Мохаммед Мурси, всенародно избранный президент Египта, был президентом ровно год и три дня. Министр обороны страны Абдель Фаттах аль-Сиси в среду вечером объявил о низложении Мурси, прекращении действия конституции и формировании временного правительства. Страна с населением 84 млн человек снова погрузилась в состояние политической неопределенности.
В этой истории нет ярко выраженных борцов за свободу и угнетателей. Конечно, главные кандидаты на роль зла — чиновничество, верхушка армии, спецслужбы, крупный бизнес, обогатившийся при проведшем у власти 30 лет Хосни Мубараке, — не были довольны победой мусульман на выборах и не оставляли попыток подорвать позиции Мурси. Но произошедшее нельзя считать реваншем старой элиты, поскольку демонстрации последних дней поддерживались значительной частью общества и секулярно настроенными лидерами, бывшими противниками Мубарака. Городской средний класс, который трудно заподозрить в симпатиях к прежней элите и который принимал самое активное участие в революции 2011 г., также был настроен против президента-исламиста: граждане собрали миллионы подписей за его отставку и поддержали военный переворот.
Мурси пришел к власти благодаря мобилизационным возможностям «Братьев-мусульман» — партии, десятилетиями находившейся в подполье. Историческая и честная победа мусульман на выборах много значила для всего арабского мира. Сторонники Мурси теперь считают себя жертвой путча. Но и здесь нет чистой картины. Бывшие угнетенные и любимцы простого народа быстро растеряли сторонников.
Египетский обозреватель журнала Economist отмечает, что Мурси за год разочаровал и тех, кто был озабочен только деньгами — бедных и богатых, — и тех, кто был озабочен только политикой. Инфляция, государственный долг и уровень бедности выросли.
Дефицит топлива и сбои в подаче электроэнергии стали хроническими.
В политической сфере главным провалом оказалась неспособность Мурси объединить общество.
Те, кто не считает себя сторонником исламистов, были недовольны попытками «Братьев-мусульман» поставить под контроль институты государства и нормы общественного поведения. Победа на выборах, как выяснилось, не дала исламистам достаточно политического капитала, чтобы исламизировать общество. «В Египте те, чье мнение не учтено, собрались воедино, чтобы снова сменить власть», — пишет главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Мурси и его партию обвиняли в некомпетентности по множеству конкретных вопросов экономики и управления. «Вопрос не в том, кто они, братья-мусульмане или либералы, — цитирует Economist недавнюю статью Мохаммеда аль-Барадеи, одного из лидеров оппозиции, бывшего международного чиновника. — Они просто недостаточно квалифицированы, чтобы управлять государством».
Отсутствие ясной картины в Египте ставит в тупик и международных партнеров страны. Барак Обама, президент США, воздерживается от употребления слова «переворот» не столько потому, что не понимает, кто тут хорошие и кто плохие, сколько потому, что по закону США не смогут оказывать помощь правительству, пришедшему к власти посредством переворота. Но ведь вроде хорошие пришли? Или нет? Моральные категории в политике остались в далеком прошлом.
Комментарии
Не хотя египтяне жить как бедуины овце..бы.
Хотя жить как люди.
там достаточно много исламистов, которые сейчас проиграли, но вряд ли сдадут позиции без боя...
западная демократия давно прогнила... только продажная оппозиция и неразумная молодежь хочет жить "как люди"...
Египтяне не хотят жить как саудовские бедуины козопасы и овце..бы.
Они хотят жить так как жили их предки, вполне цивилизованно.
а по поводу салафитов вы правы... и талибы их поддержат если что финансово, морально и боеприпасами
Не оправдал доверия - уйди!
Другого лидера найдёт народ!