Религия войны
На модерации
Отложенный
Борис Фаликов о религиозной стороне сирийского конфликта
02.07.2013, 10:09 | БорисФаликов
Отказ Башара Асада от демократических реформ превратил гражданское противостояние в Сирии в религиозную бойню.
Религиозная окраска событий в Сирии усиливается день ото дня. Все чаще слышны разговоры о том, что на территории страны развернулась настоящая битва между двумя главными направлениями ислама — шиитами и суннитами. Однако ситуация не сводится только к этому противостоянию, все гораздо сложнее и запутанней.
Начать с того, что шиитов в стране ничтожно мало, около одного процента населения, подавляющее большинство которого составляют сунниты — это две трети сирийцев. Немало и христиан самых разных конфессий, примерно 10%.
Однако ключевую роль в происходящем играют алавиты, их чуть больше, чем христиан, — 12%, но к ним принадлежит правящая верхушка страны, включая многочисленное семейство президентаБашара Асада. Не зная, кто такие алавиты, в сути конфликта не разобраться.
Эта таинственная секта возникла в лоне шиизма более тысячи лет назад. Само название говорит о том, что они считают себя последователями имама Али, зятя пророка Мухаммеда, с почитания которого и пошел шиизм. Но все не так просто. Алавиты в силу исторических и географических обстоятельств сильно отошли от шиитского мейнстрима. Начать с того, что они начали почитать Али как бога, что в исламе с его строжайшим монотеизмом недопустимо. Дальше больше. Али вместе с Мухаммедом и его сподвижником Сальманом аль-Фарси превратились в пантеоне алавитов в своеобразную троицу. Судя по всему, их верования и ритуалы претерпели значительное влияние не только христианства, но и гностицизма. К примеру, алавиты уверовали в реинкарнацию: праведники перерождаются в звезды и украшают небосвод, а грешники — в животных, идущих в пищу. Но здесь не место углубляться в религиоведческие детали. Достаточно сказать, что на протяжении долгой истории мусульмане (как сунниты, так и шииты) относились к алавитам с большим подозрением и подвергали их многочисленным преследованиям.
Однако в прошлом столетии алавитам удалось переломить ситуацию. Во многом это произошло благодаря французам. Управляя Сирией между двумя мировыми войнами, они опирались на религиозные меньшинства для контроля над суннитским большинством. Именно под их началом алавиты начали делать успешные военные карьеры. Поэтому не вызывает большого удивления, что пришедший в 1970 году к власти после очередного военного переворота Хафез Асад, отец нынешнего президента, оказался алавитом. Однако для многих это выглядело практически чудом. Американский историк-арабист Даниэль Пайпс по этому поводу пошутил: «Вообразите, что в Индии неприкасаемый стал махараджей, а еврей — царем в России». У шутки была и печальная сторона, и Асад-старший прекрасно ее осознавал. Вооружившись идеологией баасизма, причудливой смеси социализма и арабского национализма, он ввел в стране принцип светскости, который позволял алавитам и другим религиозным меньшинствам, включая христиан, впервые почувствовать себя на равных с суннитским большинством. Однако этого было мало. Да и пост президента, согласно конституции, мог занимать только мусульманин. Поэтому
Хафез Асад начал усиленно заниматься религиозной легитимацией алавизма.
Делалось это двумя путями. Во-первых, он пошел на политическое сближение с ливанскими, иракскими и иранскими шиитами.
В результате основатель движения «Амаль» в Ливане Муса Садр издал фетву, в которой утверждал, что алавиты искони были шиитами. От всяких подозрений и предубеждений следовало отказаться. Эта фетва положила начало будущему союзу Сирии с Ираном и ливанской «Хезболлах». В стране на иранские деньги стали возрождаться шиитские святыни вроде усыпальницы дочери имама Али — Сейиды Зайнаб под Дамаском, открываться их учебные заведения. Во-вторых, сирийское руководство стало продвигать идею исламского единства, преодолевающего различия между суннитами и шиитами. Понятно, что в море этого единства алавитам было проще укрыться от вековой вражды. Да и печальный исторический опыт научил их не выставлять на всеобщее обозрение свои диковинные верования. Более того, они не раз успешно прибегали к учению «такийя» — мол, можно оставаться собой, внешне принимая обычаи своего окружения. На новом историческом витке это им весьма пригодилось.
