#Индия выбирает Россию - 2

На модерации Отложенный


 

 



Тема будущей интеграции Индии и ТС открылась со встречи в начале апреля в Нью-Дели министра торговли и промышленности Индии Ананда Шармы и председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, который прилетел туда из Ханоя, где принял участие в церемонии старта переговоров по Соглашению о зоне свободной торговли (FTA) между Таможенным союзом и Вьетнамом....
...Индия хочет от ТС фактически того же соглашения, что и Вьетнам, поэтому она собирается уделять повышенное внимание тому, как реализуется план-график переговоров у соседей. ...
 
...Виктор Христенко по итогам переговоров в Нью-Дели подчеркнул, что ТС готов к расширению, но не за счёт глубины интеграции. Иными словами, речь пойдёт о снятии взаимных таможенных барьеров и приведении торговых отношений Таможенного союза с Индией и Вьетнамом к полному соответствию не только законам этих стран, но и регламенту ТС, то есть де-факто их вхождению как равноправных партнёров в единое экономическое пространство ЕврАзЭС.
Здесь интересно то, как быстро происходит реакция индийской стороны. По итогам переговоров Христенко и Шармы была достигнута договорённость сторон встретиться на ПМЭФ сейчас, в июне. Как и в случае с Вьетнамом, это станет первым раундом утверждённой программы переговоров.
Однако, не дожидаясь июня, месяц назад Индия уже выступила с предложением о немедленном расширении партнёрства в рамках существующих возможностей, до любых новых договорённостей. В частности, Ананд Шарма пригласил российские компании поучаствовать в строительстве промышленных анклавов международного значения в особой экономической зоне — Индустриальном коридоре Дели—Мумбаи. На ПМЭФ индийская делегация прибудет уже с готовой презентацией этого проекта для российских инвесторов.
После визита Христенко в Москву прилетал министр иностранных дел Индии Салман Хуршид, чтобы встретиться с руководителем нашей части российско-индийской межправительственной комиссии Дмитрием Рогозиным, а также своим коллегой Сергеем Лавровым. Это была уже третья всего лишь за первый месяц встреча на высоком уровне, посвящённая российско-индийским отношениям, что говорит о важности процесса.
Также Ананд Шарма обратился к России с просьбой оказать содействие переговорам Индии с другими членами ТС о скорейшем создании Объединённой рабочей группы. Эта группа должна будет заняться всесторонним исследованием возможностей для интеграции Индии и Таможенного союза, поскольку для этого необходимо будет учесть как законы стран-участниц, так и положения ВТО и влияние будущего соглашения на другие зоны свободной торговли.
По словам Шармы, он сумел добиться неоценимой поддержки МИДом России своей инициативы по установлению прямого диалога с ТС...
...При этом существует очевидная проблема в установлении более плотных торговых отношений между Таможенным союзом и Индией — между ними расположены либо очаги нестабильности, либо недостаточно развитые транспортные сети и труднопроходимые горы. Поэтому возросшие потоки грузов Индия планирует направить через международный транспортный коридор «Север-Юг».
Этот путь был открыт Индией, Ираном и Россией ещё в 2002 году. Он имеет несколько веток, но в любом случае теснейшим образом завязан на Иран. Через юг Ирана контейнеры идут морем в Индию, через его север — опять-таки морем или по железной дороге по восточному берегу Каспия через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в Россию. Коридор активно развивается. Совсем недавно, 10 мая, состоялось открытие последнего туркменского участка строящейся с 2007 года линии Жанаозен — Голган, которая сократит расстояние МТК «Север-Юг» на 600 км.
Планируется ещё и западная ветка железной дороги через Азербайджан, но она ещё не достроена. По сравнению с альтернативными путями, в том числе Суэцким каналом, этот МТК короче в два и более раз. 
Соответственно, любое усиление торгового оборота между Таможенным союзом и Индией автоматически означает их плотное и, что самое важное, сугубо мирное сотрудничество с Ираном. Чем спокойнее ситуация в Иране и вокруг него, тем это выгоднее всем сторонам.
 
...В желании установить более плотные торговые отношения с Таможенным союзом Индия проявляет невиданный по меркам международных отношений энтузиазм. 
.

