О "затягивании союзниками открытия второго фронта"

Сегодня слушал очередную программу Особое Мнение на Эхе Москвы. Своё мнение, как обычно по пятницам, представлял Николай Карлович Сванидзе. И вот, в каком-то контексте, у него прозвучало выражение "затягивание открытия союзниками второго фронта". Меня это резануло, тем более, что я очень положительно отношусь к Николаю Карловичу и уважаю его исторические познания. На этой волне я и решил написать статью об "открытии второго фронта союзниками".

На самом деле, строго говоря, фронт между союзниками и Рейхом был первым, существовал с 4 сентября 1939 года, ещё в то время, когда Германия и Советский Союз были союзниками, рвали на части Польшу по предварительному сговору, ходили совместными парадами "победы" и делали совместные угрожающие заявления в адрес "англо-французских империалистических поджигателей войны". А вот второй фронт открыл Гитлер, напав на СССР 22 июня 41-го года. Что бы ни говорили советские пропагандисты, но война между Англией и Германией продолжалась. Так, меньше, чем замесяц до 22 июня, 27 мая, после длительной погони и сражений, потеряв гордость королевского флота линейный крейсер Худ, англичанам удалось потопить один из 2 суперлинкоров Гитлера - могучего Бисмарка. Продолжались стратегические бомбардировки городов Германии английскими бомбардировщиками, начавшиеся в 1940-м году. Все знают, что переговоры Молотова с Риббентропом и Гитлером в ноябре 40-го года несколько раз прерывались или переводились в подземные бункера во время налетов англичан на Берлин.

Кроме того, с 10 июня 1940-го года англичане (с 8 ноября 1942 года к ним присоединились американцы) вели ожесточенную войну с Германией и Италией в Северной Африке. Эта война завершилась победой союзников 13 мая 43-го года и обошлась странам Оси в 950 тысяч человек, 8000 самолетов, 6200 стволов артиллерии, 2500 танков и 70 тысяч автомашин - достаточно серьёзный вклад союзников в дело победы над общим врагом.

Но, обычно, под "вторым фронтом" понимают второй театр военных действий на европейском континенте, ибо открытие такого ТВД союзниками могло угрожать непосредственно Германии и должно было заставить Гитлера снизить военное давление на СССР.

В принципе, нельзя рассматривать события войны в отрыве от хронологической линии или, если и соблюдать хронологию событий, то только на одном каком-то ТВД. Это просто нельзя делать. События, происходившие на разных ТВД или на разных участках фронта, оказывали или НЕ оказывали влияние на события в других местах.

Ещё летом-осенью 41-го года, убедившись в полной военной несостоятельности своих вооруженных сил, разгромленных врагом за полтора месяца, Сталин стал требовать как можно более скорой высадки сил Соединенного Королевства (США тогда ещё были нейтральной страной) на европейский континент. Правда, зимой 42-го тон "лучшего друга советских физкультурников" резко изменился. Воодушевленный победой в битве за Москву, обманутый Жуковым и Ко (они рассказывали Хозяину басни про "разгромленные дивизии немцев"), он временно перестал выражать интерес во "втором фронте". В тот момент Вождю показалось, что теперь КА уже научилась бить врага, несколькими мощными ударами можно будет "добить" вермахт и рвануть в Европу - в такой ситуации, для мечты о завоевании всей Европы, высадка союзников была бы совершенно излишней.

И тут произошел очередной облом - разгром Крымского фронта, падение Севастополя и Харьковская катастрофа, последствием которой стал прорыв врага к Кавказу и Сталинграду.

Вопрос об открытии "второго фронта" снова стал исключительно острым. В мае 42-го Сталин срочно отправляет В.М.Молотова в Лондон и Вашингтон. Главная задача Вячеслава Михайловича - срочно добиться от "империалистических поджигателей войны" высадки в Европе, чтоб оттянуть на себя хоть некоторую часть сил стран Оси от Восточного фронта.

Специально обращаю внимание - май 42-го.

Положение СССР критическое: немцы рвутся к Кавказу и к Волге, станичники накрывают столы в ожидании немцев, фронт разваливается, войска разбегаются, катастрофически нехватает техники, вооружений, оборудования для эвакуированных и новых строящихся заводов, стратегических материалов, да и просто элементарной жратвы...

Положение союзников не такое катастрофическое, но тоже не позавидуешь.

