Почему пора освободить Ходорковского

На модерации Отложенный

Президент Путин объявил, что намерен амнистировать порядка 10 тысяч предпринимателей, отбывающих срок за экономические преступления. Это конституционное право главы государства. Акт амнистии никак не связан с тем, насколько хороши действующие в стране законы. И в этой связи меня весьма удивила реакция на амнистию премьера Медведева, опубликованная на днях в СМИ. Почему-то Медведев увязал этот акт милосердия с действующим законом, который «до сих пор несет на себе печать советского правоприменения». Причем тут правоприменение?

Кстати, в наследство Путину и Медведеву достался вовсе не советский, а вполне буржуазный закон, принятый в свое время Верховным Советом России. Соответствующий всем европейским нормам закон, который закрепил отношения частной собственности и механизм регулирования экономических отношений в этих условиях. Премьер-министр уже не впервые апеллирует к советскому прошлому, прикрывая таким образом собственное незнание. Хорошо бы было и дату рождения Медведева переместить в эпоху Ельцина, Гайдара, Черномырдина и прочих прохвостов. А то ведь тоже родился в советскую эпоху. Тоже несет на себе печать советского прошлого, соответственно, никак не может быть полноценным.

Похоже, премьеру неведомо то обстоятельство, что уголовный или гражданский кодекс любой страны отражает не только специфику современного политического режима, но и глубинные исторические традиции, элементы обычного права, характер общественных отношений. Казалось бы, Дмитрий Медведев - специалист по римскому праву. Он должен знать, что, например, гражданский кодекс Франции, утвержденный Наполеоном и созданный на основе кодекса римского императора Юстиниана, воцарился в континентальной Европе на столетия и действует до сих пор. Так что, неужели он несет на себе печать рабовладельческого правоприменения?

Прежде, чем так скоропалительно что-то комментировать, не помешало бы подумать. Если уж выявились какие-то недостатки закона, принятого нами на Верховном Совете России, так предложите изменения. Но зачем так непристойно ссылаться на какое-то советское право. Почему тогда не на римское?

Во вторых, амнистия – это форма милосердия, которое может проявить глава государства или высший законодательный орган. В отличие от акта реабилитации, когда человек признается невинно пострадавшим, акт амнистии не связан ни с какими тонкостями закона. Если он принят, юристы должны обеспечить его правоприменение. Но Медведев пытается подменить волю главы государства или законодателя технологией применения - дескать, у нас не разработана правоприменительная практика, она до сих пор советская, поэтому сначала нужно ее изменить, а потом уже проявлять милосердие. Что вообще нелепость. Эти предприниматели уже понесли наказание, они все-таки не уголовники и не представляют общественной опасности. Они свое отсидели.

Более того, этот акт милосердия следовало бы распространить и еще на одного предпринимателя – на Михаила Ходорковского. Не имеет значения, признает он свою вину или нет. Я напомню про свой случай. Когда приняли соответствующий акт амнистии, от меня тоже потребовали подписать, что я признаю вину. Я отказался и написал следующее – акт амнистии признаю, но виновным себя не считаю. Однако воля главы государства не должна зависеть от мнения осужденного человека.

Отмечу и некоторые важные обстоятельства, связанные с моим насильственным отстранением от важнейшей государственной должности и абсолютно незаконным содержанием в тюрьме Лефортово (похоже скорее на похищение). Кстати, где были наши знаменитые правозащитники, почему они   поддержали этот откровенно нацистски - фашистский переворот по «окончательному решению проблемы парламентской республики» и лидера Парламента - «чеченца Хасбулатова» - так они тогда выражались, первыми вбросив семена национальной вражды в официальную кремлевскую политику. Лев Пономарев (со товарищи), депутат Верховного Совета, радостно приветствовавший ликвидацию Парламента и мой арест, должен крепко запомнить, что когда его на днях бойцы ОМОН выволакивали за ноги из его офиса по ступенькам, при этом крепко поддавая, это - прямое следствие в том числе его личной деятельности в 1992-1993 годах.

Кстати. Отмечу и некоторые обстоятельства важнейшие последствия тех событий для страны, которые тщательно обходятся хитроумными аналитиками.