«Исламизация» алавизма устраивала самих алавитов, принцип светскости — и алавитов, и христиан. Политический союз с Ираном — сирийскую элиту, а вот идея исламского единства не прижилась. Сунниты приняли ее в штыки еще в начале восьмидесятых, что привело к восстанию «Братьев-мусульман», жестоко подавленному. Но триггером нынешних событий стала не эта застарелая вражда, а совсем другое. Авторитаризм асадовского режима, значительно возросший за 30 лет его несменяемого правления, вступил в противоречие с интересами городского отчасти вестернизированного населения, которое требовало демократических реформ. Поначалу нынешний президент Башар Асад, унаследовавший власть после смерти отца, такие реформы обещал. Но потом что-то не заладилось. Огромная власть, аккумулированная в руках силовых ведомств, помноженная на генетический страх алавитской верхушки снова оказаться за бортом истории, привела к необратимым последствиям. Мирные выступления сторонников демократических реформ были безжалостно подавлены армией и тайной полицией. Началась гражданская война.
То, что эта война пробудила к жизни мощные силы религиозной вражды, не удивительно. Принцип светскости, как-то работавший в мирное время, не выдержал напора взаимного насилия. Сунниты быстро припомнили алавитам, что они язычники, шиитам — что они еретики, а христианам — что им вообще не место на святой земле ислама. И получили аналогичный ответ.
Внутренние распри были мгновенно подхвачены соседями — суннитскими монархиями Аравийского полуострова и Турцией и шиитским Ираном с верной «Хезболлах». Не забывают о своих интересах Россия и Китай. В кровавый омут незамедлительно ринулись воины мирового джихада, породненные с «Аль-Каидой». Понятно, что они не могут найти общий язык с теми противниками режима, которые требовали от Асада демократических реформ. Оппозицию раздирают непримиримые противоречия. Запад в растерянности: Асад, конечно, злодей, но оружие, посланное его противникам, может запросто оказаться в руках джихадистов.
Если бы Башар Асад рискнул вовремя пойти на демократические реформы и ради сохранения авторитарной власти не поставил на кон судьбы своих единоверцев и других религиозных меньшинств (прежде всего христиан), которые стали заложниками трагической ситуации, ее можно было бы избежать. Но история не знает сослагательного наклонения.
Комментарии
"Отказ Башара Асада от демократических реформ превратил гражданское противостояние в Сирии в религиозную бойню." От первых двух строчек стало противно читать остальное. ... Но дочитал, дотерпел. Автор вроде как мужик, но рассуждает о политике хуже торговки на овощном рынке.
Я бы не сказал, что за проектом "левых" глобалистов какая-то особая правота.
_______________________________________________________________________________________
"Христиан в Ливан, шиитов под нож" очень демократичный лозунг оппозиции....
Европейскую общественную технологию использовали разные страны. Япония, послегитлеровская Германия, Сингапур, Южная Корея, Чили. И везде она сработала. Везде она привела к высокому уровню жизни и снижению агрессии.
История дама ироничная и ОТМЕНА крепостного права в 1961 пришлась на столетний юбилей реформы Александра II (Освободителя)
Насчет капиталистического нарыва пророчил еще Маркс. Но ничто нигде не лопнуло. Наоборот, европейский опыт перенимают все достойные правители и обеспечивают моментальный рост уровня жизни. Я был в Италии, Швейцарии и Франции. Ни одной мечети не видел. Соборов большое количество и они всегда открыты для всех. Народ во всех странах доброжелательный, ненавидеть его не за что. Доходы тех же арабов, работающих в Европе, на порядок больше, чем на их Родине, поэтому я не понимаю, откуда может взяться ненависть.
Никакие исламисты в Европе власть не возьмут, так как Европа уже перенесла клерикальную болезнь и имеет от нее иммунитет.
"Приезжие плодятся"? Если он родился в Европе, он уже не приезжий. Ничего страшного, если европейцы немного посмуглеют. Американцам это не мешает.
Есть желание причаститься? заходите в мясной ресторан, заказывайте бифштекс с кровью и запивайте бокалом красного вина. Очень рекомендую...
Их подростки, родившиеся уже в Европе, сбиваются в стаи и ведут себя разнуздано, нанося оскорбления и побои местным, которые давно забыли о уличной преступности. Места компактного проживания этих ..грантов обходят стороной не только бюргеры, но и полиция, которая не успевает перестроиться на такой ускоренный рост преступности. Сегодня в Германии, где все входные двери традиционно стеклянные, каждые 4 минуты квартирная кража!
Польша. Категорический запрет на эмигрантов, даже из цивилизованной Турции.
