Как воскресить Уго Чавеса? - главная забота венесуэльских властей

Главная забота, конечно, после снабжения населения туалетной бумагой.

 

Умерший 5 марта президент зрит на своих соотечественников со всех сторон. В городах, поселках и деревнях висят огромные портреты руководителя, смотрящего в даль - в светлое будущее и призывающего своим широким жестом к неустанному строительству “социализма XXI века” или просто по военному отдающего честь.

Все билборды и плакаты, которыми залеплена вся страна, являются отголоском двух президентских выборов, которые прошли в Венесуэле в течении шести месяцев. Одни выборы прошли осенью прошлого года, а другие - в апреле, после смерти Чавеса. Большая часть портретов несет набивший оскомину лозунг „Chávez vive, la lucha sigue" (“Чавес жив, борьба продолжается”).

Чавес часто изображен в товариществе с Фиделем Кастро, Симоном Боливаром или с Ясером Арафатом. В некоторых городах власти соорудили нечто, что можно назвать алтарем Уго Чавеса, где любой из его сторонников может положить цветы в память о “команданте”. Такие алтари встречаются в больницах и школах. Кроме того, преемник умершего президента, Николас Мадуро, в каждом из своих выступлений ссылается на своего предшественника и цитирует его изречения.

Все эти заскоки ничто иное как ясный ответ на вопрос, который после 5 марта задавало себе много венесуэльцев: каким чудом чавизм может существовать без Чавеса? Как оказалось, может. И харизма команданте нужна сегодня властям как никогда.

- С точки зрения экономики мы идем путем Кубы, ну и власть пробует создать культ бывшего президента, чтобы хоть чем-то занять людей. Для многих сторонников, Чавес стал чем-то вроде святого, - говорит депутат от оппозиционной партии венесуэльского парламента Омар Гонсалез Морено.

Сравнение с Кубой, которую Венесуэла поддерживает экономически и политически, можно услышать из уст многих венесуэльцев, не скрывающих, что им никогда не было так тяжело. Через 14 лет после чавистской революции появился дефицит самых элементарных товаров. И это в стране, которая является одним из крупнейших экспортеров нефти.

Частично проблема в том, что власть устанавливает цены на большинство продуктов, как обычно бывает в плановой экономике, эти цены не являются экономически обоснованными и выгодными производителю, поэтому он просто перестает их выпускать. Поэтому все реже на полках венесуэльских магазинов появляется кукурузная мука - основной продукт питания местного населения, а ее цена на черном рынке выросла в четыре раза.

Уже легендой стала проблема нехватки туалетной бумаги, которую с вящим удовольствием расписывали мировые СМИ. В мае Мадуро личным указом предписал закупить 50 миллионов рулонов за рубежом.

Вызванная такой политикой неуверенность в венесуэльской экономике отражается на позициях доллара. Его курс на черном рынке бьет все рекорды, и импортные товары становятся все дороже и дефицитнее.

Принимая это во внимание, не стоит удивляться тому, как власть отчаянно пытается спасти ситуацию реанимированием симпатии, который народ испытывал к харизматичному Чавесу и подвязаться к его славе.

Впрочем культ Чавеса начал формироваться сразу после его смерти. Мадуро, исполняющий обязанности президента с трепетом заявил, что Уго Чавес после смерти разделит судьбу Ленина и его забальзамированное тело будет помещено в мавзолей, чтобы его поклонники могли в любое время придти и поклониться ему. Правда позже властям пришлось отказаться от этой затеи, т.к. труп начал разлагаться и бальзамирование не могло пройти удачно.

Во время последних президентских выборов его имя звучало так часто, что можно было подумать - Чавес воскрес и вновь избирается президентом. Кандидат-преемник не уставал повторять, что он сам никогда бы не захотел стать президентом, но должен выполнить поручение возложенное на него самим “команданте”. Журналисты подсчитали, что во время предвыборной компании о сказал об этом несколько тысяч раз. Ну а известная история с Уго Чавесом в образе птички была самым ярким примером коварства властей.

Сегодня главным пунктом культа Чавеса является  небольшой дворец в районе “23 января” (одного из самых криминогенных районов Каракаса). Войдя внутрь и пройдя между двумя солдатами почетного караула, можно увидеть гроб Чавес и прикоснуться к его мраморной крышке. В соседних комнатах расположены экспонаты, по которым прослеживаются важные вехи жизненного пути “команданте”.

В часовне по соседству висят два больших портрета Чавеса, которые доминируют над другими религиозными символами, даже над фигуркой Девы Марии - подарок Чавесу от президента Аргентины Кристины Кирчнер. Это место часто навещают рьяные чависты и оно обязательно для посещения школьниками.