Капитан Кольцов и граф Монте-Кристо.
На модерации
Отложенный
.
Фильм режиссёра Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства»я почитаю одним из лучших фильмов о гражданской войне наряду с фильмами «Бег» в постановке Алова и Наумова (по мотивам произведений Михаила Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море») и «Служили два товарища», снятый режиссёром Евгением Кареловым по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида.
Фильм, поставленный по мотивам одноименной серии романов Игоря Болгарина, рассказывает о подвигах капитана Павла Кольцова (в исполнении обаятельного Юрия Соломина). Он и по сей день смотрится с интересом.
Все это так, скажете вы, но при чем тут граф Монте-Кристо?
Что общего между ним и капитаном Кольцовым?
Общее между капитаном Кольцовым и графом Монте-Кристо то, что они имели прототипов в реальной жизни.
Прототипом Кольцова является Павел Васильевич Макаров, личный адъютант Командующего белой Добровольческой армией генерал-лейтенанта Май-Маевского.
Родился он в 1897 году. Отец — кондуктор товарных поездов — погиб в 1903 году при крушении поезда.
Павел рано начал работать. Работал в типографии, в малярно-кровельной мастерской. Затем, переехав в Крым, торговал газетами. Закончил 4 класса училища.
После начала Первой мировой войны поступил в Тифлисскую школу прапорщиков. В 1917 году попал на фронт, был ранен. После развала фронта вернулся в Крым.
В Крыму Макаров примкнул к большевикам. Под Мелитополем он попал к дроздовцам и, спасая свою жизнь, назвался офицером, но «повысил» себя в чине до штабс-капитана. Был зачислен в Добровольческую армию. Несмотря на отсутствие образования (писал с орфографическим ошибками) и хороших манер, сумел попасть в доверие к командующему армией Май-Маевскому. Адъютант имел большое влияние на генерала, достаточное для того, чтобы манипулировать им в вопросах назначения офицеров.
Впрочем, как пишет очевидец, белый генерал Борис Штейфон, главная функция Макарова при Май-Маевском была «добытчика вина» и относился к Макарову генерал так, как относятся к денщику, а не к офицеру. Действительно, Макаров сыграл известную роль в спаивании Май-Маевского.
После ареста его брата, который был большевиком, Павел бежал и примкнул к «зелёной» повстанческой армии, действовавшей в Крыму (по существу, они вели партизанскую войну против белых).
За проведение успешных операций против белогвардейцев был награждён именными часами. После занятия Крыма красными частями Макаров был направлен на работу в ЧК, где занимался борьбой с бандитизмом. Позднее работал в милиции, затем в Управлении исправительно-трудовых учреждений при Наркомате юстиции Крыма.
В 1927 году вышла книга воспоминаний Павла Макарова «Адъютант генерала Май-Маевского».
За два года она выдержала пять изданий.
Умер Макаров в 1970 году.
Прототипом Эдмона Дантеса явился парижский сапожник Франсуа Пико. Однажды он зашёл к своему приятелю трактирщику Матье Лупиану и сообщил, что женится на богатой и красивой девушке Маргарите Вигору. Когда удачливый жених ушёл, завистливый кабатчик предложил трём своим приятелям наказать хвастуна Пико. Несмотря на робкие возражения одного из друзей, Антуана Аллю, был состряпан донос полицейскому комиссару, а тот вместо проведения расследования поспешил переправить его начальнику наполеоновской полиции Савари. В доносе утверждалось, будто Пико вовсе не бедный сапожник, а дворянин из Лангедока и агент английской разведки. Савари не стал проверять, так ли это на самом деле. По его приказу Пико был схвачен и без всякого суда брошен в тюрьму. Его родители и невеста пытались наводить справки, но всё было тщетно: арестованный исчез без следа.
Семь лет просидел Пико в тюрьме. Там он познакомился с другим заключённым, прелатом из Милана, который завещал ему свои капиталы, размещенные в иностранных банках, и рассказал о тайнике, где он спрятал много золота и драгоценных камней. В отличие от Дантеса реальный узник не бежал из темницы, а был выпущен на свободу после падения Наполеона в 1814 году.
Первым делом бывший сапожник отправился в Италию, где вступил в права наследства и стал миллионером. Затем приступил к осуществлению плана мести, который разработал в тюрьме.
Пико приехал в Париж и начал наводить справки о причинах своего ареста. Он узнал, что его невеста Маргарита два года ждала его, а потом приняла предложение кабатчика Лупиана и стала его женой. И ещё он узнал, что приятель кабатчика Антуан Аллю уехал в Италию и живёт в Риме.
