Кого на Украине страшат ценности Русского мира

На модерации Отложенный
Кого на Украине страшат ценности Русского мира
 

В ходе мониторинга  состояния и тенденций религиозности общества, проводимого  специалистами Центра Разумкова и Фонда Конрада Аденауэра на Украине, особое внимание обращается на отношение к «доктрине Русского мира». В разделе «Украина-2013: государственно-конфессиональные отношения» анализируются ответы на вопрос:  «Чи чули Ви про Доктрину “Русского мира” Патріарха Кирила?» (Слышали ли Вы о Доктрине “Русского мира” Патриарха Кирилла?)

Авторы исследования не без признаков удовлетворения отмечают: «Вопреки предположениям некоторых экспертов и обозревателей о возможном активном распространении в украинском обществе доктрины Патриарха Московского и всея Руси Кирилла “Русский мир”, увеличение числа тех, кто слышал об этой доктрине, не наблюдается».  И приводят данные о том, что в 2010 году среди всех опрошенных «тех, кто слышал» о доктрине было 17%, а в 2013 году – 19%, а среди верующих соответственно – 15% и 21%.

Аналитики обращают особое внимание на то, что данная доктрина лучше известна тем, кто ее воспринимает критично. Так, свое ознакомление с ней отметили 35,1%  сторонников УГКЦ, 28,5% – «УПЦ КП» и только 21,8% – УПЦ МП.

Вызывает некоторое недоумение постановка вопроса о том, «слышали ли Вы» о доктрине «Русский мир». На наш взгляд, корректнее было бы спросить – «знаете ли Вы» о данной доктрине. В принципе и сам термин «доктрина» вызывает в сознании некоторый негатив. Вспомним хоть ту же «Доктрину Аллена Даллеса»…

Опрашиваемым было предложено определиться с утверждением, на что направлена доктрина. А выбор был небольшим – «Доктрина “Русского мира” направлена на…»: 1. «Духовное единение русского [російського], белорусского и украинского народов»; 2. «Реставрацию Российской империи»; 3. Трудно ответить.

По Украине в целом в 2010 году 56,8% из «тех, кто слышал о доктрине» отдали предпочтение  «духовному единению русского, белорусского и украинского народов», 30,4% – «реставрации Российской империи», 12,7% опрошенных затруднились ответить.

В 2013 году, как утверждают специалисты по изучению общественного мнения, ситуация изменилась – только 39,7%  респондентов посчитали, что «доктрина» направлена на «духовное единение русского, белорусского и украинского народов», а 48,4% – «на реставрацию Российской империи», 12% затруднились ответить. 

Негативное восприятие  «Русского мира», связанного с Патриархом Кириллом, характерно, по приводимым данным, для жителей западных областей Украины. 78,3% «тих, хто чув» выбрали из предложенных ответов «реставрацию Российской империи», а 12,6% – «духовное единение…»

Иная картина в других областях страны. Считают, что «Русский мир» связан с «духовным единением» народов в центральных областях 45,7% опрошенных жителей, в восточных областях – 59,5%, в южных областях и Крыму – 70,4%, а сторонников  предложенного варианта «реставрации империи» оказалось соответственно – 39,4%, 28,6%, 14,8%.

Авторы исследования приводят отдельно мнения «верующих», которых «распределили» в четыре группы, по «церковно-конфессиональной принадлежности» – «УПЦ (МП)»; «УПЦ (КП)»; «Другие православные»; «УГКЦ».

70,9% среди тех, кто относит себя к УПЦ МП, верят, что «”Русский мир” Патриарха Кирилла» направлен на «духовное единение народов»,  такого же мнения придерживаются и 20%, относящих себя к «УПЦ КП» (сторонников позиции «реставрации империи» соответственно – 15,1% и 69,5%).

«Империалистическая» сущность «Русского мира» грезится 95% опрошенных прихожан УГКЦ. Настолько циничен язык изложения результатов «мониторинга», что его авторы число сторонников «духовного единства» в «Русском мире» среди униатов отметили фразой:  «Група недостатньо чисельна для статистичного аналізу».

* * *

О чем же говорят эти цифры?  Нет, не о хронической русофобии на Украине. Они говорят о том, что жители Украины практически ничего не слышали и не знают о характеристике Русского мира, данной  Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Пропагандистская (украинская ли?) информационная машина исправно работает на увеличение числа тех, кто считает «Русский мир» инструментом «реставрации Российской империи».

Данные проведенного исследования (пусть даже с помощью «умело» сформулированных вопросов и ответов) просто вопиют о том, что есть полнейшее равнодушие в распространении положений о Русском мире даже среди прихожан УПЦ Московского патриархата.

