Знаете, для каждого из нас есть болезненная сфера, которая важна не только по политическим, но и по личным мотивам. То, что пытаются сделать с российской наукой, затрагивает лично меня. Я всегда хотел заниматься наукой, занимался ею, что не всегда, по объективным причинам, получалось, и сейчас, к счастью, ею опять занимаюсь. Поэтому с ситуацией знаком.
Медведевское правительство и Ливанов вышли с чудовищной инициативой о реформе Академии. Конечно, наша академическая наука и управление ею не лишены недостатков, но нам предлагают тушить пожар керосином. Вся идея этой реформы сводится к уже неоднократно доказавшему свою порочность представлению о том, что «особо эффективный менеджер» (по меткому выражению генерала Маркина) может «особо эффективно» управлять чем угодно. Можно вспомнить, что наворотили эффективные управленцы, которых Сердюков привел в Министерство Обороны – Следственный Комитет до сих пор расхлебать не может. Эффективные управленцы в Минздраве, о которых доктор Рошаль сказал много правильных слов; а следователи, расследовавшие многочисленные «дела томографов», много правильных слов написали в обвинительных заключениях. Эффективные управленцы в МинОбре, благодаря которым высший балл по ЕГЭ у выпускников с Северного Кавказа, а за хорошее среднее образование скоро придется платить – бесплатно будет преподаваться только православие, патриотизм, физкультура, ну и русский с арифметикой. Медведевские проекты в науке давали почему-то в результате своей деятельности не новые разработки и публикации в престижных научных журналах, а уголовные дела. «Сколково» с уже эпическим (и клиническим) случаем с вознаграждением в 750000 долларов за 10 лекций на тему «инновации – это хорошо». «РОСНАНО», раздававшее государственные деньги фирмам-однодневкам, и выписывающее зарплату даже рядовым «эффективным менеджерам» по триста тысяч…
«Результаты научно-исследовательской деятельности были опубликованы в… обвинительном заключении»;))
Однако, даже если предположить, что «особо эффективные менеджеры» будут вакцинированы от коррупции, и приобретут стойкий иммунитет к ней, то все равно, их управление наукой будет пагубным и для науки, и для государства в целом. Менеджерам свойственно измерять эффективность всего снижением издержек и увеличением прибылей. Но к науке такие критерии неприменимы. Как и к Армии, кстати. Наука – это не бизнес и не муниципальное управление, а весьма специфическая область, требующая наличия специфических компетенций, у «особо эффективных» отсутствующих напрочь.
Помимо выведения управления наукой из-под контроля компетентных специалистов – ученых, законопроект открывает возможности для отчуждения у Академии собственности в пользу государственных органов, не связанных с наукой (было общежитие РАН – стало общежитие МВД); и для ликвидации структурных подразделений Академии (был НИИ – стал торговый центр). Такая «форточка» в законе однозначно свидетельствует о том, что истинная цель реформы не увеличение эффективности научных исследований, а разрушение целостной системы, которой до сих пор являлась российская наука. Мы помним, как под разговоры о конверсии и об увеличении эффективности в середине 90-х целые заводы сдавались на металлолом. Это вообще фирменный стиль власти – прикрывать самые грязные действия словами, диаметрально противоположными этим действиям. У Геббельса, что ли, научились? А то у нас Академию разваливают ради увеличения количества научных публикаций, а в Третьем Рейхе евреев в концлагеря и гетто загоняли «ради их же собственной безопасности».
Академия наук – такой же столп государственности, как и Армия, например. Как РПЦ. Как крупные стратегические предприятия, типа «Газпрома» и «РЖД». Это система, и система, создававшаяся сотни лет. Сейчас Медведев, в каком-то болезненном угаре воинствующего антитрадиционалиста, имеющего латентную неприязнь к российской государственности, устраивает очередной безумный эксперимент. Разрушить-то он сможет, а вот построить у него компетенций не хватит, да и не факт, что хватит у кого-либо – тут важно время, традиции, преемственность. Действительно, реформатор – хуже революционера. Я революционер, но и то, я прекрасно понимаю, что есть вещи, которые нельзя трогать, которые надо бережно хранить, а не разрушать «до основания, а затем!..» Реформаторы же у нас такие, что их можно охарактеризовать фразой Максимилиана Волошина «Замыслы неистовых хирургов/ И размах заплечных мастеров»… Но ладно бы, они были резкими – вот, Петр I тоже был резкий, однако отнюдь не дурак. Наши же инноваторы и реформаторы медведевского разлива думают, судя по всему, что Айфоны не на заводах изготовляются и не в лабораториях разрабатываются, а растут на ветках деревьев на Болотной Площади, под воздействием креативного духа. Нет понимания того, что постиндустриальная экономика возможна только на мощнейшей индустриальной базе, от которой нельзя отказываться, а надо постоянно развивать даже в самом постиндустриальнейшем раю. И как мы уже видим, нет понимания того, что инновации, рождающиеся в «Малых Инновационных Предприятиях», возможны только на мощной и системной академической научной базе. Это почва, без которой невозможен рост любых инновационных бизнес-стартапов, о которых так любят говорить медведевские реформаторы. Во-первых, где сможет будущий инноватор приобрести необходимые для создания коммерчески привлекательной разработки научные компетенции? В академических институтах.