Англичане втянуты в войну на Северо-Африканском и Средиземноморском ТВД - Роммель рвется в Египет и далее, в Ирак. Пропустить немцев в Ирак, для Британцев - это потерять главный источник "крови войны" - нефти. Да и для СССР это тоже кирдык - через Ирак проходит главный путь поставок по ленд-лизу, без которых Советский Союз просто рухнет (см. абзац выше). Англичане едва-едва сдерживают Роммеля. В августе Черчилль, едва поднявшись после инфаркта, срочно летит в Северную Африку поддержать экспедиционный корпус. Монтгомери только-только назначен командующим этим корпусом.

Англия задыхается в морской блокаде, идет "битва за Атлантику", требующая огромных усилий от Америки и Англии.

Соединенные Штаты всего 6 месяцев назад вступили в войну. На Тихоокеанском ТВД ситуация угрожающая. 8 мая Япония захватила Филиппины, генерал Макартур по приказу Рузвельта бежал, оставив армию. Японцы рвутся в Новую Гвинею и Австралию. С января 42-го продолжается битва за Соломоновы острова.

Американский флот, потерпев сокрушительное поражение в Перл Харборе ещё далеко не восстановлен. Поднять и отремонтировать корабли, пострадавшие во время нападения императорского флота, построить десятки новых кораблей - задача нелегкая и быстро не решается. 4-8 мая произошла битва в Коралловом море. Авианосец Лексингтон потерян, а Йорктаун получил серьёзные повреждения. Из 4 авианосцев на весь Тихий океан у американцев остаются 2,5: Энтерпрайз, Хорнет и Йорктаун уползает в док на ремонт.

Сухопутной армии у США практически нет. Танковые войска США в 40-м году - это 400 легких танкеток. Только в 41-м начинается производство более-менее приемлимых танков, только в феврале 42-го начинается производство танков Шерман. И при этом, промышленность США должна ещё помогать Англии и СССР... Рузвельт только недавно подписал "план победы" для промышленности. Места мужчин на заводах заняли женщины, которым ещё нужно научиться собирать танки и самолеты.

Вобщем, со всех концов, у всех союзников ситуация тяжелая, если не катастрофическая. И в этот момент Молотов летит в Лондон и Вашингтон требовать высадки союзников в Европе.

22 мая Молотов говорил в Лондоне о необходимости отвлечь с  восточного фронта по меньшей мере 40 германских дивизий. Черчилль говорит, что это невозможно. Просто физически не реально. Ни войск, ни десантных средств просто физически нет! Немцы господствуют в воздухе над Европой. Высадка в таких условиях невозможна. Но даже, если бы и была возможность высадить во Франции сколько-нибудь значительные силы, без снабжения, без водушного прикрытия - противник просто сметет их без особых усилий. И СССР это ничем не поможет, и союзники потеряют всех людей, массу техники, кораблей.

Пик напряжения в переговорах был достигнут в середине дня 22 мая, когда Молотов спросил у  Черчилля, какой будет позиция Англии, если Советская армия потерпит поражение в 1942 году. Черчилль ответил, что «если, вопреки всем ожиданиям, Советская армия  будет разбита, мы будем сражаться с помощью Соединенных Штатов, стараясь  создать преобладающие военно-морские силы, которые в течение 18 месяцев или 2-х  лет дадут нам возможность осуществить разрушительные воздушные рейды на  германские города и нанести ущерб немецкой промышленности. Мы будем поддерживать блокаду и осуществим высадку на континенте, преодолевая  сопротивление слабеющего противника. В конечном счете мощь Великобритании и  Соединенных Штатов возобладает». Черчилль описал все эти обстоятельства как  сугубо гипотетические. Поражение русской армии было бы для человечества  величайшей трагедией. Лично он не верит в такой исход. 23 мая Черчилль информировал Сталина о приеме им Молотова: «Мы  дали ему полный и искренний отчет о наших планах и о наших ресурсах. Что  касается предложения заключить советско-английский договор, — писал  Черчилль, — то он (Молотов) объяснит вам наши трудности, исходящие из  того, что мы не можем не учитывать наших прежних соглашений с Польшей, позиции  нашего и американского общественного мнения». В этот сложный момент Москва  предоставила Черчиллю новый вариант договора, в котором уже не было пунктов,  касающихся прибалтийских государств и Польши. В позитивном восприятии нового  варианта, как считают некоторые западные историки, во многом была заслуга  Идена. Договор был подписан и, как сказал Черчилль, «мы теперь союзники и  друзья на 20 лет».

Поездка в США.

29 мая Молотов прилетел в Вашингтон. Его поселили в Белом Доме, в комнатах, где раньше останавливался Черчиль. Главный вопрос - об открытии 2-го фронта.

