вопрос френдам
Со школьных лет мне врезался в память эпизод из прочитанной в третьем или четвертом классе книжки о юных подпольщиках из оккупированного городка. Ни автора, ни названия, я конечно же, теперь не вспомню. Сюжет тоже помню в самых общих чертах: речь шла о каких-то листовках и слушании радио по ночам.
Так вот, на этих самых рукописных листовках пионеры-герои чуть не погорели. Однажды во время диктанта в классе появился офицер и принялся сличать написанное учениками в тетрадках с почерком на самодельной листовке. Наконец он остановился рядом с героиней повести (назовем её Олей) и… И она поняла, что это конец. Она сразу узнала свою листовку, и без всякого сомнения, это стало ясно и вражескому офицеру.
Девочка оцепенела от ужаса, да и весь класс, заполненный учениками, застыл в мертвой тишине. Наверное, для Оли прошла вечность, прежде чем она осмелилась поднять взгляд вверх и посмотреть на немца. Он стоял рядом с ней, держа в одной руке листовку, а в другой тетрадь с недописанным диктантом. Стоял и смотрел в окно.
На что он там смотрел, Оля не знала, о чем он в этот момент думал, не знала тем более.
Через несколько мгновений – ужасных и мучительных мгновений между жизнью и смертью – немец вернул тетрадку на место, молча повернулся и вышел.
Повторяю, я напрочь забыла, что это была за повесть. Вряд ли её художественный уровень был высок. Но вот этот эпизод с листовкой запомнился мне на всю жизнь. И, признаться, безымянный немецкий офицер (из Абвера?!), спасший маленькую глупую подпольщицу, встал у меня в воображении рядом с (вы будете смеяться, но это так) такими героями-разведчиками как Кузнецов из некогда очень популярной повести Медведева «Это было под Ровно» и другими. А через какое-то время он их, без всякого сомнения, даже и вытеснил. Несмотря на то, что в той повести была масса звероподобных фашистов, стреляющих без разбора во все, что движется. Видимо, во мне сказалась заложенная русскими классиками любовь к неоднозначным мужским образам. Вот такой неожиданный и даже парадоксальный эффект имела та советская повесть, призванная воспитывать в пионерах «мужество, отвагу и беззаветную любовь к социалистической родине».
Может, читал кто-то такую книжку? любопытно узнать автора или название
Комментарии
Ну ну.
И почему то я даже не удивляюсь.
Жаль не всех война забрала.