Где он будет осуществлять исследования, еще на самом начальном этапе, до начала коммерциализации разработки? В академическом институте.
Понадобится фирме-МИПу провести исследования на весьма дорогостоящем приборе, стоимостью под несколько миллионов долларов (ну, например, электронный микроскоп) – куда они обратятся? В академический институт.
Нужно будет МИПу с биологическими разработками провести химические исследования, а МИП с химическими разработками провести биологические испытания – куда пойдут стартаперы? В соответствующие институты системы РАН.
Не надо поэтому говорить о неэффективности РАН. У нас в стране присутствует неэффективность коммерческого использовании того колоссального научного потенциала, которым обладает РАН. Но это, знаете ли, не проблема РАН. Это проблема государства, проблема бизнеса, но никак не проблема ученых. Ученые сами страдают от этого. Уезжают-то, в основном, не за длинным рублем (деньги сейчас и российской науке появились, слава Богу), а от невостребованности. Любому ученому хочется увидеть практическое воплощение своих идей, но, увы, в связи с особенностями российской политической и экономической систем, в которых все мешает инновационному развитию – от коррупции до деиндустриализации, такое счастье ожидает ученого, как правило, только за рубежом.
Но валят с больной головы на здоровую – так же проще! Это напоминает поведение каких-то дикарей, которые не могут использовать по назначению случайно попавший к ним сложный прибор, и разбивают его. Вот и наша диковатая система не справляется со сложными «приборами», доставшимися с имперских времен, и предпочитает их уничтожать. Высокотехнологичная промышленность, Армия, система образования и здравоохранения, теперь вот наука. Хорошо, что хоть сообразили как газом пользоваться и железными дорогами, а то и там бы начались «выходы в кэш через металлолом». Может, нас спасло то, что трубы закопаны, а рельсы костылями прибиты;)?
Показательным в этом законопроекте является даже не его коррупционогенность (мало ли у нас законов принимается с изначальным расчетом на коррупционные возможности?), а какое-то нарочитое унижение научного сообщества, которое несет в себе этот законопроект. Это выражается и в тайной подготовке проекта, относительно которого не посоветовались ни с кем из академических ученых, даже с недавно избранным Президентом РАН Фортовым. И в наглом утверждении Медведева о готовности продавить этот проект через Госдуму за считанные дни. И в самой сути законопроекта, утверждающего, что ученые менее компетентны в управлении наукой, чем «особо эффективные менеджеры» наподобие «наложниц» Сердюкова. Есть известный исторический случай, хорошо иллюстрирующий последствия идиотских решений поставить чиновников управлять тем, чем должны управлять специалисты:
«Морской министр Бирюлев, прочтя рапорт одного из своих подчиненных, просившего выписать из Франции для подводных лодок некоторое количество свечей зажигания, недрогнувшей рукой вывел резолюцию: «Достаточно будет пары фунтов обычных стеариновых». (Случай из истории Первой Мировой Войны)»
Н-да, современное научное оборудование-то посложнее свечей зажигания будет…
Так и представляю, как мне придется объяснять какой-нибудь ТП с дипломом «Университета Натальи Нестеровой», чем обычный микроскоп отличается от электронного, и почему мне нужен именно электронный, хотя он в тысячи раз дороже, да и почему мне вообще нужен «какой-то там чертов микроскоп»!
Знаете, среди российского научного сообщества очень много патриотов и энтузиастов, готовых работать в своей стране даже в условиях хронической нехватки денег. Но любой патриотизм имеет предел прочности, и ничто так ни разрушительно для патриотизма, как унижение. Унижаться ученые не хотят и не будут. Это, знаете ли, действительно интеллектуальная элита нации. И действительно креативный (в прямом смысле этого слова) класс. И самые настоящие global russians. «Креаклы» в турпоездках по западным странам могут сколько угодно отчаянно инстаграммить «цивилизованный мир» и истекать ядом по отношению к «проклятой рашке» и «трудящемуся быдлу», но они на Западе никому нахрен не нужны, в отличие от российских ученых. Им не нужно навязываться и униженно просить политического убежища, рассказывая, как «боролся за демократию», не нужно инвестировать награбленные миллионы, чтобы им разрешили жить в западных странах. Российских химиков, биологов, физиков, программистов, математиков там ждут с распростертыми руками, причем как на Западе, так и на Востоке. Очень многие из них не просто бывали на Западе, а и подолгу работали там в серьезных научных центрах, но все равно возвращались в Россию, хотя им предлагали остаться. Что же власти будут делать с этими людьми, если ничто не будет их держать в стране, если тупость и унижение разорвут их связи с Россией? А главное, что власти будут делать без этих людей? Что страна будет делать без этих людей?..
