Были ли женские штрафные формирования в годы Великой Отечественной войны?
У войны, действительно, не женское лицо. Между тем как на фотографиях и лентах кинохроники запечатлены яркие женские образы в военной форме, туго затянутые армейскими ремнями. Они разделили с мужчинами все тяготы и смертельный риск фронтовой жизни, в том числе, как это ни парадоксально, и штрафной. Хотя, конечно, женский взгляд на события тех лет – он особый, глубже, а потому и трагичнее. «Какие слова найти, – писала Светлана Алексиевич, “открывая” эту тему, – чтобы от мысли о войне человека тошнило… Вот женщины и говорят об этом, у их войны другие слова, запах другой и цвет другой. Для них война – это прежде всего убийство. О такой войне мужчины нам не рассказывают, и вот почему они долгое время не хотели, да и не хотят по сей день, чтобы женщины говорили…» [1. С. 575].
И именно этот исследовательский ракурс остается вне поля зрения историков. Вместе с тем в условиях обескровленности армии в начальный период войны женский резерв становился поистине бесценным. Поэтому уже в 1942 г. в СССР была проведена массовая мобилизация женщин на службу в действующую армию и тыловые соединения. Только на основании трех приказов наркома обороны Сталина от апреля и октября 1942 г., сравнительно недавно рассекреченных и опубликованных в сборнике «Русский архив» [2], подлежали мобилизации и направлению в войска связи, ВВС и ПВО 120 тыс. женщин. По линии ЦК ВЛКСМ на военную службу были призваны около 500 тыс. девушек, 70% которых были направлены в действующую армию.
Женщины должны были заменить на фронте красноармейцев во вспомогательных службах, выполнять работу связисток, вооруженцев, водителей автомашин и тракторов, телефонисток, разведчиц, пулеметчиц, номеров орудийных расчетов, кладовщиц, библиотекарей, поваров и даже летчиков. Тогда же были изданы приказы о замене годных к строевой службе красноармейцев тыловых учреждений, управлений наркомата обороны, военных округов и штабов фронтов, призванными в армию солдатами старших возрастов, ограниченно годными и негодными к строевой службе, а также женщинами [1. С. 567].
Тем самым женщины оказались «вписанными» в рамки соблюдения воинского устава, четкой субординации и жесткой фронтовой дисциплины, что, как показали источники, оказалось делом совсем нелегким, учитывая приговоры за различные воинские правонарушения, выносимые военным трибуналом в равной степени мужчинам и женщинам. Разумеется, что после официального утверждения штрафных воинских частей «Приказом № 227» от 28 июля 1942 г., был поставлен вопрос о создании женских подразделений подобного типа. Интересным представляется распорядительное «Приказание войскам 8 Гвардейской армии № 099» от 6 августа 1943 г. [3. С. 15], где за подписями начальника штаба 8-й Гвардейской армии гвардии генерал-майора Владимирова и начальника Отдела укомплектования гвардии полковника Копеина предписывалось осужденных военным трибуналом женщин-военнослужащих в соответствии с применением примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР направлять не в штрафные, а в войсковые части, находившиеся на передовых линиях, для прохождения службы санитарками [3. С. 15].
В то же самое время, как свидетельствуют обнаруженные нами источники, были прецеденты зачисления женщин в состав штрафных формирований. Свидетельством этого, в частности, является «Приказ войскам 8 Гвардейской армии № ОУ/0141 о досрочном освобождении штрафников 126 отдельной штрафной роты» от 12 ноября 1942 г. [4. С. 131]. Здесь в числе прочих имен штрафников, «искупивших свою вину перед Родиной», под порядковым номером 26 значится Рытько Анна Григорьевна [4. С. 131]. Однако остается неизвестным проступок, за который она была направлена именно в штрафную часть и в каком качестве, поскольку других документов, способных пролить свет на эти вопросы, в деле не оказалось.
Хотя косвенным свидетельством характера деяний, квалифицируемых как воинские преступления, за которые виновница подлежала наказанию в виде заключения в штрафную роту, может служить выдержка из Приказа начальника тыла также 8-й Гвардейской армии за № 0231 от 24 марта 1944 г. о лишении старшины Дыриной К.И. присвоенного ей воинского звания [5. С. 255]. Приказ гласит, что «своим поведением старшина Дырина дезорганизовала работу всего взвода, саботировала выполнение боевых заданий на дорогах, допуская грубость и площадную брань в отношении командования роты. При переходе из роты в штаб батальона, старшина Дырина дезертировала, но была задержана на КПП» [5. С. 255]. В результате было решено «Дырину Клавдию Илларионовну за недостойное поведение, саботаж выполнения боевых заданий на дорожных работах, дезорганизацию работы подразделения и дезертирство из части лишить присвоенного звания “старшина” и направить в штрафную роту» [5. С. 255].