Пико отправился в Рим, где разыскал Антуана Аллю. В обмен на алмаз стоимостью в 50 тысяч франков, Аллю рассказал о доносе и назвал имена Лупиана и двух его сообщников.
Пико вернулся в Париж и начал мстить. Он нанялся официантом в ресторан, которым владел разбогатевший Матье Лупиан. Его жене Маргарите показалось знакомым лицо нового слуги по имени Просперо. Но она не придала этому значения, поскольку не могла и предположить, что пожилой морщинистый мужчина - её сгинувший жених Франсуа Пико. Два других соучастника доноса по-прежнему часто наведывались в заведение Лупиана и коротали вечера втроём, попивая отменное вино.
Вскоре одного из них нашли на улице заколотого кинжалом, на ручке которого было вырезано: «Номер первый». Прошло немного времени, и неизвестный злоумышленник отравил второго соучастника. Во время похорон кто-то приколол к чёрной материи, которой был обит гроб, коротенькую записку: «Номер второй».
Затем на семью Лупиана обрушились беды. Его дочь была обесчещена каким-то богатым маркизом. А ещё через несколько дней сгорел дом, где находился ресторан Лупиана. После этого его юного сына втянули в воровскую компанию, арестовали по анонимному доносу и приговорили к двадцати годам тюрьмы. Жена Лупиана умерла от горя, а дочь стала любовницей мнимого официанта Просперо, обещавшего за это уплатить долги её отца.
Поздним вечером в тёмной аллее парка Лупиан встретил человека в маске. Он назвал ресторатору своё имя - Франсуа Пико - и рассказал о своей мести. Когда же Матье упал на колени, прося о пощаде, мститель хладнокровно вонзил ему в сердце кинжал, на рукояти которого было написано: «Номер три».
В этот момент на Пико набросился какой-то человек, прятавшийся в кустах. Оглушив Франсуа дубинкой, он заткнул ему рот и связал руки верёвкой. В себя Пико пришёл в подвале, где перед ним предстал его тюремщик Антуан Аллю. Когда погибли сообщники Лупиана, он догадался, кто стоит за этими убийствами, и выследил Пико.
Несколько дней Аллю издевался над беззащитным пленником: морил голодом ижаждой, требуя за каждый кусок хлеба и глоток воды по 25 тысяч франков. Но Пико, в котором богатство пробудило неслыханную скупость, упорно отказывался платить, пока в конце концов не лишился рассудка. Надежды Аллю завладеть его миллионами рухнули. В ярости он убил своего пленника и бежал в Англию. В 1828 году перед кончиной Антуан Аллю признался во всём католическому священнику, который записал страшный рассказ, скреплённый подписью умирающего, и передал его в архив парижской полиции.
Несколько лет спустя историк Жак Пеше обнаружил этот документ в архивах парижской полиции и опубликовал его в своей статье "Алмаз и мщение".
Интересно сравнить историю и судьбу рассматриваемых произведений. Объединяет их то, что я называю многоступенчатостью. А именно, в каждом из них, выделяются четыре ступени:
1. Реальная история.
2. Описание реальной истории. В первом случае это статья "Алмаз и мщение" Жака Пеше. Во втором - книга воспоминаний Павла Макарова «Адъютант генерала Май-Маевского».
3. Художественное произведение: роман Дюма «Граф Монте-Кристо», серия романов Болгарина «Адъютант его превосходительства».
4. Экранизация произведений.
Описание реальной истории и в том и в другом случае известно немногим. Но на этом сходство и кончается. Далее – разительные различия. Роман Дюма получил мировую известность, редкое произведение сравнится с ним по популярности. Сам я читал роман в пятидесятых годах прошлого века, когда мне было 13-14 лет. Он произвел на меня сильнейшее впечатление. О существовании прототипа главного героя я узнал гораздо позже. Нравится экранизация романа с участием Жана Маре.
Что касается «Адъютанта его превосходительства», я смотрел только телефильм, романа не читал. А о существовании прототипа капитана Кольцова узнал только недавно.
Хотелось бы услышать отзывы о романе читавших его. А, может быть, кто-то читал воспоминания Павла Макарова?
Тешу себя надеждой, что моя скромная статья пробудит у кого-нибудь интерес к трагической судьбе генерала белой армии Май-Маевского.
Комментарии