Иная Русь. Пётр Могила.
Митрополи́т Пе́тр (в миру Пётр Симеонович Моги́ла; 31 декабря 1596 (10 января 1597), Сучава, Молдавское княжество — 1 (11) января 1647, Киев) — представитель боярского рода Могила, покровитель православной учёности и книгопечатания, епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского трона (28 апреля 1632—1647).
Благодаря трудам Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. «В 1632 добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви» (БСЭ). При его участии был основан крупнейший в Малороссии центр просвещения — Могилянская академия.
Отец его Симеон Могила был сперва господарём Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 году Могилам после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Речь Посполитую, где у них были сильные и богатые родственники: племянница Симеона, Раина Могилянка, была матерью Иеремии Вишневецкого, которому принадлежала почти вся левобережная Украина.
Во Львовской братской школе Пётр получил образование в строго православном духе. Завершил своё образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. В совершенстве овладел латинским языком. Сначала был военным, участвовал в Хотинской битве, но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан.
В 1627 был избран киево-печерским архимандритом, который прямо подчинялся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носил титул «великого архимандрита». Митрополит Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра определилась вражда между ним и преемником Иова Борецкого на митрополичьей кафедре — Исайей Копинским.
Пётр, не желая ни в чём повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631), но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили её исключительно власти константинопольского патриарха, Пётр объединил свою Лаврскую школу с братской.
В 1632 году был представителем киевлян на сейме в Варшаве при избрании королём польским Владислава IV. Король признал легальное существование православной митрополии в Киеве и четырёх епархий, которые до того времени существовали явочным порядком. Был назначен королём на киевскую кафедру, которую продолжал занимать митрополит Исайя.
Исайя Копинский был признан лишённым сана, а на его место был выбран Могила, с сохранением лаврского архимандритства. «Деградование» Копинского и посвящение Могилы состоялось во Львове в 1633 году и было совершено львовским епископом, экзархом Константинопольского патриарха.
По прибытии в Киев его встретили двумя известными панегириками — от лаврской братии и братской школы. После того как Исайя, не без борьбы, оставил свою кафедру, Могила приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трёх Святителей, которую отдал братскому монастырю.
В 1635 году были раскопаны и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Пётр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец, обращался за помощью и к московскому царю.
Особенное внимание обратил Могила на киево-братскую школу, ныне называемую Могилянской. Хлопоты о переименовании её в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена.
В бытность свою митрополитом Могила издал следующие книги: Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста (1637; в 1616 году это Евангелие в первый раз было издано на зап.-русском литературном языке); Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев (1636); Евхологион альбо молитвослов (или требник; 1646).
Приготовил на латинском языке катехизис под названием «Православное исповедание», подвергшийся обсуждению на Киевском соборе 1640 и одобренный с поправками на соборе в Яссах в 1643 году. «Исповедание» в греческом переводе было разослано для проверки и одобрения восточным патриархам; напечатано только в 1662 в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Могилой было издано «Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан» (1645).
Для изданной Могилой книги Афанасия Кальнофойского «Τερατουργήμα» (1638) сам Могила доставил рассказы о чудесах печерских.
Принимал большое участие в составлении резко-полемического сочинения «Λίθος» (см. Лифос).
Из проповедей Могилы известны две: «Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина» и «Слово на брак Януша Радзивила». Записки П. Могилы отчасти напечатаны в «Киев. епарх. вед.» 1861—62 г.
Им были задуманы две колоссальные работы: «Жития святых» (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII ст.
Мнения о нём. Канонизация
Поэт, академик Санкт-Петербургской Академии наук А. Х. Востоков (1781—1864): «Иноземец по рождению, но воспитанный народом и Церковью, которым он отдал всю свою жизнь, Могила более русский, чем всякий русский».
Прот. Георгий Флоровский: «Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем… Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры. И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома.(Вот где был путь Украины. Так нет же пьяница Богдан всё испортил). Рутский считал, что он вполне „расположен“ к Унии. Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание. Для него стоял только вопрос юрисдикции.»
В 1996 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) святителя Петра, митрополита Киевского, несмотря на то, что предложение о его прославлении было отклонено комиссией Московского патриархата. 8 декабря 2005 года свт. Пётр был канонизирован на всей территории РПЦ. Известны также свидетельства о его народном почитании в Румынии и Польше.
Комментарии
Комментарий удален модератором
"И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома". Ну-ну. А кто еще выдвигал его в патриархи?
Комментарий удален модератором
Я вообще мало знаю об этой стороне медали. очень мало.
"Я родился в С.-Петербурге в 1817 году, но уже шести недель от роду был увезен в Малороссию... поэтому я и считаю Малороссию своей настоящей родиной" (с. 545). "Так как я малороссиянин, то легко быть может, что Вы встретите в меня ошибкы против правописания" (из письма П.А.Плетневу. Толстой специально ввел вместо русского "у меня" украинское "в меня" - "в мене"). Конечно, А.К.Толстой на каждом перекрестке не кричал, что он украинец, малорос. Как об этом не кричали Чайковский, Чехов или Маяковский. Но достаточно открыть изданные в Москве (!) книги из серии ЖЗЛ, там их родослловная и этническое происхождение. Иногда это упоминание в письме или четверостишие, как у Маяковского:
"Я не из кацапов-разинь.