Рузвельт предпочел, чтобы  Молотов услышал ответ от менее софистичных политически, более прямолинейных в  существе дела военных. Полагает ли генерал Маршалл, что президент США может  пообещать советскому руководству открытие второго фронта в текущем году?  Начальник штаба американской армии ответил утвердительно. Тогда, минуя  оговорки, президент США попросил передать главе советского правительства, что  можно ожидать, открытия второго фронта «в данном году».

Лицо Молотова выразило  удовлетворение. Впервые у Рузвельта возникло ощущение, что лед между ним и  Молотовым тронулся. Это было серьезное обещание, данное в самой серьезной  обстановке. Однако, были ещё и комментарии генерала Маршалла и адмирала  Кинга о сложности концентрации войск. Тем не менее, именно комментарии Маршалла и Кинга были главным сказанным. Политическая воля высадиться в Европе в 42-м году была, но физической возможности для этого не было.

В военно-стратегическом плане, конечно, предпочтительнее было бы высадиться во Франции, но там были собраны довольно значительные силы противника, да и требуемое для любой десантной операции категорическое превосходство в воздухе, в 1942 году достигнуть было невозможно.

Для высадки в Европе с южного направления, чере Балканы или Италию, требовался плацдарм, которым могла бы стать Северная Африка, но там шла война. Без решительной победы над силами Оси в Северной Африке не могло быть и речи о высадке в Италии или на Балканах. Поэтому американцам пришлось сначала направить свои силы на помощь англичанам против Роммеля и французских войск правительства в Виши, контролировавших Алжир и Марокко.

Несмотря на все сложности и дефицит всех рессурсов, принимая во внимание катастрофическое положение Красной армии в Сталинграде, Черчилль всё-таки отдает приказ подготовить и осуществить высадку во Франции. Пусть небольшую, но может она отвлечет внимание вермахта от СССР.

19 августа началась самоубийственная для союзников битва за Дьеп. Как и предсказывали военные, нападение десанта было легко отражено, из 6800 человек, высадифшихся на континент, 5000 погибли или попали в плен. Ни создать плацдарм, ни даже отвлечь какие-либо дивизии немцев не удалось.

8 ноября американский экспедиционный корпус начал Мароканно-Алжирскую операцию, высадившись в Северной Африке. Военные пообещали Рузвельту, что в первой четверти 43-го года они закончат войну в Африке и начнут готовить вторжение в Европу с южного направления.

В составе американских экспедиционных войск прибыл и Антаун де Сент-Экзюпери. Наш любимый писатель, автор Маленького Принца и сотен афоризмов, но мало кто в СССР знает его фразу, сказанную после высадки: "Я отдаю должное американским парням, которые покинули свои семьи и дома, чтобы отправиться за океан и сражаться не за спасение своей страны, а за спасение европейских народов от фашизма".

На Тихом океане ещё летом были освобождены Алеутские острова и одержана блистательная, переломная победа при Мидуэй, в ноябре освобождены острова Гилберта и Маршалловы острова.

Во Второй битве за Эль Аламейн союзники нанесли решительное поражение войскам Роммеля, которому ещё некоторое время удавалось спасать свои войска умелым маневрированием и контрударами, но всё-таки, к марту 43-го силы Оси в Северной Африке были окончательно разгромлены и капитулировали.

Наконец возникла возможность для высадки в Европе. Теперь предстояло решить где высаживаться. Рассматривались 4 варианта:

  1. Высадка во Франции с западного направления
  2. Высадка во Франции со стороны Средиземного моря
  3. Высадка в Италии
  4. Высадка на Балканах.

Для высадки во Франции со стороны Атлантики (побережье и порты сильно укреплены, большое количество войск вермахта и французов-вишистов, мощные силы люфтваффе) по-прежнему сил было недостаточно. Для такой операции потребовалось бы около 0,5-1 миллиона человек в первом эшелоне.

Высадка на Балканах (любимая геополитическая идея Черчилля), несмотря на поддержку партизанской армии Тито, не выглядела достаточно перспективной.

Высадка в Италии - это удар в "мягкое подбрюшье Европы", выглядела более убедительно и перспективно. Тем более, что для начала можно было высадиться на Сицилии, которую потом использовать как плацдарм для начала наступления вдоль аппенинского "сапога". Италия была слабым звеном, которое можно было вырвать из цепи стран Оси относительно "недорого", быстро и с максимальным военно-политическим эффектом.

