями.
Комментарии