Жестокая расправа с Парламентом, который возглавлялся «чеченцем Хасбулатовым», вызвала огромное недовольство всего населения Северного Кавказа (радовались только сепаратисты, с которыми Кремль заигрывал, натравливая их на Председателя). Они крепко запомнили, что в Кремле рассматривают их как граждан «второго» сорта, представителям которого путь заказан в высшие эшелоны власти. Именно эта жестокая расправа породила кремлевско-чеченскую войну, которая обнажила предельную слабость той «новой ельцинской России», которая едва не разлетелась вдребезги. Результатом стало предельное ее ослабление и превращение в откровенную марионетку Америки на всем протяжении ельцинского правления. Эти воспоминания о недавнем прошлом пришли мне в голову в связи с жестоким отношением к Ходорковскому со стороны власти. Жестокость, ярость, месть в политике всегда ведут к потерям, милосердие -в том числе к павшим - проявление чести и благородства.

Конечно, Ходорковский - вор и мошенник. Конечно, свои миллиарды он добыл нечестным путем, здесь для меня нет вопросов. Но он не политик. Он даже выступать не умеет. Я как-то его слушал и был поражен, что он даже мысли свои излагать толком не может. Все его статьи из неволи – неважно, написаны они самим МБХ или проплаченными спичрайтерами – это не более чем компиляция из публикаций специалистов. Искусно поданные как некие размышления старца о судьбах паствы. Они попросту смешны, в них нет ничего оригинального или поучительного. И попытки радикал-либералов выдать их за некую программу обновления России абсурдны. У меня сложилось о Ходорковском представление как о жестком, не слишком чистоплотном в моральном отношении, дельце средней руки. Он действовал по тем же мошенническим схемам, как и примерно сто семейств, сформировавшихся в ельцинскую эпоху всеобщего грабежа национального достояния. Само осуждение Ходорковского десять лет назад не удивляет. Удивляет, почему рядом с ним на скамье подсудимых не оказались хотя бы человек десять из этой стаи мошенников. На чем основана такая избирательность наказания? Вот что возмущает – почему только одному этому человеку пришлось отдуваться за всех? И уж если вор должен сидеть в тюрьме, то почему у нас до сих пор не сидит министр обороны, экс-министр сельского хозяйства, экс-министр МВД и далее по списку?

Я считаю, что Ходорковский свое отсидел. 10 лет – это очень много. Я сидел 5 месяцев и прекрасно понимаю, о чем говорю. Этого парня пора выпустить, раз уж тем более амнистия. Не надо от него требовать покаяния или признания вины – это уже политическое лицедейство и чистой воды издевательство.

Кстати, о политическом потенциале Ходорковского сегодня много рассуждает Белковский – провокатор, который в свое время приложил руку к тому, чтобы Ходорковского посадили. Тогда, если не ошибаюсь, в 2002 году, он разместил довольно провокационный доклад, в котором предрекал беду, заговор среди магнатов и в том числе явно намекал на Ходорковского. И власть испугалась. Хотя глупо было так пугаться – эти магнаты в тысячу раз более трусливые чем власть, поэтому от них никакой угрозы быть не может. Нет ее и сегодня. Даже если Ходорковского не лишат политических прав и позволят ему принять участие в политическом процессе - ну кто за ним пойдет?

Что заставляет удерживать Ходорковского за решеткой? Я думаю, здесь такая же ситуация, как в свое время и с Ельциным. Когда со всех сторон сидят помощнички безголовые и наушничают, накручивают, создают впечатление, что повсюду враги, что где-то наносят удар, готовят покушение или переворот. Есть еще такая специфика, что очень крупные должностные чины привыкают к определенным лицам в окружении. Как к любимым вещам. А каждый из окружения стремится извлечь для себя некоторую выгоду или хотя бы просто выслужиться, проявить свою активность, что он на страже день и ночь, что муха мимо него не проскочет. Но за Ходорковским ничего нет. Это просто несчастный и, кстати, напуганный до смерти, человек, который уже 10 лет сидит. Поэтому давно пора его пожалеть и выпустить с остальными по амнистии.