Зато униаты, как всегда, сработали на опережение: вряд ли все они знакомы с самой характеристикой Русского мира, а вот нужная интерпретация вложена практически во все  умы и сердца верных УГКЦ.

«Для нас, украинцев, быть собой – значит строить «украинский мир». Это не концепция противостояния против кого-то. Мы – народ, у которого украли историю, и произошло это в угоду тем или иным имперским идеологиям. «Украинский мир» – это мир свободного человека, народа, который родился более тысячи лет назад во время крещения Руси» – это слова главного униата Украины Святослава Шевчука. Он же говорит: «Когда этот „русский мир“ перестает быть только „российским миром“ и проектируется как определенное цивилизационное пространство, где украинцы должны быть обязательной неотъемлемой составляющей, возникает очень много вопросов».

* * *

А что в действительности говорит Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о Русском мире?

Приводимые ниже положения как раз были высказаны им в  2010 году, когда был начат «мониторинг» отношения жителей Украины к «доктрине “Русского мира” Патриарха Кирилла».

Он говорил о том, что «Русский мир придуман не в Москве или в Петербурге, а родился на свет много веков назад на берегах Днепра… Если 862 год считается точкой отсчета бытия русской цивилизации, то 988 год является началом Русской Церкви. Все, как в жизни человека: сначала рождение, а затем крещение… на протяжении всей тысячелетней истории Церковь непрестанно заботилась о духовном просвещении и благе Русской земли. Как же Русской Церкви не беспокоиться сегодня и в будущем о Русском мире, который вырос из корня Руси и народы которого вверены Богом ее пастырскому попечению?»

Патриарх отмечал, что «память об историческом происхождении, а значит, и о воле Божией в отношении Руси сохраняется в названии Русской Православной Церкви. Однако она давно является многонациональной… Благодаря православной вере народ Руси перерос свою этническую ограниченность и смог создать вместе с другими народами единое цивилизационное пространство, в котором Русская Церковь совершает свои пастырские труды… За время своего исторического существования каждая Поместная Православная Церковь создала свою духовную традицию, которая представляет собой совокупность языка, понятий, исторического опыта и форм деятельности, возникающих в ходе проповеди и воплощения вселенских христианских принципов применительно к национальным, историческим, географическим и другим особенностям народов, ею окормляемых… За столетия бытия Русской Православной Церкви сложилась русская православная традиция. В нашем случае у этой традиции есть еще собственное наименование — “Святая Русь”.

Идеал Святой Руси стал плодом сотворчества всех народов, окормляемых Русской Церковью и связавших свою судьбу с исторической Русью».

Патриах Кирилл подчёркивал: «Верить во Христа каждый народ научается на своем языке и в рамках своей культуры и затем творчески ее преображает. Вот почему православная традиция существует в виде греческой, русской, румынской и других. И вот почему каждый народ так высоко чтит своих просветителей и устроителей своей духовной жизни. Для Русской Церкви это — первый проповедник святой апостол Андрей Первозванный, просветители — равноапостольные Кирилл и Мефодий и, конечно, крестители — святые равноапостольные Владимир и Ольга. Но на этом жизнь национальной духовной традиции не останавливается. Когда она входит в соприкосновение с реальной жизнью народа, то она содействует формированию культуры, которая определяет цели, правила и ценности общественной и частной жизни людей

Следующим шагом развития духовной традиции может стать формирование цивилизационной традиции, которая уже переходит границы одного народа и генерирует способы духовной и материальной жизни, объединяющие в одно общество людей разных этносов и религий… В прошлом в православном мире примером такой цивилизации была византийская цивилизация. Именно по ее образцу формировалась русская цивилизация, которая всегда осознавала себя как одна из ее продолжательниц… русская цивилизация открыта к разным культурам и традициям. Однако бесспорно и то, что Русская Церковь наиболее активно участвовала в закладке Русского мира и его развитии. Она также является источником его жизненной энергии. А потому ее духовный опыт, религиозная мысль, святыни, духовные центры, святые и выдающиеся деятели являются неотъемлемым достоянием Русского мира. Бесспорно и то, что в созидании русской цивилизации важный вклад вносили и вносят представители ислама, буддизма, иудаизма и традиционных христианских конфессий, а также светских течений мысли. Важно также признавать их значение и роль в формировании русской цивилизации…

Что же нас всех объединяет? Единая система ценностей и опыт ее воплощения в истории. Эта система ценностей включает в себя: религиозную веру и межрелигиозный мир,  свободу и нравственное совершенствование личности, самопожертвование ради других, крепкую семью,  уважение старших, соборный совет и действие, творчество, трудолюбие, справедливость, любовь к Отечеству, заботу о сотворенном мире…

Единая система ценностей задавала и задает общие координаты мышления в богословии, философии, социальной мысли, естественно-научном исследовании. Так создавалось и создается общее культурное наследие Русского мира…

