Культуре, как и человеку, необходим собеседник, чтобы развиваться. Поэтому европейцы с таким упоением снимают фильмы про укрощение строптивых африканцев, а африканцы с не меньшим упоением атакуют Европу.
Когда человек устает от своей жизни, ему нужно, чтобы рядом был кто-то живой и настоящий. Об кого можно поколбаситься и зарядиться энергией, кто порадуется и погрустит вместо него, кто сделает то, на что человеку самому не хватает сил. Поэтому Неприкасаемые, он же 1+1, — фильм столь же о культурах, сколь и о людях. История допинга заимствованиями повторяется из века в век, от римлян с галлами и даже раньше.
В известном смысле метафора перерастает сюжет и оборачивается злободневной сатирой не только на толерантность, но и на ее последствия — нынешние мигранты и правда становятся блюстителями морали и хранителями той традиции, в которую они так истово просачиваются.
Неприкасаемые — это и о отстраненности взгляда дикаря. Культуре, как Филиппу, часто не хватает просто воздуха. Способности прыгнуть с утеса. Посмеяться над собой. Пока человек может смеяться над собой, он остается человеком. Потому и получается так, что шикарные игрушки вроде Мазератти достаются не тем, у кого есть история и деньги, а тем, у кого есть руки и ноги.
Но это не главный вывод из этой истории.
А главный — в жизни есть чертова прорва всего помимо того, что мы считаем правильным, положенным, пристойным и подходящим. И это все делает человеческую жизнь разнообразной, красочной и чудесной. Делает ее настоящей. Даже если получать от нее удовольствие можно только ушами и не знать, кто такой Берлиоз.
А еще это о том, что есть уровень, который выше всевозможными образами раскрученной толерантности, всетерпимости, прав человека, бла-бла-бла (конечно, для полноты картины в ней есть и лесбиянка, и куча гомосексуальных намёков). Это уровень признания другого — Человеком. Равным. Сильным. Умным. Знающим, что он делает. Достойным — не жалости или сочувствия, а любви, уважения, — и неистового веселья.
Это тот уровень, где возможна и любовь, и война, и дружба, и взаимный восторг. Там и происходит взаимодействие людей как сущностей, а не заштампованных социальных механизмов — оттого они и становятся неприкасаемыми, которым нет дела до того, что положено, а что нет. Там живут мечты. Там 1+1 становится 11.
Комментарии
Комментарий удален модератором