«Имя Бога должно быть забыто на всей территории СССР»

На модерации Отложенный

Борьба с «религиозным дурманом» началась в России ещё в 1917 году, сразу после революции. Однако поистине системный и бесчеловечный характер эта борьба обрела несколько позже, когда советская власть осознала, что главный и последний враг в деле построения светлого будущего – это Церковь. 15 мая 1932 года было объявлено о начале в СССР «безбожной пятилетки».

Примечательно, что трудовые «пятилетние планы» были изобретены ещё в Российской Империи. Отсюда и берут своё начало советские пятилетки, в том числе и «безбожные». Антицерковная кампания стартовала под лозунгом «Долой мракобесие!», и главной её целью заявлялось просвещение трудящегося народа. Впоследствии «просвещение» переросло в массовый террор, призванный полностью уничтожить все существовавшие в стране религиозные организации.

О необходимости проведения антирелигиозной пятилетки большевики заговорили ещё в конце 20-х гг. На XIV Всероссийском съезде Советов звучали призывы «принять меры к массовому выходу трудящихся из религиозных общин». В свою очередь главный безбожник страны председатель Союза безбожников Емельян Михайлович Ярославский (настоящее имя – Миней Израилевич Губельман) на совещании ЦК ВКП(б) назвал главнейшей задачей государства создание многомиллионной антирелигиозной организации. Для этого предлагалось применять «систему плановой вербовки членов».

ОБЕЗБОЖИВАНИЕ И РАСЦЕРКОВЛЕНИЕ

В 1929 году Союз безбожников меняет название на «Союз воинствующих безбожников» и начинает разрабатывать план пятилетки. При составлении плана учитывались тезисы Иосифа Сталина об обострении классовой борьбы, в которой самым ярым противником советской власти оставались религиозные организации.

Важнейшей задачей СВБ было названо полное «обезбоживание» фабрик и сёл. Для этого Союзу предстояло организовать «соревнования» между ячейками – а) по количеству проведенных антирелигиозных лекций, докладов, бесед и вечеров; б) по количеству охваченных им слушателей; в) по повышению читаемости антирелигиозной литературы в библиотеках; г) по лучшему проведению антирелигиозных кампаний, безрелигиозных свадеб, похорон, октябрин и т.д. Кроме того, членам Союза рекомендовалось организовывать собственные ударные группы по проведению агроминимума на полях, создавать колхозы безбожников, группы безбожников по утеплению хлевов.

Согласно программе Ярославского, «обезбоживание» и «расцерковление» должно было помогать проведению коллективизации и усиливать её. «Процесс сплошной коллективизации связан с ликвидацией... значительной части церквей... Мы не можем отрывать этот процесс от выполнения нашего пятилетнего плана», - докладывал председатель на заседании Союза зимой 1930 года. Вместе с тем, перед активом СВБ ставились задачи по организации рабоче-крестьянских антирелигиозных университетов и атеистических курсов, музея мирового значения «Дом безбожника». Планировалось в несколько раз увеличить тираж газеты «Безбожник», журнала «Антирелигиозник» и в кратчайшие сроки довести численность Союза до 10 миллионов человек.
Однако уже в 1932 году в руководстве СВБ осознали, что реализация столь амбициозного плана проваливается почти по всем пунктам. Ряды безбожников не пополнялись новыми активистами, и число членов организации не превышало 5 миллионов. Городские ячейки и даже областные отделения фактически бездействовали и медленно распадались. Руководство Союза, не подводя итоги первой пятилетки, которая, по сути, так и не состоялась, решило объявить в мае 1932 года о начале второй пятилетки.

К 1 МАЯ ИМЯ БОГА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАБЫТО

Государство видело своей основной задачей построение бесклассового общества, «ликвидацию капиталистических пережитков» и их носителей. Всё население, способное работать, должно было превратиться в сознательных и активных созидателей справедливого социалистического мира. Одним из безусловных таких «капиталистических пережитков» была религия, в связи с чем СВБ утвердил «ряд решений для фронтального наступления на Церковь».
В ходе второй пятилетки (с 1932 по 1937 гг.) планировалось, в частности, привлечь к антирелигиозной пропаганде все слои рабочих, вплотную заняться «просвещением» на деревне и создать безбожные ячейки в каждом совхозе и колхозе, проводить антирелигиозную подготовку учителей, развернуть районные СВБ под лозунгом «Вера в бога является контрреволюционной силой», издавать атеистическую литературу на языках всех народов, населяющих страну.