Но и здесь не все очевидно и вопросы остаются. Во-первых, в деле не содержатся документы, проливающие свет на дальнейшую судьбу Клавдии Илларионовны. Не вполне ясно, отправили ли ее в штрафную роту или же на передовую санитаркой, как это предписывалось Приказанием той самой 8-й Гвардейской армии за № 099 от 6 августа 1943 г. Во-вторых, из «Приказа начальника тыла» непонятны мотивы поведения Дыриной К.И., равно как и проблема того, насколько сознательным было нарушение воинской дисциплины военнослужащей, либо это явилось результатом психологической или «иной» реакции женщины на экстремальные условия данных фронтовых обстоятельств.
Примечательно, что ровно через год, 6 августа 1944 г., установка «Приказания войскам 8-й Гвардейской армии № 099» (женщины-военнослужащие не должны направляться в штрафные части) была вновь повторена в «Приказе заместителя Народного комиссара обороны № 0244» [6. С. 309–310] с той лишь разницей, что теперь речь шла уже о женщинах-офицерах: «Офицеров-женщин, осужденных за совершенные преступления, в штрафные части не направлять; тех из них, которые за совершенные ими преступления осуждены военными трибуналами с применением второго примечания к ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР и соответствующим ст. УК других союзных республик, направлять в части действующей армии» [6. С. 310].
Сам факт повторного обращения к данному вопросу свидетельствует об актуальности возвращения к данной теме, причем уже на более высоком государственном уровне, а именно – заместителя народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Подводя итоги, можно заключить, что специализированных штрафных формирований, предназначенных для отбывания наказания только одними женщинами, в годы Великой Отечественной войны все-таки не было. Частным подтверждением данного факта являются воспоминания полковника в отставке, инвалида Великой Отечественной войны И. Рощина, высказавшегося по этому вопросу однозначно: «В истории Великой Отечественной войны не было никаких штрафных женских батальонов или рот. Я это утверждаю не только как человек, прошедший войну от звонка до звонка, но и как военный историк» [7].
Однако пребывание женщин среди разного рода штрафников-мужчин как раз утяжеляло само их положение. И хотя женщины согласно особо оговоренным условиям не подлежали отправке в штрафные подразделения, их пребывание в пенитенциарных воинских формированиях в качестве «искупающих свою вину перед Родиной за совершенные правонарушения» все-таки имели место быть. Это требует дальнейшего изучения на новой источниковой базе.
Комментарии
верно... кроме того бросали много военной техники и амуниции которую немцы использовали в войне...
Война принесла народам России и Японии ухудшение их материального положения, рост налогов и цен. Государственный долг Японии возрос в 4 раза, её потери составили 135 тыс. убитыми и умершими от ран и болезней и около 554 тыс. ранеными и больными. Россия затратила на войну 2347 млн. рублей, около 500 млн. рублей было потеряно в виде отошедшего к Японии имущества и потопленных кораблей и судов. Потери России составили 400 тыс. убитыми, ранеными, больными и пленными
Читать полностью: http://www.km.ru/referats/7D037E568FAC4BC3A387BFFFAB0D96CB
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Дворяне, кстати, считали себя не особо ниже по статусу, чем царская фамилия...
Считайте, что это была форма импичмента для императора.
Известна эпиграмма Лермонтова на Ф. Булгарина, за его сотрудничество в французами в 1812 году:
Россию продает Фаддей
Не в первый раз, как вам известно,
Пожалуй, он продаст жену, детей
И мир земной, и рай небесный,
Он совесть продал бы за сходную цену,
Да жаль, заложена в казну.
Своими комментами, Юра, ты доказываешь лишний раз, что "хоккеист" и образование вещи несовместимые. ))))
Укажите ссылку на эту информацию.
А вот названия не знаю. Может быть кто-нибудь подскажет?
Непосредственно самодержцу...
https://www.youtube.com/watch?v=jhYOtf0pjWs
1. В те времена не было детских жестоких банд
2. В том свидетельстве фильма женщина говорит, что дети плакали увидев ее. Отморозки не будут плакать
С печки свалился?
Комментарий удален модератором
Ну вот "полководцы" и их прихвостни, бросившее армию - разве не герои?