Швейцария. На референдуме народ проголосовал за высылку на историческую родину эмигрантов-нарушителей. Пожалуй швайцы единственные в Европе, кто глядит в своё будущее.
И если смотреть на проблему с точки зрения религии, то это наказание европейцам за Холокост.
-- встречаются же ещё недоумки, кто так считает
Всё остальное - лживые песни в оправдание этой агрессии.
А вот американский и израиловские народы есть,
и вы на них работаете со всей очевидностью и рвением.
А хим.оружие - такая же пропагандистская ловушка, как и "демократическая оппозиция".
Бандиты травят - а Запад обвиняет Асада.
Знакомо.
"Мемориальщики" - как заезження пластинка.
Флудеры.
А по существу ответить - слабО?
Так кто применял химоружие - Асад, или "демократические" наёмники?
Результатом "применения" ХО стала агрессия западного сообщества против Сирии.
То есть это - типичная провокация. Очень похоже на ливийский сценарий.
По принципу "ищи, кому это выгодно" - больше похоже на применение "повстанцев"-наёмников.
Средства доставки - серьёзные - оставили бы характерные следы.
Так что - обвинения в адрес Асада являются не более, чем частью пропагандистского прикрытия очередной "арабской весны".
"Какизвестно", в интернационализации сирийского конфликта заинтересованы те, кто взрастил и вооружил "повстанцев".
Вот, собственно, и всё, что мне известно о химоружии в Сирии.
PS. "Мне известно" - значит "я видел сообщения не анонимных источников".
Впрочем, теперь многим "известно", что и у фашистов газовых печей не было. И тоже не из анонимных источников (ведь бессовестность не синоним анонимности!). А уж в 1944г. в происходящее в Освенциме и поверить было невозможно.
И ради чего? Ради продвижения тезиса "режим Асада - это диктатура коррумпированной хунты".
Каким сирийцам выгодно, чтобы этой "хунты" не было?
Вы от имени всех сирийцев говорите - или от имени тех, кто отрезает головы у людей, кто убивает священников?
О Тухачевском первым заговорил не я, контекста спора о "мемориальщиках" Вы не уловили, с Вами об этом я не разговоривал. О "демократических наёмниках" и разговора не было. Так чего же ко мне привязались?
Типичный троллинг.
Алавиты или Нусайриты - одна из сект шиитов, отделившаяся от основной массы шиитов .
Да, уж... "Демократические реформы" как способ разрешения религиозных противоречий.
Религиозные конфессии и течения-секты по самой своей природе обречены на экспансию, на расширение своего влияния. И оставить всё "как есть", закамуфлировать эти конфликты "демократическими процедурами" - то же самое, что отрезать торчащий конец стрелы. "Не торчит - и ладно".
Межконфессиональный мир возможен лишь при наличии более фундаментального фактора - сдерживающего либо объединяющего.
Стоило почувствовать "слабину" правительства, или "дружескую помощь" одной стороне - это состояние неустойчивого равновесия сменяется катастрофическим развитием с непредсказуемым результатом.
Не случайно ведь "озлобленный Збышек" сотоварищи в своё время заложил свою "дугу нестабильности".
В мутной водице можно выловить много чего.
Только не мир и не процветаниею
Там одни (основная часть) воюет против фашистской диктатуры. А другая (салафиты) против сатанизма алавитов/БААСистов.
Речь не об "уничтожении народов", а об уничтожении военно-фашистской хунты.
Вы правы, уважаемый, цель свержение правления, сатанистов-сектантов алавитов.
Тень Рейха стала солнцем Баас
http://wordyou.ru/kolonki/ten-rejxa-stala-solncem-baas.html
- Автор, судя по всему, не понимает, кто устроил бойню. Интересно, как бы он написал, если бы подобная ситуация произошла в России. Думаю, написал бы дословно, только вместо "Асад", написал бы "Путин"
Комментарий удален модератором
Слишком уж притянута "демократия" в феодальном, по многим параметрам, теократическом обществе.
Это как рай на земле, Свежо предание...
Доклад А.П.Никонова на съезде ПРБМ
Напротив, проявлять мягкость к людоедам (не метафора, см. кадры в Инете) было бы спмоубийственной глупостью. Башар вовремя это понял. Западу пришлось отбросить все маски и открыто поддержать людоедов, что означает глубочайший идейный кризис. Если Асаду удастся хоть относительно стабилизировать ситуацию и примирить большинство населения, это будет создание новой модели для исламских стран.