Письмо КОМОЕДОВУ В.П.
На модерации
Отложенный
103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, дом 1.
Председателю Комитета по обороне Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
КОМОЕДОВУ Владимиру Петровичу
Уважаемый Владимир Петрович!
С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон
№ 309-ФЗ).
Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ
№ 4468-1 от 12 февраля 1993 года) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента, до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента".
Таким образом, до 1 января 2012 г. (т.е. до вступления в силу изменённых редакций статей 43 и 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1) в соответствии со ст. 43 денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащему определялось суммой окладов по должности и воинскому званию соответствующих категорий военнослужащих, а также надбавки за выслугу лет (что принималось и учитывалось при исчислении пенсий в размере 100%). В соответствии со ст. 49 Закона пересмотр размера пенсии производился одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, исходя из увеличенного денежного довольствия в соответствии со ст.43 этого Закона.
Однако после 1 января 2012 года денежное довольствие для исчисления пенсии было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.
Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинском у званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100%-54%=46%).
Тем самым законодатель нарушил статью 55 (часть 2) Конституции РФ, которая гласит: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
Процедура пересмотра пенсий с 1 января каждого года на 2% до достижения 100%, предписанная частью второй изменённой статьи 49 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…", применительно к военным пенсионерам имеющим преклонный возраст, вряд ли устранит нарушение конституционного права граждан, поскольку значительная часть этой категории военных пенсионеров просто не доживёт до восстановления заслуженной пенсии до 100% нарушенного права.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Однако часть 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I (с изменениями от 8 ноября 2011 г.), содержащая норму "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов…", и Федеральный закон № 309-ФЗ, дополняющий ст. 43 Закона РФ № 4468-I частью 2, содержащей указанную норму, не содержат прямого указания на то, что её положения распространяются на лиц, пенсии которым, назначены до 1 января 2012 года, т.е. что её положения распространяются на отношения, возникшие до введения её в действие.
Такое толкование и применение Закона соответствует Конституции РФ и решениям Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 октября 1996 года
№ 17-П, разъяснил, что: "По смыслу Конституции РФ и названного Федерального закона общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.
Данный принцип применен, в частности, в гражданском (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации), таможенном (статья 234 Таможенного кодекса Российской Федерации), уголовном (статья 6 Уголовного кодекса РСФСР) законодательстве". Такое толкование и применение Закона соответствует части 2 статьи 55 Конституции РФ, поскольку Законодатель не имел права допустить снижения уровня пенсионного обеспечения граждан, пенсии которым назначены до 1 января 2012 года.
В Постановлении от 9 июля 2009 года № 12-П (п. 5.1) Конституционный Суд РФ указал: "Вместе с тем при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан, не допуская при этом снижения достигнутого уровня их социальной защищенности".
В Определении от 4 апреля 2006 года № 89-О Конституционный Суд РФ указал: "Между тем государство не может произвольно изменять уже признанный им статус таких лиц и уменьшать обусловленный этим статусом объём социальных гарантий, поскольку в противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П… и неоднократно подтверждённой в ряде последующих решений, изменение законодателем ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определённость, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иначе правовое регулирование, по существу, будет означать отмену для них прав, приобретённых в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что не совместимо с положениями статей 1 (часть 2), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации".
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2010 года № 9-П указано: "Вместе с тем вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, федеральный законодатель - в силу статей 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации - обязан соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях".
Таким образом, применение Государством части 2 ст. 43 Закона РФ № 4468-I, содержащей норму об исчислении пенсии, исходя из 54 процентов денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, при пересмотре пенсии, назначенной до 1 января 2012 года, фактически приведшее к её новому назначению (переназначению), основано на неправильном толковании и применении закона, поскольку толкование и применение закона должно соответствовать Конституции Российской Федерации, Гражданскому Кодексу Российской Федерации и буквальному толкованию закона.
С учётом выше изложенного и в соответствии с российским законодательством мы ТРЕБУЕМ:
отменить статью 2 (часть 1, пункт б; часть 3, пункт б) Федерального Закона № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального Закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части, касающейся введения при исчислении и пересмотре пенсий с 1 января 2012 г. военным пенсионерам и приравненным к ним лицам, получивших статус пенсионера до 01.01.2012 года, уменьшающего коэффициента в размере 54 процента денежного довольствия и начиная с 1 января 2013 года ежегодного его увеличения на 2 процента до достижения 100 процентов его размера, как не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 2; 7 (части 1 и 2); 15 (части 1 и 2); 18; 37 (части 1 и 3);39 (части 1 и 2); 45 (часть 1); 55 (части 2 и 3); 59 (части 1 и 2).
С уважением, военные пенсионеры Министерства обороны РФ:
Г.Завьялов, Л.Гришин, В.Русаков, А.Ефремов, Е.Винницкий, И.Швец,В.Карабанов, А.Бунковский.
Комментарии