Общие потери русских войск за время обороны города составили 102 тыс. человек. Союзники потеряли 72 тыс. человек, не считая умерших от болезней.
P.S. Беспрецедентный случай в истории войн. Обороняющиеся! понесли большие потери наступающих!
http://www.rusizn.ru/rom15_021_03.html
P.S. Беспрецедентный случай в истории войн. Обороняющиеся! понесли большие потери наступающих! - Это мои слова. Всё! остальное, а тем более таблицы - официальные источники.
Так, что...
Как, мне кажется, в 41 году война не кончилась. Приведите цифры потерь в 44 - 45 годах сами. Та же война. Те же генералы. А то это сделаю я. И тогда все! поймут, что Вы..
Хорошо наговлено штампов для пустоголовых
А зачем бросили страну
Зачем не защитили?
При огромном превосходстве сил и средств?
Зачем отдали неприятелю технику, вооружение, танки, склады?
Рекомендация для пустоголовых читайте, все читайте даже солженицына, беседуйте, смотрите и получите полный ответ на перечисленные Вами вопросы.
А если коротко, то Вы сами хорошо знаете, что основная причина предатели, пятая колонна, такие как хрущевы, микояны, тимошенки, жуковы, павловы, кирпоносы, птухины, коробковы, понеделины, туполевы и прочие огромная армия предателей, которые сдавали в плен бойцов РККА, заводили армий в котлы, изматывали бойцов, гробили технику переходами, бросали в наступления и бессмысленные атаки войска по частям, обеспечивая легкую победу вермахту, сдавали войсковые склады в целости и сохранности, даже склады ГСМ, которые поджечь и уничтожить не представляет труда.
Не будь предателей, пятой колонны, вермахт вообще не начал бы войны, вся надежда у него была на пятую колонну. Один вермахт без пятой колонны для РККА не очень большой соперник и это все знали и гитлер, и черчиль.
==
Не смешите. Ссылки и факты лучше дайте.
Не бросили а не смогли вывезти.С суши немцы вагоны не подогнали а с моря бомбили и слабенький Черноморский Флот был беспомощен аки младенец против волка.Но правда и в том что через два года Гитлер =бросил их в Севастополе.И их уже в плен не брали а топили в том-же месте как крыс кров ожадные коммуняки
Генерал Власов не бросил
Тут один, (имею в виду Крылова) все валит на коммунистов. Представляю, была бы война он-то уж первый был бы предателем. Вот кто затаил лютую ненависть ко всему чем мы жили до 91-го.
— Атаковать! — звонит Хозяин из Кремля.
— Атаковать! — телефонирует генерал из теплого кабинета.
— Атаковать! — приказывает полковник из прочной землянки.
И встает сотня Иванов, и бредет по глубокому снегу под перекрестные трассы немецких пулеметов. А немцы в теплых дзотах, сытые и пьяные, наглые, все предусмотрели, все рассчитали, все пристреляли и бьют, бьют, как в тире. Однако и вражеским солдатам было не так легко. Недавно один немецкий ветеран рассказал мне о том, что среди пулеметчиков их полка были случаи помешательства: не так просто убивать людей ряд за рядом — а они все идут и идут, и нет им конца.
Да нет Назовите мне предателей в войну 1812 года или в Первую мировую А тут предатели генералы!!!! Никогда в русской армии генералов предателей не было, да и офицеров то же".
Специально для тех, кто как предатель прячется за ЧС, т. е . Ю. Крылову.
В январе 1812 г. персы нахлынули на карабагское ханство и в Султан-Бада-Керче окружил батальон Троицкого полка, который, потеряв старших начальников и оставшись под командою капитана Оловянишникова, сложил оружие. Вся кавказская армия была возмущена сдачей Оловянишникова.
2 января 1905 года комендант крепости Порт-Артур Стессель, полагая, что шансов на выручку со стороны Маньчжурской армии в обозримом будущем нет, капитулировал. Впоследствии он был осужден военным судом за малодушие, но помилован царем.
Небогатова приговорили к смертной казни за сдачу остатков флота противнику (раненого Рожественского судить было нельзя). Смертная казнь была заменена 10 годами каторжных работ, а через 2 года Небогатова помиловали и выпустили на свободу.
1914 г., после смерти Самсонова А.В. по приказу генерала Клюева Н.А., нового командующего 2-й армией, 20 тыс. русских солдат сдались в плен даже не раненым!
Под Танненбергом в августе 1914 г. в германском плену оказались 15 генералов, в Августовском лесу в феврале 1915 г. – 11, наконец, в крепости Новогеоргиевск – 17.
Комментарий удален модератором