Нас также всех объединяет общая историческая память. Она охватывает события прошлого, обращена к настоящему и открыта будущему…

Русская цивилизационная традиция сохраняется с помощью общей системы коммуникации. Народы Русского мира не могли бы создать цивилизационную общность, не имея языка межнационального общения. Таким средством коммуникации стал русский язык, который сложился и развивается как общее достояние всех народов Русского мира. А в церковной жизни таким языком является церковно-славянский. Это общий язык для всей Русской Церкви, и его важно сохранять, развивать и изучать. При этом большую ценность имеют языки всех народов, составляющих Русский мир…

Русский мир прошел и через княжескую междоусобицу, разделение между несколькими государствами, объединение в границах одного государства — одним словом через многие политические и структурные преобразования. Теперь русская цивилизационная традиция существует в условиях различной политической и общественной самоорганизации…

Я не думаю, что сегодня нужно затевать какую-то новую структурную перестройку Русского мира. Уже сложились суверенные государства на просторах исторической Руси, и они показали свою жизнестойкость. Сегодня было бы важно, чтобы этот суверенитет был «перезагружен» и направлен не на обособление от соседей, а на ответственное поддержание и развитие нашей цивилизационной общности…

Мое горячее желание состоит в том, чтобы все страны, связанные с русской цивилизацией, осознали наше общее ценностное достояние не как угрозу своей самостоятельности, а как свой бесценный ресурс в глобальном мире. Пробуждение цивилизационного сознания в пределах исторической Руси является сегодня одной из важнейших задач. Прежде всего, она стоит перед теми странами, которые напрямую возводят историю своего народа к Руси, то есть перед Белоруссией, Россией и Украиной…

Уверен, что современная Украина может продолжить эту древнюю киевскую традицию, отличительной чертой которой всегда была забота о сильной Руси, способной защищать Святое Православие и являть в своей жизни его всечеловеческий, то есть вселенский характер — быть домом для многих народов, а не замыкаться в своей национальной келье…

Украина и сегодня, и в будущем может послужить исполнению замысла Божия о Руси. При этом Украина не должна и не может быть ведомой или младшим партнером в этом историческом деле. Она призвана быть ответственной наследницей Руси и созидать Русский мир на равных совместно с другими его наследниками.

Я позволил себе сказать отдельно о России и Украине. Но это не означает, что я принижаю роль Белоруссии, Молдавии, Казахстана или других стран, игравших и продолжающих играть значимую роль в сохранении Русского мира. Москва, Киев, Минск, Кишинев, Астана могут стать центрами не просто отдельных государств, но и центрами общей, могучей цивилизации, от имени которой они способны во весь голос говорить с другими цивилизационными полюсами мира. Важно, чтобы каждый из этих центров, сохраняя свою самобытность, в то же время развивал взаимосвязи с другими столицами единого духовно-культурного пространства Русского мира

Если в прошлом оправданной стратегией выживания Русского мира была его централизация, то сегодня в условиях глобализации оптимальной формой может оказаться теснейшее интеграционное сотрудничество равноправных суверенных государств, образовавшихся на пространстве исторической Руси…

Строительство Русского мира не есть создание некой изоляционной системы. Глобальность многонациональной русской цивилизации, прежде всего, имеет опору во вселенском характере Православия, лежащего в основе мировоззрения большинства из тех людей, которые осознают себя частью Русского мира…

Русский мир должен быть не столько воспоминанием о прошлом, сколько деятельным, мобилизующим началом построения лучшего будущего для великого многонационального объединения, живущего в мире с собой и остальным миром».

* * *

Недавно Патриарх Кирилл посетил Эстонию по случаю 20-летия дарования его предшественником, Патриархом Алексием II, Томоса о самоуправлении Эстонской Православной Церкви. Предстоятель Русской Церкви выразил свое убеждение в том, что в отношениях между русским и эстонским народами наступают новые времена: «Я чувствую всем сердцем, что мы приближаемся к тому времени, когда наши народы начнут писать новую страницу своей истории. Эти времена наступают, и я буду молиться и делать все от себя зависящее, чтобы они наступили как можно скорее».

В июле будут торжества в связи с 1025-летием Крещения Руси. В сентябре должен состояться архипастырский визит Патриарха Кирилла в Молдавию. И, можно не сомневаться, патриаршье слово о Русском мире прозвучит с новой силой.

Русский мир – это не «концепция» и не «доктрина». Русский мир – это культурно-историческая реальность, тип цивилизации, которая складывалась на протяжении многих веков и обогатила нас и весь мир непреходящими культурными ценностями.

Кого же на Украине страшат ценности Русского мира?

Ольга КРАВЕЦ, Виктор БЕГЕР http://odnarodyna.com.ua