Граждане смогут инициировать внеплановые проверки НКО

Новый закон об иностранных агентах, который вызвал столько опасений, в том числе в западной прессе, тем не менее не вызвал ни массовых закрытий НКО, ни их регистрацию в качестве «иностранных агентов». Пока что единственным случаем, когда известная НКО попала под его действие, стал эпизод с обществом «Голос», которое объявило закону бойкот и в результате за отказ регистрироваться лишилось лицензии на целых полгода.

С одной стороны, закон не заработал благодаря схеме ухода от ответственности, которая была разработана в кратчайшие сроки. Теперь сотрудники зарубежных НКО работают исключительно на российские деньги, чуть ли не в убыток себе. Однако при этом они трудоустроены ещё и в параллельной структуре, которая получает заказы из-за рубежа, но по функционалу под закон не попадает и выглядит как чисто коммерческое предприятие.

Тем не менее, с другой стороны, одной лишь мошеннической схемой объяснить малую практику применения нельзя. С разъяснениями выступил Минюст РФ. Закон об НКО действует на основании результатов проверок организаций, где будет сказано, что найдены определённые нарушения. Понятно, речь идёт преимущественно о результатах внеплановых проверок.

Между тем у Минюста есть право внепланово проверять НКО, однако нет достаточных оснований это право применять. В результате своевременно реагировать на сведения о нарушении законодательства Минюст не может. Об этом сообщается в пояснительной записке к внесённому правительством в Госдуму законопроекту.

Фактически сейчас речь зашла о том, чтобы вернуть редакцию закона об НКО в состояние двухлетней давности, когда предполагалось дать Минюсту четыре основания внезапно нагрянуть с проверкой.

Вот эти основания:

— у НКО истекает срок выполнения предписания об устранении выявленного нарушения;

— представление избирательной комиссии о поступлении в избирательные фонды или на счета партий средств со счёта НКО;

— приказ президента, премьера или прокурора;

— обращение граждан, юридических лиц, органов власти и СМИ о признаках экстремизма в деятельности организации.

«Независимые» СМИ уже откомментировали эту новость как грядущие «беспрерывные проверки, которые коснутся не только иностранных агентов, но и всех организаций». Учитывая, что после принятия законопроекта инициировать проверку НКО на предмет экстремизма смогут сами граждане, куда уместнее было бы говорить о том, что прежде безгласное общество окажется способно само контролировать гражданские институты.

При этом, поскольку за последнее время в обществе невероятно возросло чувство ответственности, как бы не оказалось, что своевременно реагировать Минюсту мешало не то, что он поздно узнаёт о нарушениях, а собственная медлительность. Во всяком случае, после принятия законопроекта это выяснится очень быстро. Нет никаких сомнений, что в случае с возмутительными мероприятиями уровня «кровавых чебурашек» Марата Гельмана просьбы о проверках на экстремизм могут начать поступать в тот же день.

По мнению Максима Григорьева, президента Фонда исследования проблем демократии и члена Общественной палаты РФ, сами по себе внеплановые проверки — это нормальное явление, поскольку НКО часто используются для целей, которые не соответствуют заявленным, включая коммерческие. Вопрос в том, какова будет правоприменительная практика. Именно она, а не формулировки в законе, определит, насколько эта норма будет благотворной, заявил он «Однако».