Для СССР начало 1943 года выглядело замечательно. После всех военных поражений, отступлений и бегства, Сталину, самыми драконовскими методами, удалось, наконец, заставить свои войска воевать, массовое бегство, сдача в плен и дезертирство из рядов армии стало быстро сокращаться, ленд-лиз, набирая обороты, стал очень существенно влиять на мобильность, управляемость и боеспособность армии. Была одержана замечательная победа под Сталинградом и всё выглядело вполне радужно. Но едва только Паулюс капитулировал, как последовал катастрофический разгром под Харьковом, холодным душем охладив горячие головы. Несмотря на явное улучшение дел, прочно захватить стратегическую инициативу не удалось.

К концу весны 43-го года сложилось шаткое равновесие сил на советско-германских фронтах и летняя кампания должна была решить в какую сторону качнется чаша весов.

Известно, что советская разведка заблаговременно вскрыла планы Гитлера на летнюю кампанию, командование КА разработала свой контр-план и стороны стали интенсивно готовиться к решающим боям. Мало известно то, что британские разведслужбы тоже вскрыли план летней кампании вермахта на советском фронте и стали увязывать свои планы на вторжение в Европу с планами Германии.

5 июля 1943 года началось сражение на Курской Дуге. Оборона КА на южном фасе дуги не выдержала удара немцев и за 7 дней была прорвана. 2-й танковый корпус СС 11 июля занял Прохоровку. За Прохоровкой обороны уже не было, но были войска Степного фронта, стоявшие в резерве для проведения контрнаступления. Из этого резерва была срочно изъята 5-я гв. танковая армия, которая вместе с 5-й гв. армией должна была мощным ударом тысячи танков расплющить прорвавшиеся в Прохоровку войска немцев. Однако, сражение под Прохоровкой, произошедшее 12 июля, закончилось катастрофически. Немцы с минимальными потерями разгромили наступающие советские войска. Путь во фланг и в тыл всей группировки советских войск на Выступе был практически открыт.

В тоже самое время, 10 июля войска союзников высадились на Сицилии. Для Германии ситуация резко изменилась и 13 июля Гитлер провел совещание высшего командования.

Эрих фон Манштейн в книге Упущенные Победы пишет:

Совещание 13 июля началось заявлением Гитлера о том, что положение на Сицилии, где западные державы высадились 10 июля, стало серьезным. Итальянцы вообще не воевали. Вероятно, мы потеряем остров. Следующим шагом противника могла быть высадка на Балканах или в южной Италии. Необходимо сформировать новые армии в Италии и на западных Балканах. Восточный фронт должен отдать часть сил, и потому операция «Цитадель» не может дольше продолжаться…

Танковые дивизии СС из 2-го т.к., в которых, кстати говоря, воевали от 5% до 8% граждан СССР, ещё продолжали наступать до 16 июля, но в ночь с 17 на 18 их скрытно вывели в тыл для переброски в Италию. Советские "историки" вешали нам лапшу про большие потери немцев под Прохоровкой, но это не подтверждается. Начав сражаться 5 июля, имея 321 единицу бронетехники, корпус был выведен в тыл 18 июля, имея около 290 танков и САУ.

Высадка союзников на Сицилии 10 июля 1943 года - и есть реальная дата открытия союзниками второго фронта в Европе. И хотя о разгроме Германии в ближайшие месяцы речь пока не шла, но именно в июле 43-го союзники сделали то, что Молотов и Сталин требовали сделать в 42-м году. Германии пришлось оттянуть часть сил в Италию, ослабив давление на восточном фронте, что позволило и советским войскам склонить чашу весов в свою сторону, захватив стратегическую инициативу. С этого времени Гитлер уже не мог выбирать где, когда и какими силами проводить наступательные операции - теперь ему приходилось отвечать на одновременные удары на разных фронтах, разделенных гигантским расстоянием. По этой причине, Гитлер больше не мог быстро и оперативно перебрасывать крупные силы с одного направления на другое и его военная машина затрещала.

Кроме описанного выше, 43-й год ознаменовался ещё одним переломным событием: американские Летающие Крепости всерьёз занялись Германией. Американцы бомбили днем, англичане - по ночам. Несмотря на высокие потери (до 20% в каждом массовом боевом вылете), Германия ещё и попала под круглосуточный бомбовый пресс.

Ну и наконец, 6 июня 1944 года союзники начали заключительный том 2МВ в Европе с высадки в Нормандии. Через 2 недели их поддержали с Востока и советские войска, начавшие Белорусскую наступательную операцию.

Фактически, война была выиграна Встречей на Эльбе 25-26 апреля 1945 года. Соединившиеся союзные и советские войска разрезали Германию на части, полностью парализовав систему госуправления, транспортную и промышленную системы страны. После этого, даже штурм Берлина стал ненужным. Германия и её вооруженные силы больше не контролировались, не управлялись и не координировались из столицы.