Прежде всего, для ясности, напомню: ТС - это единая таможенная территория, второй уровень интеграции после "зоны свободной торговли" (ЗСТ). Дальше идёт создание единого экономического пространства (свободный переток товаров, услуг, капитала и рабочей силы - ЕЭП) и экономического союза (полностью унифицированное экономическое законодательство; на этом уровне должен находиться тот Евразийский Союз, который обещают к 2015 году).
Далее уже - фаза валютного союза (5-й уровень интеграции) и, возможно, единого экономического правительства (6-й уровень). 
К примеру, в Европе ЗСТ собираются с Украиной организовывать, но это мало что означает в реальности. А вот сами страны ЕС были интегрированы друг с другом на уровне "общего рынка" (аналог ЕЭП, 3-й уровень) ещё до введения евро. Теперь же в ЕС частично произошла интеграция 4-го уровня (унификация всего экономического законодательства), частично - 5-го (валютный союз - Еврозона). Возможно, установится и полностью объединённое управление экономикой, если Брюссель продавит свою линию... 
У нас существует ЗСТ в рамках ЕврАзЭС ещё с начала 2000-х, плюс недавно появилась ещё и ЗСТ СНГ. Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана уже подразумевал 2-ю ступень интеграции, но с 2012-го начало действовать уже ЕЭП тех же трёх стран (3-я ступень).
Так вот, чтоб не пугались: из того, что страны, сейчас входящие в Таможенный Союз (2-й уровень интеграции) перейдут к экономическому союзу (ЕАС, 4-й уровень) к 2015-му, никак не следует, что в ТС не могут вступить страны, которые в более глубокой интеграции участвовать не станут. В своё время, помимо СССР, существовали ещё и ОВД и СЭВ, и их члены в состав Союза не входили. Пока Индия и Вьетнам собираются присоединяться к Таможенному Союзу, но не более.
 
Короче говоря: Индия очень хочет влезть без мыла в какой-нибудь общий с Россией блок, причём всё равно какой - это очевидно. Она пыталась вступить в ШОС - не получается пока. Теперь же увидела шанс оказаться в ТС. Причём, покуда речь шла именно о постсоветской интеграции, она интереса особого не проявляла, а вот как Вьетнам вроде как подключился к процессу - так и Индию тоже стало, такскзть, неудержимо рвать в нашу сторону...
Но почему?
 
Такое впечатление, что Индия чувствует себя жертвой неявной агрессии со стороны Запада - англосаксов, прежде всего. Экономически она к ним и так привязана за счёт частичной англоязычности. Но кто-то - тот самый хозяин индийских НКО, которым на днях перекрыли кислород по нашему образцу, и кто пытался торпедировать строительство АЭС "Куданкулам" - видимо, теперь начинает уж очень назойливо настаивать. Индия почувствовала, что её стремятся окончательно привязать к Западу. И ей такой вариант не нравится. 
Во-первых - потому, что не соответствует уже сложившейся традиции ("неприсоединение").
Во-вторых - потому, что уж очень у неё много совместных проектов с нами.
В-третьих - похоже, она опасается, что её попытаются превратить в итоге в антикитайское "пушечное мясо". В самом деле: населения для этого в Индии достаточно, но самостоятельную игру она, в отличие от России, на этом направлении вести не сможет. У России - такой арсенал тактического ядерного оружия, что мы могли бы, в принципе, и в одиночку попробовать зохавать Китай - ну, если б дело до того дошло. У Индии же на это шансов нет... 
При этом Индия видит, что, несмотря на совместные проекты и прочее, Китай остаётся для России более важным партнёром, чем она: российско-китайские экономические проекты более масштабны (по топливу, по транспорту, атомные), да и объективно - чё уж тут - Китай пока что в качестве потенциального союзника получше Индии смотрится. И, соответственно, Дели пытается срочно реанимировать все наши совместные проекты, типа того же транспортного коридора "Север - Юг". 
Если рассматривать нынешнюю ситуацию как некую подготовку в грядущему противостоянию, то пока что РФ и КНР оказываются на одной стороне, Запад - на другой. Индия чует, что её хотят вовлечь в западную коалицию. И, в пику этому, стремится как можно быстрее подружиться с Россией, став для неё не менее важным партнёром, чем Китай. Не обязательно для того, чтоб выступить на нашей стороне, но совершенно очевидно хотя бы для того, чтоб дистанцироваться от Запада. Чтоб её оставили в покое на правах сильного нейтрала. 
 
Ну, вероятно, наши примут предложение. Индия резко увеличивает нашу, говоря по-хазински, технологическую зону, хоть и стремится в итоге к формированию собственной. Она может резко стабилизировать геополитические процессы в Южной Азии: совместные проекты позволяют вовлечь в процесс интеграции постсоветские страны, а в процесс экономического и политического сближения также и Иран. Некоторые мелкие плюсы: вполне вероятно, что от Индии потребуют дезавуировать её гарантии безопасности Катару...
Ну и, собственно говоря, наличие такого крупного нейтрала действительно снижает вероятность большой войны. По крайней мере, отдаляет её. Группа Переслегина вычислила два периода максимальной военной опасности: 2015-17 гг. и в середине 2020-х. Первый из них при однозначном активном нейтралитете Индии мы практически наверняка счастливо "пропускаем"...
 
Начало см. в предыдущем посте.