Я дедом казак
Другим - сечевик.
А по рожденью грузин".
Впрочем, это все явно не для тебя. Сложновато, да? Пока ухватываешь? Едем дальше. Слова "пожарный", "булочная", "рабочий", "запятая" - натуральные существительные, хотя форма у них прилагательная. В школе нужно было учиться, а не курить по сортирам.
Вообще байка про прилагательное "русский" выдает крайнюю степень невежества и тупости того, кто ее повторяет. Действительно, нужно быть абсолютным дебилом, чтобы писать такую дремучую херню публично, даже не поинтересовавшись сутью вопроса хотя бы в интернете. Привет укронавтам!
Тогда это меня очень удивляло, ведь коммунисты в те времена церковных деятелей не уважали, а иногда даже и постреливали.
Это сейчас они всем кагалом в церковь повалили и клянутся в своей набожности.
:-))
автокефалию Москва обьявила самовольно!!! именно это и послужило причиной раскола!!!
И более 100 лет автокефальность русской церкви не признавалась никем. Ни Константинополем (у же Стамбулом) ни другими епархиями православной церкви. В том числе и Киевом.
А католичество тут ни при чём.
Не нада гражданскую войну выдавать за польскую интервенцию!!!
http://maxpark.com/community/4315/content/1882401
Я же написал, что давайте барон оставим москалей на время, в своей берлоге, а обсудим польские дела, ибо как так получилось что в независимом польском госсударстве, православная русская церковь, через того же Петра Могилы, безнаказано притесняет вассалов официальной государственной католической церкви.. Уж не эти ли события справоцировали Потоп?? Классный фильм кстати, наверное себе закачали уже???
В данной вами ссылке про москальские дела ни каких фактов особенных и нема. Хотя становятся понятны действия Могилы по расшатыванию устоев польского государства.. Слаб был польский король..
А то что все города по пути следования му присягали-это канешна гипноз???
Поляки гипнотизировали чи шо?
ну, Потоп описан многа и подробно.
И Тарас писал:
А чванитесь, що ми Польщу
Колись завалили!..
Правда ваша: Польща впала,
Та й вас роздавила!
Канешна, восстание Хмеля в Потопе сыграло свою роль.
У Грозного было около 100 сотни незаконнорожденых-это те которых он сам удавил.
а всех ли удавил???
Обычные отношения. Пришёл Дмитрий к полякам-помогите по соседски трон вернуть?-))
Как то вы себе это представляете упрощённо.
А то как то всё запутано-)))
а кто призвал и признал своим царём Владислава???-))
И Годунова земский собор кстате ВЫБИРАЛ!
- Я вас приветствую, - отозвался отец Кабани хриплым, как боевой рог, голосом. -)))
латы не заржавели. У нас как то вот июль на удивление не жарким получился. так шо зори уже холодные.
тем не менее-на соборе было представительство ВСЕХ слоёв общества.
Не лукавьте, в Земстве не было предствательств крепостного крестьянства. Не было представительсва, коренных народов Севера, и русскоязычных поморов, предствителей вновь принятых народов. Да и каквы себе представляете выборы земства в сибирской земле, ага в татарском ханстве как раз автономии. и самоуправления, в то время, как раз и не хватало. Да и какие к чертям выборы. Вызвал воевада своих слуг, ткнул пальцем, ты бушь от Мурома, а ты от Переславля. Вот и все выборы.
да нет. Не ткнул пальцем-ты будешь....
В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».
Потому и правильно заметили, что Ключевский определял, Платонов считал, а на самом деле возможно было иное... Вам же самим не нравится как Ключевский с Платоновым полагали про Украину.. А пологали то что выгодно было власти.. И посему земство это то что власти было выгодно. Так же как сейчас янеку многое что выгодно, да что вам с той выгоды кажется совсем не весело...
Тока я не понял при чём тут Новгород и Земский собор. Вы забываете что масса крестьянства была государственной.
Монархи мля. Узурпаторы.
Чебурашка.
Скоро и мы с тобою.
вместе из города сбежим.
Чтобы в лесу дремучем.
Или на горной круче.
сами себе построим дом.
Рядом на цепь посадим.
Восемь больших голодных псов.
Чтобы они не спали.
И к дому не подпускали.
Горе, врагов и дураков.
Там надо вкопать скамейку.
а перед ней тенистый пруд.
Что бы присев однажды.
мог бы подумать каждый.
а нужен ли он кому то тут??
А вокруг такая тишина,
Что, во век не снилась нам.
И за этой тишиной как за стеной..
Хватит места нам стобой.. вдвоем..
Так что дом цари себе отгрохали, такой что память надолго осталась..
а вот про нас с вами кто вспомнит??.
И славы у них-не меньше.
нуне зачитываются, но знаем трохи.
Разговор учителя и мамаши в Одесской школе:
Циля Абрамовна! Сёма плохо пахнет, Сёму нада мыть!
Мария Семёновна! Сёму не нада нюхать, Сёму нада учить!
У нас то ж самое. Аналогии так сказать-))