Я призываю всех, независимо от ваших политических убеждений, включиться в компанию противодействия этому закону. Лоялист Вы или оппозиционер, левый, националист, либерал – не важно. Это касается всех. Россия, извините за пафос, у нас одна. А парализация отечественной науки, готовящаяся саботажниками из медведевской команды, неминуемо утянет на дно третьего мира нашу пока ещё, несмотря ни на что, великую страну.
Прошу распространить информацию!
P.S. Некоторые полезные ссылки:
Мероприятие Инициативной Группы МГУ по защите РАН:
http://www.facebook.com/events/489113037834731/
Сайт «Общества научных работников» (ОНР):
http://onr-russia.ru/
Сайт «Совета молодых ученых РАН»:
http://yras.ru/
Президиум РАН выступил против планируемой реформы:
http://lenta.ru/news/2013/07/01/presran/
Академики Сибирского, Уральского, и Дальневосточного отделений РАН потребовали отставки Правительства:
http://expert.ru/2013/06/28/akademiki-trebuyut-otstav..
КПРФ запускает процедуру отставки Правительства в связи с проектом реформы РАН:
http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/120200.html
Текст законопроекта:
http://www.piboc.dvo.ru/tmp/305828-6.pdf
Комментарии
Выдача 450 мандатов депутатов Думы представителям партий – была незаконной. Он в соответствии с части 4 статьи 3 «Основ конституционного строя» России должен был, вместе с Чуровым, привлекаться к уголовной ответственности. Все промолчали. Медведев, потеряв чувство меры, решил, что ему всё дозволено.
http://gidepark.ru/user/Viktor1932/content/1271132
Теперь расхлебываем.
В марте 1990 года Чубайс с группой сторонников предложили Михаилу Горбачёву проект рыночных преобразований, предусматривавший вариант насильственного ограничения политических и гражданских свобод (свобода слова, права на забастовки и др.)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%81
С тех пор.... они ни шагу назад не сделали, идя к своим гнусным целям.
http://www.youtube.com/watch?v=R9dctkUvMYE
Комментарий удален модератором
Источник, http://www.eskulapus.ru/polis/science.htm
А что вы теперь хотите, если общество молчало в 1998 году, когда закладывалась "бомба" под Российскую науку?
Реформа РАН нужна, но это должны делать специалисты ,а не
медведевы.В первую очередь академики должны очистится от липовых академиков итд итп ,не должно повторится МИЛИЦИЯ-ПОЛИЦИЯ реформа провалилась с треском
лишь РАН! Ни один из медведевских реформаторов, включая
его самого, а также усе Сколково, во главе с самими........ими,
не смогуть, усе вместе решить даже самую простую науч- но-техническую задачу. Например, такую какую могла ре- шить у Советское время любая девчушка Авдотья, окочи- вшая ПТУ: А вот с какой скоростью должен Сколковец пе-
реставлять ноги, чтобы, как Святые, перемещаться по во-
де туды-сюды, без погружения в неё более чем по щиколо-
тку? Не знают они, и без мзды узнать не смогуть!
А еще за Реформирование берутся! Ну, не получаются у их
пирожные! Не по этой они части!
Когда Эффективные Менеджеры разрушали российскую промышленность, академики промолчали - они ведь не были промышленниками!
Когда Эффективные Менеджеры разрушали армию, академики опять промолчали - они ведь не военные, их это не касается.
Когда Эффективные Менеджеры разрушали здравоохранение и образование - академики были выше этой мелочной суеты.
Когда Эффективные Менеджеры пришли к академикам, оказалось, что остальным точно так же нет никакого дела до академиков...
А значит, все, что нужно, купим на западе, ну, или на востоке, тут уж как конъюнктура сложится.
Если кому-то кажется, что вместо современного организма РАН, имеющего тончайшую и сложнейшую структуру взаимоотношений между специалистами и научными областями, можно быстро соорудить что-то квазиподобное и в течение пары лет получить эффект, то он просто глупец. Реформа образования дала плоды.