Уже к 1933 году должны были закрыться все (!) церкви и молитвенные дома, к 1934 году - исчезнуть все религиозные традиции и праздники. К 1936 году власти намеревались уничтожить последних священнослужителей и довести численность борцов с «мракобесием и клерикализмом» до 17 миллионов человек. Таким образом, утверждали руководители СВБ, «к 1 мая 1937 г. имя бога должно быть забыто на всей территории СССР».

Отдельное внимание уделялось подготовке «профессиональных» атеистов, которые вели пропаганду по всему Советскому Союзу. Антирелигиозные агитаторы обучались на 20 атеистических отделениях вузов, в антирелигиозных педагогических техникумах, специальных курсах и даже в детских антирелигиозных университетах. Однако число членов СВБ росло крайне медленно и на своём пике составляло 5,7 миллиона человек. Более того, некоторые «безбожники» сами ходили в незакрытые церкви на богослужения и отмечали религиозные праздники тайно.

В 1935 году на Всесоюзном совещании безбожников руководители СВБ во главе с Ярославским признали, что «в стране существуют 10000 религиозных организаций, у многих миллионов людей не потеряна вера в бога, ячейки безбожников теряют своих членов». Вторая безбожная пятилетка, как и первая, оказывалась провальной. Довольно быстро нашли и виновных – ими оказались непосредственно религиозные организации, а также ряд предателей в руководстве самого Союза воинствующих безбожников.

СЕКРЕТНАЯ ПЕРЕПИСЬ

В 1936 году в процесс расцерковления вмешался Сталин. Он, в частности, выступил с критикой тезиса Ярославского о том, что «Комсомол решительно и беспощадно борется с религиозными предрассудками». «Зачем решительно и беспощадно? – Возмутился вождь народов. – Терпеливо надо разъяснять молодежи вред религиозных предрассудков, вести среди молодежи пропаганду материалистического мировоззрения, единственно научного».
После этого заявления чуткие идеологи из СВБ сменили курс по проведению «обезбоживания», но никаких существенных плодов это всё равно не принесло. В 1937 году власти были по-настоящему шокированы данными проведённой переписи населения, согласно которым треть всех городски жителей и две трети сельчан назвали себя верующими. Среди неграмотных православные верующие от 16 лет и старше составляли 68 процентов, среди грамотных – почти 80 процентов.

Результаты этой переписи строго засекретили (и опубликовали лишь в 1990 году), как-либо использовать их категорически запрещалось. Трагичной оказалась судьба тех, кто проводил перепись, - многие из них подверглись репрессиям.

ТЕРРОР

После двух провальных безбожных пятилеток в истории страны начался период, который дал Русской Церкви больше мучеников, чем вся история христианства на Земле. Власть перешла к массовому физическому уничтожению церквей, духовенства и простых верующих. Ежегодно закрывалось несколько тысяч храмов. С 1937 по 1941 гг. году были арестованы около 180 тысяч священников и церковнослужителей, более половины из них - 110 тысяч человек – были расстреляны, остальные – репрессированы. К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе оставалось всего чуть больше пяти с половиной тысяч священнослужителей, большинство из которых находились на присоединённых к СССР в 1939-1940 гг. территориях.

В эти годы неоднократно звучали призывы провести третью безбожную пятилетку. По словам всё того же Емельяна Ярославского, следующее десятилетие должно было стать «временем полного освобождения масс от реакционного влияния религии». В статье журнала «Большевик» от 1939 года отмечалось: «Всякий, даже самый советский поп - мракобес, реакционер, враг социализма», поэтому «задача 3-й пятилетки состоит в том, чтобы вытравить из сознания людей все эти пережитки». Несмотря на это, третья пятилетка так и не была объявлена.

Отношение государства к религии в корне изменилось в годы Великой Отечественной войны, когда руководство страны решило не уничтожать Церковь как институт, а сделать её полезной и полностью подконтрольной власти.